Выступление на родительском собрании по теме: «Роль родителей в организации досуга детей»
МКОУ у «Днепровская СШ»
Роль родителей в организации досуга детей
Учитель биологии и химии
Калинкина Г.В.
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает организация досуга
Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с учением) – добровольный выбор школьником занятий и форм отдыха. Ценность досуга для подростков, как правило, оказывается значительно выше учебной деятельности.
Нет плохого или хорошего досуга. Тот или иной досуг хорош, когда психологически оправдан. Кто перенапряжен в школе, для кого дни там летят стрелой, тому полезен отдых-разрядка, снимающий напряжение, усталость, стрессовое состояние. Для того, кто считает, что его дни тянутся однообразно, скучно, нужна на отдыхе зарядка, а именно: активизация, встряска.
Социологи выделяют несколько типов личности по отношению к использованию досуга. Одни дети стремятся к максимально полезному проведению досуга, у них каждый час на счету, другим не особенно важно чем заниматься. Они досуговая сфера весьма разнообразна.
Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами школьных занятий. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т.е. зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение с интересными людьми, заранее планируют выходные и каникулы. Как правило, очень много успевают. У других интересы сосредоточены на одном увлечении, которому они отдают все свободное время. Эти люди стремятся к углубленному знанию о предмете своего увлечения, будь то цветоводство или конструирование, дискотеки и свободное общение со сверстниками. Это натуры, заражающие окружающих своей беззаветной увлеченностью. Третьи отличаются пассивностью, склонностью к домашним формам досуга: телевизор, музыка, телефон.
А есть подростки, которые предпочитают проводить все время в обществе, совместных прогулках, беседах, походах, танцах. Нравственно опасен для общества «времяубиватель», он не имеет никаких глубоких интересов и привязанностей, склонен к агрессии, жестокости, вредным привычкам.
Анализ системы родители-дети показал незаинтересованность родителей в общении со своими детьми, потерю привычки, умения с той и другой стороны совместно проводить время, общаться, решать возникающие вопросы, просто отдыхать. В то же время потери практически невосполнимы ни для детей, ни для родителей. Привычка проводить время вне семьи, вне родительского общения противоестественна и имеет далеко идущие последствия, которые недооцениваются как родителями, так и педагогами. Прежде всего это сказывается на ценности развития личности, становлении опыта совместной жизни, усвоении и формировании норм жизнедеятельности и взаимоотношений в своей будущей семье.
Досуг же в семье не отличается большим разнообразием. Семейные традиции проявляются в основном в виде застолий и значительно реже – в совместном отдыхе и совместной творческой деятельности.
Предпочтительные занятия в семье – просмотр телепередач, игры в телефоне, чтение книг стало редкостью.. Если родители полностью используют газету, книгу, кино, театр, музеи, то они очень много дадут своим детям в области знания и в деле воспитания характера. Так считал
А. С. Макаренко. В своей работе «Лекции о воспитании детей» он выделяет следующие виды отдыха семьи в выходные дни: прогулка загород, знакомство с природой, с городом, с селом, с людьми, спортивные игры Кроме прогулок и спорта, в семье возможны такие формы культурного воспитания, как организация переписки с друзьями, участие детей в благоустройстве дома, придомовой территории, организация встреч, игр, прогулок.
У многих детей самыми радостными часами в их детских рабочих буднях являются вечерние, когда уроки сделаны, все тревоги дня позади и можно заняться чем-то своим, заветным.
Время с семи часов вечера до десяти: три часа отдыха. Любимых занятий, сокровенных бесед... как их провести? Получасовая прогулка на воздухе с отцом, старшим братом или с матерью?
Это было бы прекрасно. Во время прогулки можно разобраться во многом. И ответить на вопросы дочери, почему Галя заплакала, когда учительница заподозрила ее в обмане? Почему мальчишки такие вредные: и грубят, и пристают, и не отделаешься от них? Почему не всегда можно говорить правду? И этих «почему» бесконечно много. Если каждый вечер не отвечать на них, то их скопится больше, чем звезд на небе.
Итак, одно из звеньев идеальной модели: прогулка с ответами на вопросы. Потом наш ребенок начинает заниматься интересным для него делом: возможно, он дочитывает захватывающий детектив, решает задачу, которую никто не решил на олимпиаде. Глаза его светятся, лицо горит, не надо его сейчас ничем отвлекать. И вам спокойно. Вы рады тому, что ребенок вовремя закончил свои занятия, помог вам в чем-то по дому. Вы успеваете еще поговорить о завтрашнем дне, о том, кто чем займется с утра...
Большую роль в сплочении семьи играют традиции совместного труда родителей и детей. Особенно богата трудовыми традициями была патриархальная русская семья. Во время долгого трудового дня «в домашней академии дети перенимали опыт, трудовые навыки родителей, дедушек и бабушек». Многое из опыта наших предков мы можем заботливо пересаживать на нашу сегодняшнюю почву с учетом современного образа жизни. Важно соблюдать режим труда и отдыха. В одном из своих воспоминаний писатель и врач В. Вересаев отмечал, что когда он занимался по 14–15 часов в сутки, то у него болели глаза и он терял силы, но после того, как он начал заниматься по 7–8 часов в сутки, но перемежал умственный труд с физическим, за более короткое время он успевал выполнить прежний объем работ. И не удивительно, ибо физические нагрузки служат прекрасным средством выравнивания взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга – возбуждения и торможения.
Прекрасные «переключатели» уставшего мозга – это работы по дому и в огороде. Практически у всех детей есть обязанности по дому. Однако бытовой труд они воспринимают как «обязаловку». Не потому ли понятие «мой дом», «домашний уют» – вне эмоциональной сферы детей, вне сознания? Дом для них не понятие очага, а лишь строение, место проживания. Не внося в свой быт чувства заботы, участия, понятно, нельзя дом сделать очагом добра, тепла и уюта. К сожалению, некоторые родители, стараясь взять на себя все трудовые дела, лишают своих детей радости бытового труда.
Заслуживают похвалы и подражания те родители, которые поощряют участие своих детей в различных кружках, клубах, поддерживают интерес сына или дочери к изобретательству, опытничеству, творчеству. Ведь некоторые ребята неудовлетворенны своим образом жизни, сложившимися отношениями в семье, школе. Они ищут и порой обретают себя именно в любительских занятиях. Хотя в настоящее время набирает силу тревожная тенденция: постепенно разрушается система внешкольного образования, воспитания и развития, и это приводит к резкому уменьшению возможностей для удовлетворения культурных, досуговых, образовательных запросов.
Далеко не все родители осознают место чтения в жизни подростка. Есть такие, которые вообще убеждены, что чтение художественных произведений – пустая забава, что все знания, которые должен усвоить ее сын, заключены только в школьных учебниках. Далеко не все из нас систематически интересуются домашним чтением своих детей. Общеизвестно, что книга имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Она помогает учиться, изучать математику, физику, географию, рассказывает о героях прошлого и настоящего, о разнообразных профессиях и о многом другом. Чтение таких книг дает возможность ученикам за скупыми строками учебников увидеть интересные события, живых людей. Дети, читая книги, привыкают хорошо говорить. Дети подражают своим любимым литературным героям. Эти герои заставляют их оценивать свои поступки, серьёзнее вглядываться в окружающую жизнь, продумывать свое отношение к ней.. Поэтому и родителям необходимо интересоваться домашним чтением детей, воспитывать всяческими способами у них любовь к книге. Помощь ребенку в этом возрасте заключается в том, чтобы приобщить ребенка к самообразовательному чтению в условиях домашней работы.
. Для этого можно спросить у него о том, чем кончается рассказ, что из прочитанного он может рассказать наизусть или близко к тексту, попросить назвать действующих лиц рассказа. Давая задание, нужно сказать ребенку, чтобы он, прочитав книгу, подумал, что в ней самое главное, какие действующие лица являются положительными, какие вызывают осуждение, отметить лучшие с их точки зрения места в книге, запомнить, рассказать и даже записать в книгу «мудрых мыслей». Эти записи помогут в дальнейшем при написании сочинений, в подготовке доклада, просто быть интересным собеседником среди сверстников и взрослых.
Кино и театр занимают важное место в жизни детей. Родителям необходимо заботиться о том, чтобы педагогически правильно использовать их для воспитания, но современных детей больше привлекают компьютерные игры.
Видеоигры обещают напряженность и развлечение. Они увлекают действием, которого в будничной жизни многим недостает. Компьютер всегда под рукой. Видеоигра дает возможность точно измерить собственные достижения. Подросток сразу замечает свой успех – его подтверждает экран. Видеоигры дают ощущение собственной силы. С помощью видеоигры можно построить «аниматор». Родителям следует использовать повышенный интерес детей к видеоиграм и таким образом узнать много об электронике. Если вы сами окажетесь в курсе дела, ребенок будет с вами обсуждать игры и советоваться по приобретению новых. При всем взаимопонимании не мешает, однако, установить ребенку ряд правил. Например, определенное количество часов за экраном в неделю и никаких игр перед сном.
Успешное воспитание школьников нельзя представить без их творческой деятельности, но увлечение художественной самодеятельностью не должно мешать учёбе.
Для родителей очень важно организовать разумно и летний отдых детей. Многие папы и мамы стараются увезти своих детей на юг. Там, мол, полезнее, под крымским или кавказским солнцем ребенок лучше отдохнет, быстрее окрепнет, наберется сил. Но поездка к морю вызывает сложную перестройку в организме ребенка. Нарушается привычная периодичность суточных и сезонных биоритмов, и для того, чтобы отрегулировать «физиологические часы», требуются большие энергозатраты организма. Интенсивное воздействие солнечных лучей тоже не каждому показано. Оно может привести к различным заболеваниям. На пляже детям не хватает простора для движений и игр. О какой пользе, о каком укреплении здоровья тут зачастую может идти речь? Сколько возможностей для активного, прекрасного, насыщенного отдыха представляет, например, средняя полоса России! Вспомним как
Константин Паустовский писал, что нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь озеру. Путь в лесах – это тишина, безветрие. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, а в траве горят светлячки. Семейные прогулки в лес, поле – это тот же туризм. Они могут быть началом увлечения более сложными походами. Туризм является замечательным средством отдыха и закаливания. Ежедневная ходьба, длительное пребыванием на воздухе, солнце, купание в реке, необходимость переносить резкие изменения погоды – все это закаливает организм туриста. Походы позволяют не только хорошо, интересно отдохнуть, но и увидеть новые места, завести надежных друзей, многому научиться – не только туристским премудростям, но и житейским: приготовить вкусный обед, не растеряться в сложной ситуации...
Свободное время рассматривается как сфера формирования личности, ее интересов, потребностей, способностей, ценностных ориентаций, самопознания, самоутверждения. На основании анализа именно свободного времени обучающихся можно давать оценку работе семьи по воспитанию и формированию личности.
Спасибо за внимание.