(Слайд 1). Выступление на Рождественских чтениях на тему:
«Новомученики Российские» (01.12.2016г.)
(Слайд 2). Мученики были первыми христианскими святыми. Когда люди только начали понимать учение Христа и становиться христианами, на территории Римской империи появилось очень много святых мучеников. Римские императоры и наместники, которые любили жестокие забавы, пиры и убийства, не хотели, чтобы на смену злым языческим богам приходил добрый и всепрощающий Иисус Христос, потому что с изменением веры человека, всегда изменяется и его душа. Они сотнями убивали новых христиан, не желающих больше видеть дикость язычества.
Много мучеников было и в других странах. (Слайд 3)
А вот в России, начиная со дня крещения Руси князем Владимиром, мучеников за веру было не так много, как в Римской империи. Русские люди быстро и всей душой приняли православие. "Без Бога ни до порога", "Жив Бог — жива душа моя", "Кто добро творит, тому Бог отплатит", - говорили наши предки и старались жить по Законам Божиим. (Слайд 4) Именно поэтому первое, что принялись уничтожать революционеры, захватившие власть в Российской империи в 1917 году, было православие. Ведь для того, чтобы устроить революцию, им нужны были не честные и богобоязненные люди, а такие, которые не думая, и не страшась Божьего суда, могут совершить самый ужасный и бесчеловечный поступок, например, расстрелять больного ребенка – царевича Алексея или взорвать прекрасный храм Христа Спасителя.
Чтобы заставить людей отказаться от веры, было решено, сначала убить и уничтожить всех священнослужителей и простых людей – мирян, которые не хотели отказаться от Бога. (Слайд 5) Именно этих погибших героев мы и называем новомученики и исповедники Российские, так Церковь именует всех пострадавших за веру во Христа в России в период послереволюционных гонений. Точное их число неизвестно, но предположительно превышает один миллион человек.
(Слайд 6) Первым священником, принявшим мученическую кончину, был протоиерей о. Иоанн Кочуров. Уже через две недели после октябрьского переворота в церковь Царского Села, близ Петрограда ворвались революционные матросы. В тот же день отец Иоанн за бесстрашную проповедь подвергся избиению, а затем его, полуживого, красногвардейцы долго волокли по шпалам, к царскосельскому аэродрому. Там на глазах сына-гимназиста его расстреляли. Смерть батюшки не была мгновенной... Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить как собаку». Тело убитого пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский Собор, где 4 ноября 1917 года было совершено отпевание. Они убили батюшку только за то, что он служил молебен о прекращении войны.
(Слайд 7) А еще через два месяца в Киеве был расстрелян первый мученик из архипастырей (высшего духовенства) – митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Вслед за этими мучениками последовали и другие: (Слайд 8) святые царственные страстотерпцы (1918); (Слайд 9) преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); (Слайд 10) святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (1925); (Слайд 11) священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); (Слайд 12) священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; (Слайд 13) священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (1937) в возрасте 81 года сподобился мученического венца, и в тюрьме владыка сохранил силу духа и мужество: на допросах он не назвал никаких имен и виновным себя не признал; ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937) и целый сонм святых явленных и неявленных.
(Слайд 14) «Русской Голгофой» назвал Патриарх Алексий II одно из мест массовых расстрелов – Бутовский полигон под Москвой. С конца 1935 года начали доноситься оттуда выстрелы и крики. Бывало, стреляли по много часов подряд. (Слайд 15) Даже жители окрестных мест не знали, что происходит за глухим забором, но догадывались: там погибают люди. Стали обходить стороной это «скверное место»…
(Слайд 16) Никогда и нигде в мире, даже самые злобные и коварные правители не уничтожали с такой жестокостью и безжалостностью самых лучших и образованных людей страны.
(Слайд 17) Праведников, не отказавшихся от Бога даже под страхом смерти, топили в воде, сжигали, заживо закапывали в землю, расстреливали. Но как ни старалась новая безбожная власть, она не смогла победить веру в Господа в сердцах людей, которые, как могли, спасали Русскую Православную Церковь.
Новомученики явили нам пример великой любви, любви к Богу и к людям. Как они любили Господа? Это выражалось в первую очередь в молитве, в церковных службах. Они знали наизусть не только ежедневное правило, но совершали по памяти все церковные службы: вечерню, утреню и даже Божественную Литургию. Вы видели, что совершается Литургия на Престоле. В условиях же лагеря бывало: один из страдальцев ложился, и Литургия совершалась на его груди, как на живых мученических мощах. (Слайд 18) Сможете ли вы молиться, зная, что завтра расстрел? Они же молились и в самое время, когда их расстреливали. И отец с сыновьями говорил: "Расстреляйте сыновей на моих глазах, чтобы я помолился о них, а потом меня" (прот. Философ Орнатский).
Новомученики явили нам и великий пример любви к людям. Возлюби ближнего, как самого себя, глаголет Господь, а мы привычно вопрошаем: "и кто есть ближний мой". Ближними для Новомучеников оказались уголовники, и среди них самые отъявленные. Лагерное начальство умышленно помещало верующих среди самых отбросов воровского мира. К пыткам охраны прибавлялись изощренные побои и издевательства этих, казалось бы, совсем потерявших образ Божий людей. Но именно в этих условиях они молились и совершали эти службы Богу по памяти. И происходило самое великое чудо, которое только возможно на этой земле - чудо преображения человеческих душ. Когда эти вчерашние мучители начинали любить заключенных батюшек или епископов, заботиться о них, подкармливать. Особенно страшной была жизнь матушек-монахинь, попавших в такие условия. Но когда они выходили на свободу, оставшиеся там люди тосковали и плакали.
Конечно, было бы очень хорошо и полезно всем нам познакомиться с жизнеописаниями этих людей, знать их истории, но надо признать, что память о подавляющем большинстве новомучеников так и останется строчками в церковном календаре. Простому человеку невозможно сколь-нибудь серьезно познакомиться с тысячами жизненных историй, даже если это одни из самых достойных сынов Православной Церкви и сынов России.
(Слайд 19) Празднование новомученикам, так и называется «собор», т.е. собрание, потому что мучеников было бесчисленное количество. Этим святым посвящена икона, которая тоже называется «Собор новомучеников явленных и неявленных за Христа пострадавших».
В самом центре ее мы можем видеть царя–мученика Николая II Романова с семьей – они были расстреляны в Екатеринбурге. Рядом с ним стоит святая мученица Великая княгиня Елисавета. Это родная сестра святой мученицы царицы Александры Федоровны. Она вместе с Великими князьями из семьи Романовых была убита в сибирском городке Алапаевск. Их окружает множество людей: митрополитов, простых священников и мирян. Очень многие святые неизвестны, т.е. «неявленны», потому, что людей убивали без суда и следствия, не спрашивая, как их зовут.
(Слайд 20) Сейчас Церковь ведет большую работу: ищет и собирает сведения о пострадавших, причисляет к лику святых (канонизирует) самых стойких и преданных Господу. Всех их имен мы, наверно, никогда не узнаем, но мы помним, что именно эти люди, ставшие святыми за свою непоколебимую веру, и сохранили для России Православную Церковь Христову и дали всему миру пример мужества и верности.
(Слайд 21) Соборное прославление новомучеников и исповедников Российских состоялось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Их память совершается 7 февраля (25 января) в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
(Слайд 22) Жизнь (и смерть) святых мучеников и подвижников есть воплощенный идеал истинного, духовного и возвышенного жития. И по этой причине она нам может показаться странной и непонятной. Душа иного подвижника так чиста, так свободна от всяких греховных и омрачающих помыслов, что нам представить это трудно, можно лишь сказать: «Святые мученики, исповедники и праведники российские, молите Бога о нас!»
Иеромонах Дамаскин (Орловский). "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним". Книга 1. - Тверь: Издательство "Булат", 1992 год, стр. 6.