Технология проблемного обучения в экологическом воспитании
Проблемное обучение-это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Цель проблемного обучения и Задачи проблемного обучения вы видите на слайде.
На уровне познавательной деятельности различают: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемную ситуацию и проблемный урок.
Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний.
Проблемный вопрос – это «однократное» действие. Подобные вопросы стимулируют мысль, активизируют мышление, заставляют человека думать.
Проблемная задача предполагает ряд действий, для её решения ученику нужно самостоятельно провести частичный поиск.
Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление.
В этом суть проблемного обучения, которое я использую при осуществлении экологического воспитания.
Существуют 6 элементов, которые делают содержание проблемным. Они представлены на слайде.
-Неожиданность
-Конфликт
-Предположение
-Опровержение
-Несоответствие
-Неопределённость
Конструируя содержание проблемной ситуации, я включаю в неё данные элементы.
Использую проблемные ситуации на всех уроках, во внеурочной деятельности и внеклассной работе. Есть дети, у которых уже на своём уровне есть экологические представления, они даже могут по фотографии или картинке сформулировать вопрос или проблемную ситуцию .
Итак, приведу примеры включения проблемных вопросов и проблемных ситуаций в учебной деятельности.…
Ситуация №1« Деревья»..4 класс. Решаем задачу про посадку молодых саженцев. Такие задачи есть и в 1-ом, и во 2-ом, и в 3-ем, и в 4-ом классах. В ходе беседы ставлю Проблемный вопрос: Что будет, если не будет леса? Предлагаемое решение: Лес- это дом для насекомых, птиц и зверей. Если не будет леса, то не будет и животных. А ещё лес- лёгкие планеты.
Ситуация№2 «Природа» Внеурочная деятельность. Курс «Социокультурные истоки» Тема: «Родной край» На этом уроке включаю проблемную задачу. Ребята, сегодня Я услышала высказывание: «Природа-наш лучший учитель.» Обсуждаем значение слова –учитель, читаем в словаре лексическое значение. Перед вами стоит такая Задача: докажите, что природа может быть учителем? Чему она может учить? Дети работают в группах. Работают с текстами, рассматривают иллюстрации. Обсуждают, вывод-вносят в таблицу. Затем каждая группа рассказывает о проделанной работе и доказательствах. Предлагаемое решение: Природа- наш главный учитель. Природа-учит видеть прекрасное, ценить красоту, наблюдение за пчёлами и муравьями- трудолюбию, верность- наблюдение за лебедями, дисциплине- перелёт птиц, когда они выстраиваются в косяк или клином и т.д. Природа-неисчерпаемый источник знаний и новых открытий.
Ситуация №3. Классный час. "Вот она, какая, моя Родина большая". Здесь я в работу включила Проблемную ситуацию. -Ребята, я люблю гулять в лесу со своей семьёй. Однажды возле леса мы увидели знак « Нельзя шуметь в лесу». А мой младший сыночек, спрашивает: «А почему? Здесь нет людей, которые работаю, и мы никому, кажется, не мешаем». Проблемный вопрос: Почему нельзя шуметь в лесу? Предлагаемое решение: Лес- это дом для зверей, птиц и насекомых. Из-за шума, громких и резких звуков животные могут, испугавшись бросить свои жилища, в которых могут быть их детёныши.
Ещё одна проблемная ситуация. Внеклассное занятия «Что такое экология?». В создании проблемной ситуации я использовала эффект неожиданности и эффект несоответствия. Ситуация начинается с загадки дети отгадывают, что мы будем говорить про лес. Далее слушаем звуки леса: шум речки, шум листвы, пение птиц. Обсудили, что у детей в воображении природа живая, красивая, природа радуется. И у меня спрятана картина природы. Проблемный вопрос: Открываем глаза (слайд леса, в котором мусор, речка грязная). -Сравните свои представления их с реальной картиной. В чём противоречие? К какому выводу призывает нас эта ситуация? Что будем обсуждать?
В процессе обсуждения приходим к выводу, что природу нужно беречь. Результат работы:раскраски-знаки Правила поведения на природе.
Таким образом, разрешение системы проблемных экологических ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.