СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Анализ реализации социального проекта «Мир дому твоему: личностное развитие студентов средствами вовлечения в социально-активную деятельность»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Анализ реализации социального проекта

«Мир дому твоему: личностное развитие студентов средствами вовлечения в социально-активную деятельность»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Анализ реализации социального проекта «Мир дому твоему: личностное развитие студентов средствами вовлечения в социально-активную деятельность»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технико-экономический колледж»


педагог-психолог

Лазарева Ольга Геннадьевна


Выступление на семинаре «Анализ реализации социального проекта

«Мир дому твоему: личностное развитие студентов средствами вовлечения в социально-активную деятельность»


Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и деятельность. Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения социальным опытом, профессиональным мастерством. Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является мировоззрение личности, нравственные убеждения и отношение к общественному долгу.

     Современному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее культурное и социально-экономическое процветание.       В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  четко обозначено, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

      Сегодня в нашем обществе четко сформировался запрос на социально активных и ответственных людей, на инициативу,  идущую снизу. Можно выделить ряд предпосылок, содействующих реализации этого запроса:

   1. Социально-экономические предпосылки. «Инновационная экономика характеризуется появлением уникальных подходов, которые называются креативными. Именно, поэтому сегодня спрос на людей, которые решают творческие задачи – задачи с большой долей неопределённости, изменчивости, как никогда велик», – пишет академик А.Г. Асмолов. Создание инновационного общества, модернизационной экономики невозможно без инициативных людей, без социальной активности и гражданской ответственности молодежи.

2. Социально-психологические предпосылки. Медленно, но у молодежи меняется ценностно-смысловая структура сознания, образ детско-юношеских общественных объединений, особенно среди 10–11-летних современных школьников, выглядит достаточно привлекательно, но над его имиджем еще предстоит большая работа. Деятельность психологов, преподавателей, социальных педагогов, руководителей некоммерческих организаций (НКО), работающих в сфере образования по вовлечению молодежи в различные объединения, разной направленности становится чрезвычайно актуальным в условиях распространения и употребления психоактивных веществ детьми и подростками, нарастания рисков национализма, шовинизма, экстремизма и ксенофобии.

3. Образовательно-воспитательные предпосылки. Принципиальным отличием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является усиление их ориентации на развитие личности, обретения ею духовно-нравственного опыта и социальной компетентности, а не просто усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инстру- ментальную основу компетенций учащегося. Запрос на новые образовательно-воспитательные практики связан с кризисом семьи, необходимостью организации и разнообразия досуга молодежи, развития предпрофильного образования и способности детей и подростков активно противостоять негативным явлениям и пагубным привычкам. Поэтому в настоящее время чрезвычайно  востребован педагогический опыт вовлечения молодежи в социальную практику, направленную на общественно полезные действия, способствующие формированию активной жизненной позиции, преодолению патернализма и инфантилизма.

        Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям:

  • имеют социальный опыт самостоятельного принятия решений, делают выбор поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.

  • здоровые физически и психически;

  • нравственно стойкие;

  • имеют знания на уровне современной науки и техники;

  • социально закаленные и защищенные.

Положение детей и подростков в настоящее время тревожно:

  • Самоустранение родителей от воспитания в ряде семей;

  • Социальное сиротство и бродяжничество;

  • Проблема трудоустройства подростков;

  • Распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…

       Свободное время подростка нередко превращается в «ничегонеделание»,  что ведёт к созданию  того вакуума, который и заполняет молодёжь в первую очередь тем, что не требует духовных усилий, работы над собой, стремлений к самосовершенствованию. В результате чего в подростковой среде наблюдается  рост агрессивности, токсикомании, наркомании, преступности, а главное, –  бездуховности.  Таким образом,   возникла потребность в новом подходе к процессу образования и воспитания, где статус воспитания становится более значительным, так как процесс получения образования неотделим от процесса становления Личности. 

       В этой связи всевозрастающую роль приобретает взаимодействие формальных и неформальных институтов образования в деле воспитания полноценной гуманистически ориентированной личности, готовой к активным социальным инициативам. Партнерство семьи, школы, бизнесструктур и органов власти является на сегодня абсолютной необходимостью для успешной социализации личности, формирования гражданской идентичности и патриотизма у подрастающего поколения, т. е. реализации «воспитательной компоненты», о которой говорил Президент РФ В.В. Путин.

        В связи с этим особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности детей и молодежи.

       Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной активности и выявления лидеров в школе через детские общественные организации. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования.
     Детская организация ставит перед собой цель – воспитать творческую, самодостаточную  личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить. Детские общественные объединения имеют реальные возможности для расширения сферы своих интересов при позитивном отношении к детской инициативе и творчеству взрослой части объединений, что является свидетельством активности, гражданственности, инициативы подрастающего поколения России.

    Общественное движение на современном этапе вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов.

    Общественное движение детей и подростков в России – реально существующий факт. Отраден тот факт, что за последние десять лет детские общественные объединения не только стали особым социальным институтом общества, но и на деле доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего поколения.

     Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений различной территориальной сферы деятельности: международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.

     На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы мероприятий по различным направлениям общественно-значимой деятельности. Обоснование взаимных обязательств во взаимодействии с органами государственной власти позволяет определить цели, задачи, принципы этого взаимодействия, основные мероприятия по его реализации. Государственная поддержка общественных инициатив выражается в долевом финансировании программ и проектов детских общественных объединений, проведением конкурсов социально-значимых проектов.

      Детская организация культивирует и развивает детскую инициативу, активность, личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка  детьми  друг друга,  доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее. Создание данной модели будет направлено на воспитание, содействие успешной социализации и социальную защиту подрастающего поколения юных граждан России, с целью консолидации их усилий, совместной выработке единого механизма государственной и общественной молодежной политики является объективной необходимостью.

    За время обучения в школе мы должны сформировать личность с активной гражданской позицией, умеющего  управлять собой, отстаивать свою точку зрения, решать важные для общества вопросы. И наиболее успешно мы можем это реализовать через вовлечение учащихся в социально-значимую  и активную деятельность, через взаимодействие и  сотрудничество с семьей, всех структур классного и школьного самоуправления, общественных организаций.

         О социализации, ученическом самоуправлении, общественных организациях говорить начали давно и многим все, о чем мы сегодня будем говорить, покажется не новым. Но, тем не менее, сегодня мы вновь поднимаем данный вопрос.

       Участие подростков в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав  обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.