СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста в дополнительном образовании»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста в дополнительном образовании»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста в дополнительном образовании»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


Мыльникова Ирина Владимировна,

педагог-организатор



Выступление на семинаре «Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста в дополнительном образовании»

В.А. Сухомлинский  писал:
«Без  игры  нет  и  не  может  быть  полноценного  умственного  развития. Игра – это   искра, зажигающая   огонёк   пытливости   и   любознательности»
         

           Музыкально – игровая   деятельность   в  детском  саду  является  важнейшим   средством   развития   и   формирования   личности   ребенка.
Основной   вид   деятельности   дошкольного   возраста  -  игра,  игра  творческая  и   это  школа  жизни  для  ребенка,  его  естественное  состояние.     Отними   игру – и   получишь   личность,    неподготовленную   к    жизни.  
В   детском   саду   создана   благоприятная   предметно – развивающая   среда    для   развития   музыкальной   игровой   деятельности.  Предметная  среда  должна  быть  разнообразной,  интересной,  хорошо  оборудованной,
что   способствует  поддержанию    эмоционального   благополучия     детей,
их   эстетическому  развитию.   Хорошо   подобранная   музыкальная   среда     побуждает   ребенка   к   действию, вызывая   интерес   к   познанию   и  творчеству.    
       Музыкальная  игра   в    повседневной  жизни   является    ценным  средством  музыкального  и   всестороннего  развития  детей.
Психологи  давно  доказали  положительное  влияние  музыки  на  ребёнка.
Дети  более чувствительны,  открыты  и  эмоциональны,  чем  взрослые, им  необходима    практика,  где   они   могли  бы  упражнять  приобретенные  знания:  повторять  песни,  танцевать,  играть  на  ДМИ,  экспериментировать  с  музыкальными  игрушками,  свободно  заниматься  творческим  музицированием.  Поэтому   музыкальная   игровая   деятельность   должна  присутствовать   не  только  на  музыкальных  занятиях (два  раза  в  неделю),   но  и  на  утренниках, занятиях   в  группе ,  в  режимных  моментах  и   просто  в  свободное  время.

Значение    музыкальной   игры  для  дошкольников: 
1) Обеспечивает  развитие  двигательных,  умственных,   вокальных,
   речевых  навыков.

2) Способствует   всестороннему   развитию   личности   ребенка.

3) Расширяет   кругозор   и   сферу   интересов,   побуждает   к   действию.

4) Способствует  ускоренному   формированию   произвольной  регуляции
   действий.
5) Воспитывает  и  закрепляет   волевые  качества  личности,  эстетический
    вкус, способствует  социализации  детей, повышает  контактность.
6) Оздоровительное    значение – укрепление  дыхательной  и  сердечно –
    сосудистой  систем,   костно – мышечного  аппарата,  мелкой  моторики,  
    снятие  мышечного  напряжения.

Виды   игровой   музыкальной   деятельности   детей   в   группе:
1. Игра  на  ДМИ. 
  Дети  очень  любят  играть  на  музыкальных  инструментах,  они  могут  исполнять  попевки,  ритмические  рисунки,  выученные  на  занятиях,  или
придумывают   и   исполняют  свои  мелодии,  услышанные   дома, на  улице, проявляя  творчество,  импровизацию.
2. Игра   под  фонограмму.
   Воспитатель  подбирает   детскую  песню  и   вместе  с  детьми   играет  на  ДМИ   ритмический  аккомпанемент  к   песне.

3. Импровизация  звуковых  картин   на  заданную  тему.
   Дети  озвучивают   картины  природы,  действия   предметов, звуки, шумы.
4. Озвучивание   стихов.
5. Сказки – шумелки.
6. Музыкальная  игра  -  фонограммы   музыкальных  игр, игры  с  пением,
   игры   с  танцами,  игры  с  движением  под  музыку, сюжетно – ролевые
   игры   и  т.д
      Важной  ролью  воспитателя  в  развитии  самостоятельной  музыкальной  деятельности  детей   является  создание  проблемных  ситуаций, побуждение  детей   действовать  самостоятельно,    применяя   усвоенное    на музыкальных   занятиях   в  новых  условиях.  Под   влиянием   радостного   звучания   музыки,   выразительного  слова,  элементов  костюмов   у  детей   будут  возникать   яркие  положительные  эмоции.  Всё   это   способствует   развитию   эмоциональной   сферы   дошкольников,   и  выражению  эмоций  во  время  пения,  в  танце,  игре,    а  также   способствует  формированию  интереса   к    музыке    и    музыкальной  деятельности  в    целом.  
Типы   музыкальных   игр:

 - подвижные
- хороводные
- настольные  

Игра  состоит  из :
-  обучающей  задачи
-  содержания
-  правил  игры
-  игровых  действий

Виды   музыкально – дидактических   игр:
 - для развития   звуковысотного   слуха
-  на  развитие  чувства  ритма
-  на  развитие  тембрового  слуха
-  на  развитие  диатонического   слуха
-  на  развитие   памяти   и   слуха
-  на   развитие  детского  творчества
-  на  развитие  навыков  игры  на  ДМИ
           Все   пособия   условно  разделены   на  три  группы:
1) пособия,  которые  дают   детям  представление  о  характере  музыки
 (  веселая,   грустная)  музыкальных  жанрах (песня,  танец,  марш).
Например,  я   использую   музыкально – дидактическую   игру  «Три  домика»,  в  которой   дети  должны   послушать   музыку,   определить  по  характеру   звучания   к   какому  жанру  она  относится – распевная  и мелодичная  песня,  подвижный  и  веселый  танец,  бодрый   и   энергичный  марш;
«Раскрась  музыку   цветом»  - муз.  дид.   игра  в  которой   семь  основных  цветов  радуги,  дети слушают   музыку,  определяют  характер  музыки  и  подбирают   соответствующий  цвет  к  характеру  музыки.

2) пособия,  которые   дают  представления   о  содержании   музыки,   о  музыкальных  образах,  например «Три  настроения» - игра,  в  которой  дети
слушают  музыку  и   определяют   какое  настроение  она  выражает – грустное,  веселое   или   сердитое. «Три   танца» - дидактическая    игра,  которая  знакомит  детей  с  видами  танцев :  вальс,  народный  танец, полька. Дети   слушают   музыку    определяют   характер   музыки   и    вид   танца, соответствующие   к   танцу   движения.

3) пособия,  которые  формируют   у  детей   представления   о  средствах
   музыкальной    выразительности,  например  «Два   Брата – мажор  и
   минор»,  игра  в  которой  дети  учатся   различать  веселый,  светлый -
   мажор,  от    грустного,  мрачного –минора; «Лесная   азбука» - муз. дид.  игра  которая   знакомит  детей   в  игровой   форме с  длительностями  нот :
бегемоты   шагают – целыми   нотами,  медвежата  шагают  – половинными,
волк – четвертными,  белочки – восьмыми.
Для   ознакомления   с  музыкальными   инструментами  использую  в   качестве  пособия  «Картотеку  предметных  картинок»  которая  содержит  фото   и   краткое   описание   музыкальных   инструментов,  загадки  про  инструменты,   примеры   стихов  для  озвучивания,  правила  игры  на музыкальных  инструментах,  понятие  об  оркестрах  и  дирижерах.      

            Музыкальная   деятельность   дошкольников  -  это  различные  способы,  средства  познания  детьми  музыкального  искусства (  а  через  него  и  окружающей  жизни,  и  самого  себя) Основной  принцип  музыкально – игровой   деятельности:  тесная  связь  с  музыкой.  Движения   используются   как   средство   более   глубокого   проникновения   и  понимания  музыкального  искусства.  Музыка   сообщает   движениям   определенный   характер,    темп,  динамику, придает  им  соответствующую  эмоциональную  окраску.  Игровая   деятельность   под   музыку   радует   ребенка   и   поддерживает   его интерес   к   знаниям   и   действию. Благодаря   музыкально – игровой  деятельности,  ребенок  начинает  понимать  музыку,  начинает  проявлять  способности  к  музыке,  понимает  смысл  и  начинает  сам  воспроизводить  услышанную   мелодию,  так  как  ее   понял.  

Виды   музыкальных   игр :

СЮЖЕТНЫЕ – наличие  несложного  сюжета,  персонажей   и музыки  к ним
                           дети  передают  образы,  согласуют  движения  с  музыкой
                           «Зайчики  и  лисичка», «Кот  и  мыши»  и   т.д
НЕСЮЖЕТНЫЕ – игры  соревновательного  типа,  после  фиксированных
                                последовательных   движений  соревнования   на  
                               ловкость  и  быстроту. «Игра  с  бубном», «Веселая шляпа»
ИНСЦЕНИРОВКИ   ПОД  МУЗЫКУ – на  основе  конкретного  сюжета,
                               характерные движения  под  музыку  по действию сюжета
                               с   пением  и  без  него «Я -  просто  музыкант»,  «Стирка»  
ИГРЫ   С   ПЕНИЕМ -  хороводы  на  основе  игровых  песен «Каравай»
                                «Васька –кот», «Веселый  музыкант».
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ   ПЕСЕН – действия  детей  определяются
                                 содержанием  песни  характером  персонажа «Кошка»,
                                 «Жили  у  бабуси», «В  траве  сидел  кузнечик»
НАРОДНЫЕ  ИГРЫ   С  ПЕНИЕМ – русские  фольклорные  игры,  из  
                                  поколения  в поколение «Гори,  гори  ясно», «Баба  Яга»,
                                  «Заплетись,  плетень».                                                                  

       В  настоящее  время  музыка  и   игра  чрезвычайно  важны  для  ребенка.
Погружаясь  в  них,  он  узнает  свой  внутренний  мир  и  успешно  познает  внешний  мир.   В  музыкально – игровой  деятельности   происходит  активное  общение  со  сверстниками,  поиск   различных  приемов  и  способов  взаимодействия  с  ними,  закрепление  целесообразных  навыков  поведения.
        Современный  стандарт  образования     стремится  к   использованию   музыкальных  игр,  которые  предусматривают  развитие  всех  способностей  ребенка,  формируют  художественный  вкус  и  эстетические  эмоции,  приобщают  детей  к  прекрасному  как  в  искусстве,  так   и  в  окружающей  жизни.