Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Мыльникова Ирина Владимировна,
педагог-организатор
Выступление на семинаре «Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста в дополнительном образовании»
В.А. Сухомлинский писал:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Музыкально – игровая деятельность в детском саду является важнейшим средством развития и формирования личности ребенка.
Основной вид деятельности дошкольного возраста - игра, игра творческая и это школа жизни для ребенка, его естественное состояние. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни.
В детском саду создана благоприятная предметно – развивающая среда для развития музыкальной игровой деятельности. Предметная среда должна быть разнообразной, интересной, хорошо оборудованной,
что способствует поддержанию эмоционального благополучия детей,
их эстетическому развитию. Хорошо подобранная музыкальная среда побуждает ребенка к действию, вызывая интерес к познанию и творчеству.
Музыкальная игра в повседневной жизни является ценным средством музыкального и всестороннего развития детей.
Психологи давно доказали положительное влияние музыки на ребёнка.
Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, им необходима практика, где они могли бы упражнять приобретенные знания: повторять песни, танцевать, играть на ДМИ, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Поэтому музыкальная игровая деятельность должна присутствовать не только на музыкальных занятиях (два раза в неделю), но и на утренниках, занятиях в группе , в режимных моментах и просто в свободное время.
Значение музыкальной игры для дошкольников:
1) Обеспечивает развитие двигательных, умственных, вокальных,
речевых навыков.
2) Способствует всестороннему развитию личности ребенка.
3) Расширяет кругозор и сферу интересов, побуждает к действию.
4) Способствует ускоренному формированию произвольной регуляции
действий.
5) Воспитывает и закрепляет волевые качества личности, эстетический
вкус, способствует социализации детей, повышает контактность.
6) Оздоровительное значение – укрепление дыхательной и сердечно –
сосудистой систем, костно – мышечного аппарата, мелкой моторики,
снятие мышечного напряжения.
Виды игровой музыкальной деятельности детей в группе:
1. Игра на ДМИ.
Дети очень любят играть на музыкальных инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или
придумывают и исполняют свои мелодии, услышанные дома, на улице, проявляя творчество, импровизацию.
2. Игра под фонограмму.
Воспитатель подбирает детскую песню и вместе с детьми играет на ДМИ ритмический аккомпанемент к песне.
3. Импровизация звуковых картин на заданную тему.
Дети озвучивают картины природы, действия предметов, звуки, шумы.
4. Озвучивание стихов.
5. Сказки – шумелки.
6. Музыкальная игра - фонограммы музыкальных игр, игры с пением,
игры с танцами, игры с движением под музыку, сюжетно – ролевые
игры и т.д
Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей действовать самостоятельно, применяя усвоенное на музыкальных занятиях в новых условиях. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Всё это способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников, и выражению эмоций во время пения, в танце, игре, а также способствует формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Типы музыкальных игр:
- подвижные
- хороводные
- настольные
Игра состоит из :
- обучающей задачи
- содержания
- правил игры
- игровых действий
Виды музыкально – дидактических игр:
- для развития звуковысотного слуха
- на развитие чувства ритма
- на развитие тембрового слуха
- на развитие диатонического слуха
- на развитие памяти и слуха
- на развитие детского творчества
- на развитие навыков игры на ДМИ
Все пособия условно разделены на три группы:
1) пособия, которые дают детям представление о характере музыки
( веселая, грустная) музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Например, я использую музыкально – дидактическую игру «Три домика», в которой дети должны послушать музыку, определить по характеру звучания к какому жанру она относится – распевная и мелодичная песня, подвижный и веселый танец, бодрый и энергичный марш;
«Раскрась музыку цветом» - муз. дид. игра в которой семь основных цветов радуги, дети слушают музыку, определяют характер музыки и подбирают соответствующий цвет к характеру музыки.
2) пособия, которые дают представления о содержании музыки, о музыкальных образах, например «Три настроения» - игра, в которой дети
слушают музыку и определяют какое настроение она выражает – грустное, веселое или сердитое. «Три танца» - дидактическая игра, которая знакомит детей с видами танцев : вальс, народный танец, полька. Дети слушают музыку определяют характер музыки и вид танца, соответствующие к танцу движения.
3) пособия, которые формируют у детей представления о средствах
музыкальной выразительности, например «Два Брата – мажор и
минор», игра в которой дети учатся различать веселый, светлый -
мажор, от грустного, мрачного –минора; «Лесная азбука» - муз. дид. игра которая знакомит детей в игровой форме с длительностями нот :
бегемоты шагают – целыми нотами, медвежата шагают – половинными,
волк – четвертными, белочки – восьмыми.
Для ознакомления с музыкальными инструментами использую в качестве пособия «Картотеку предметных картинок» которая содержит фото и краткое описание музыкальных инструментов, загадки про инструменты, примеры стихов для озвучивания, правила игры на музыкальных инструментах, понятие об оркестрах и дирижерах.
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства ( а через него и окружающей жизни, и самого себя) Основной принцип музыкально – игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к знаниям и действию. Благодаря музыкально – игровой деятельности, ребенок начинает понимать музыку, начинает проявлять способности к музыке, понимает смысл и начинает сам воспроизводить услышанную мелодию, так как ее понял.
Виды музыкальных игр :
СЮЖЕТНЫЕ – наличие несложного сюжета, персонажей и музыки к ним
дети передают образы, согласуют движения с музыкой
«Зайчики и лисичка», «Кот и мыши» и т.д
НЕСЮЖЕТНЫЕ – игры соревновательного типа, после фиксированных
последовательных движений соревнования на
ловкость и быстроту. «Игра с бубном», «Веселая шляпа»
ИНСЦЕНИРОВКИ ПОД МУЗЫКУ – на основе конкретного сюжета,
характерные движения под музыку по действию сюжета
с пением и без него «Я - просто музыкант», «Стирка»
ИГРЫ С ПЕНИЕМ - хороводы на основе игровых песен «Каравай»
«Васька –кот», «Веселый музыкант».
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСЕН – действия детей определяются
содержанием песни характером персонажа «Кошка»,
«Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик»
НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ – русские фольклорные игры, из
поколения в поколение «Гори, гори ясно», «Баба Яга»,
«Заплетись, плетень».
В настоящее время музыка и игра чрезвычайно важны для ребенка.
Погружаясь в них, он узнает свой внутренний мир и успешно познает внешний мир. В музыкально – игровой деятельности происходит активное общение со сверстниками, поиск различных приемов и способов взаимодействия с ними, закрепление целесообразных навыков поведения.
Современный стандарт образования стремится к использованию музыкальных игр, которые предусматривают развитие всех способностей ребенка, формируют художественный вкус и эстетические эмоции, приобщают детей к прекрасному как в искусстве, так и в окружающей жизни.