Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Ващенко Лариса Владимировна,
педагог дополнительного образования
Выступление на семинаре «Педагогический проект «Умник-УМ». Применение игровых технологий в организации досуговой деятельности»
Проблема организации детского досуга в настоящее время является очень значимой. Подрастающее поколение в силу отсутствия социального опыта еще не в состоянии грамотно организовать свой отдых, объективно оценить выбор досуговых занятий. Ребенок постоянно сталкивается с системой ценностей, задаваемых извне, воспринимает этот фактор, как чужеродный и в этих условиях, в различных формах активности пытается обрести внутреннее «Я», сохранить целостность личности.
Это стремление может приобретать совершенно разные формы пассивного и активного, осознанного и неосознанного протеста против окружающей действительности.
Попытки ребенка разрешить собственными усилиями возникающие противоречия между социальной интеграцией и индивидуализацией часто выливается в асоциальные и противоправные формы поведения.
Чтобы жить и успешно трудиться в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе ближайшего будущего, ребенок должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. С одной стороны, нужно быть личностью, иметь устойчивое мировоззрение, социальные и нравственные убеждения. С другой стороны, необходима высокая психологическая гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое.
В данной ситуации полезными могут стать игровые формы работы в организации досуга детей. Их педагогический и рекреативный потенциал обусловлен самой природой, значительным положительным ресурсом.
Игра - это, прежде всего разрядка, отдых, средство психологической компенсации, способ радостного общения детей. Игра так же является ведущим условием личностного развития, формой проявления и утверждения субъективности, способом самозащиты индивидуальности, освобождения от власти условий социума. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем». Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
За предыдущие десятилетия накоплен весьма ценный опыт проведения игровых форм досуга для детей. Однако в настоящее время технология их организации в некоторых образовательных учреждениях находится на низком уровне и ограничивается, как правило, элементарным, иногда необдуманным набором игр, не серьезным подходом к подготовке программ. В силу этого обстоятельства рекреативный и педагогический потенциал игровых форм досуга для подрастающего поколения реализован не в полной мере.
Педагогические аспекты игры как вида деятельности обучающихся и метода воспитания исследовали Н. П. Аникеева, Ш. А. Амонашвили, Г. Н. Волков, О. С. Газман, В. А. Караковский, А. С. Макаренко, С. А. Шмаков и др.
Основополагающим фактором для определения функций детского досуга являются его характерные особенности. Сущностью досугового времени является свободная творческая деятельность, в условиях которой происходит актуализация задатков ребенка, а так же реализация и развитие его способностей. Детский досуг -- это так называемая «неприкосновенная площадка", так необходимая для самоанализа и оценки собственного "Я". Досуг для детей - это область, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро проявляют свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.
Творческая деятельность -- это часть природной сущности человека, реализуя которую он изменяет, преобразует окружающую действительность. Пик творческой деятельности личности как раз совпадает с детско-юношеским возрастом. Процессы творчества во всем своем развитии обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных ролей и амплуа и т.д. Чаще всего процессы «примерки» социальных ролей реализуются в досуговое время. Дети наиболее активно и полно усваивают элементы творческой деятельности с помощью механизмов эмоционального восприятия и переживания. Таким образом творческая досуговая деятельность закрепляется в сознании ребенка, в его поведении, что накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна еще одна функция -- творческая.
Досуг -- это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Такие формы досуга, как самодеятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и др. - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируются на социально принятые критерии и эталоны, потому что самосознание социально невозможно вне процесса общения. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга - коммуникативную. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, привыкание к нормам поведения в обществе. Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, действуют на эмоционально-чувственную сферу и заставляют его переживать, страдать и радоваться; их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для выработки системы ценностных предпочтений. Досуг -- это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется мировоззренческая функция. Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового. В самых разнообразных областях знания расширяется художественный кругозор, постигается процесс технического творчества, происходит знакомство с историей спорта, повышается эффективность изучения школьных предметов, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.
Одна из важных задач детского досуга -- помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальнее становится вопрос об избрании профессии. От самого простого «кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Именно во время досуга дети посещают музеи, где многие из них находят путь к своей профессии. Во время досуга дети читают книги, смотрят фильмы, телевизионные передачи, где открывают для себя мир профессий. Таким образом, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции. Жизнедеятельность современных детей насыщена, строго регламентирована и требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг осуществляется преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение в процессе занятий техническим и художественным творчеством, спортом и туризмом, коллекционированием и т.п. Рекреационная функция -- восстановление и воспроизводство утраченных сил в рамках досугового времени. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Гедонистическая функция -- получение наслаждения от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе балетное «па» или модель самолета. Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждений извне, то есть, детский досуг предполагает прокреативную функцию. Таким образом, реализация всех функций позволяет активно использовать досуг в качестве средств, реализующих самые разнообразные задачи.
Свободное время ребенка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным.
Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подрастающего поколения всегда являлись:
· формирование гармонически развитой личности;
· нравственное, эстетическое и физическое совершенствование личности ребенка;
· удовлетворение духовных запросов и развитие творческих способностей.
Но, к сожалению, данные многочисленных исследований свидетельствуют, что многие культурно-досуговые акции часто носят развлекательный характер и не направлены на решение этих задач. Для того, чтобы полноценно использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать ребенка в социально активную досуговую деятельность. Эта работа может быть осуществлена в различных структурах:
· по месту действия (школа, детские культурно-досуговые учреждения, лагеря отдыха);
· по целям деятельности (учеба, отдых, общественные инициативы);
· в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, творчество, игра, труд);
· по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа);
· по половому составу (однополые, разнополые);
· по возрастному составу (ровесники, разновозрастные).
Каждая структура выполняет свои воспитательные задачи по отношению к ребенку. Участвуя в разнообразных видах деятельности, приобщаясь к учебе, творчеству, игре, ребенок реализует свои многочисленные досуговые потребности. Свободное время детей предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, эстетических, физических и др.).
Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности ребенка.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей:
· досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
· досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
· досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
· досуг формирует и развивает личность;
· досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
· досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
· досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
· досуг стимулирует творческую инициативу детей;
· досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
· досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
· досуг детерминирован внутренне и внешне;
· досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
· досуг способствует объективной самооценке детей;
· досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;
· досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
· досуг способствует самовоспитанию личности;
· досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
· досуг - активность, контрастирующая с полным отдыхом;
· природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);
· детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;
· детский досуг широк в своем понимании
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, обусловленный потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения.
Имеет место тот факт, что до сих пор нет единства в подходах к определению понятия досуга. Многочисленные исследования показывают, что доминирующим занятием людей на досуге является потребление культурных благ. Потребление включает в себя иерархию различных видов досуговой деятельности: оно может быть пассивным, активным и целенаправленно активным. Пассивное потребление как низший уровень развития досуговой деятельности состоит из таких предпочтений, как просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, посещение зрелищ, хождение в гости, прием гостей и др. Активное потребление отражает устойчивые позитивные интересы и включает в себя охоту, рыбалку, туризм, посещение театров, выставок и т.п. Целенаправленное активное потребление включает различные виды увлечений - занятия спортом, коллекционирование, путешествия и т.п.
Творчество как уровень досуговой деятельности по созданию культурных ценностей и их интерпретации охватывает те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания, проявляя при этом поисковую, творческо-экспериментальную активность. По своей духовной и природной сущности человек есть творец. Творчество захватывает психику человека целиком, дает ему постоянный приток эмоций, новых ощущений, стимулирует у него стремление к состязательности, импровизации и изобретательности. Степень реализации творческого потенциала человека зависит от условий, средств и технологий досугового процесса.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
· Принцип всеобщности и доступности.
· Принцип самодеятельности.
· Принцип индивидуального подхода.
· Принцип систематичности и целенаправленности.
· Принцип преемственности.
· Принцип занимательности.
Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности ребенка.