Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Павлово-Посадского городского округа Московской области
Формирование и развитие
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
в начальной школе
Еронова Анна Алексеевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №9
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться к ней и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только узнает новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Основные направления функциональной грамотности:
Читательская грамотность,
Математическая грамотность,
Естественнонаучная грамотность,
Финансовая грамотность,
Креативное мышление,
Глобальные компетенции.
Для формирования функциональной грамотности используются такие педагогические технологии, как технология формирования читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Приемы развития читательской грамотности:
1.Тренинги для развития быстрого чтения. «Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.
2. Нестандартные тексты (рекламы, афиши, упаковки, билеты) Составление буклета совместно с детьми.
3.Технология критического мышления (работа с деформированным текстом)
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Приемы развития математической грамотности:
1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.): Например, расчет потребления воды в сутки.
Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.
Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации. Участие в научно-практических конференциях: поиск и обработка информации, презентация своего исследования.
Финансовая грамотность – это навык зарабатывать, сохранять, распределять и приумножать средства, влияет на успешность и качество жизни.
Для развития финансовой грамотности также берутся бытовые задачи. Здесь мы видим связь между математической и финансовой грамотностью.
Рассмотрим финансовую грамотность через игру «Магазин».
Учащиеся объединяются в группы покупателей и работников магазина. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Учитель проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.
Для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий:
избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
не допускать переутомления и учебных перегрузок;
использовать стимуляцию познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, ребусами, занимательными упражнениями)
Компьютерная и информационная грамотность – это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.
Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа «Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.
Цифровые инструменты в современном мире помогают представить серьёзный материал в наглядной и доступной для детей форме.
Глобальные компетенции - компонент функциональной грамотности, составляющий основу ориентации и успешного существования в современном социуме.
Глобальные компетенции - это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Включают в себя такие понятия как знания, умения, отношения и ценности.
Глобальные компетенции - компонент функциональной грамотности, составляющий основу ориентации и успешного существования в современном социуме.
1. Прочитай высказывания и соотнеси их с названием страны.
Финляндия Света
Россия Иван
Франция Кира
Австралия Сергей
США Анна
Италия Андрей
Знаешь ли ты что-нибудь об этих странах? Расскажи!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую из этих стран тебе приходилось видеть? Какую хотел бы посетить? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Рассмотри билет и ответь на вопросы:
Как зовут пассажира? _____________________________________________________
Куда летит пассажир______________________________________________________
На какое место куплен билет? ______________________________________________
Летал (а) ли ты когда - нибудь на самолёте?___________________________________
Расскажи, с какими проблемами ты столкнулся (ась)? Что тебя впечатлило?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Поэтому, развитие функциональной грамотности в образовании является актуальной задачей педагога.
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. ЗАДАНИЯ. 4 КЛАСС.
Глобальные компетенции - компонент функциональной грамотности, составляющий основу ориентации и успешного существования в современном социуме.
1. Прочитай высказывания и соотнеси их с названием страны.
Финляндия Света
Россия Иван
Франция Кира
Австралия Сергей
США Анна
Италия Андрей
Знаешь ли ты что-нибудь об этих странах? Расскажи!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую из этих стран тебе приходилось видеть? Какую хотел бы посетить? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Рассмотри билет и ответь на вопросы:
Как зовут пассажира? _____________________________________________________
Куда летит пассажир______________________________________________________
На какое место куплен билет? ______________________________________________
Летал (а) ли ты когда - нибудь на самолёте?___________________________________
Расскажи, с какими проблемами ты столкнулся (ась)? Что тебя впечатлило?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________