СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре по функциональной грамотности, тема Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре по функциональной грамотности, тема Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Павлово-Посадского городского округа Московской области











Формирование и развитие

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
в начальной школе





























Еронова Анна Алексеевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №9






Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться к ней и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только узнает новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

  • возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

  • стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.


Основные направления функциональной грамотности:

  • Читательская грамотность,

  • Математическая грамотность,

  • Естественнонаучная грамотность,

  • Финансовая грамотность,

  • Креативное мышление,

  • Глобальные компетенции.


Для формирования функциональной грамотности используются такие педагогические технологии, как технология формирования читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.


Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.  Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.


Приемы развития читательской грамотности:


1.Тренинги для развития быстрого чтения. «Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.











2. Нестандартные тексты (рекламы, афиши, упаковки, билеты) Составление буклета совместно с детьми.




















3.Технология критического мышления (работа с деформированным текстом)

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.


Приемы  развития математической грамотности:

1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.): Например, расчет потребления воды в сутки.



Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.

Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации. Участие в научно-практических конференциях: поиск и обработка информации, презентация своего исследования.






Финансовая грамотность – это навык зарабатывать, сохранять, распределять и приумножать средства, влияет на успешность и качество жизни.

Для развития финансовой грамотности также берутся бытовые задачи. Здесь мы видим связь между математической и финансовой грамотностью.


Рассмотрим финансовую грамотность через игру «Магазин».

 Учащиеся объединяются в группы покупателей и работников магазина. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Учитель проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.







Для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий:

  • избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;

  • не допускать переутомления и учебных перегрузок;

  • использовать стимуляцию познавательных интересов;

  • стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, ребусами, занимательными упражнениями)










Компьютерная и информационная грамотность – это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.

Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа «Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.  

Цифровые инструменты в современном мире помогают представить серьёзный материал в наглядной и доступной для детей форме.








Глобальные компетенции - компонент функциональной грамотности, составляющий основу ориентации и успешного существования в современном социуме.


Глобальные компетенции - это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Включают в себя такие понятия как знания, умения, отношения и ценности.



Глобальные компетенции - компонент функциональной грамотности, составляющий основу ориентации и успешного существования в современном социуме.


1. Прочитай высказывания и соотнеси их с названием страны.



Финляндия Света

Россия Иван

Франция Кира

Австралия Сергей

США Анна

Италия Андрей



Знаешь ли ты что-нибудь об этих странах? Расскажи!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Какую из этих стран тебе приходилось видеть? Какую хотел бы посетить? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Рассмотри билет и ответь на вопросы:

  • Как зовут пассажира? _____________________________________________________

  • Куда летит пассажир______________________________________________________

  • На какое место куплен билет? ______________________________________________

  • Летал (а) ли ты когда - нибудь на самолёте?___________________________________

  • Расскажи, с какими проблемами ты столкнулся (ась)? Что тебя впечатлило?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Поэтому, развитие функциональной грамотности в образовании является актуальной задачей педагога.

















ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. ЗАДАНИЯ. 4 КЛАСС.

Глобальные компетенции - компонент функциональной грамотности, составляющий основу ориентации и успешного существования в современном социуме.


1. Прочитай высказывания и соотнеси их с названием страны.



Финляндия Света

Россия Иван

Франция Кира

Австралия Сергей

США Анна

Италия Андрей



Знаешь ли ты что-нибудь об этих странах? Расскажи!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Какую из этих стран тебе приходилось видеть? Какую хотел бы посетить? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Рассмотри билет и ответь на вопросы:

  • Как зовут пассажира? _____________________________________________________

  • Куда летит пассажир______________________________________________________

  • На какое место куплен билет? ______________________________________________

  • Летал (а) ли ты когда - нибудь на самолёте?___________________________________

  • Расскажи, с какими проблемами ты столкнулся (ась)? Что тебя впечатлило?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________