СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре по функциональной грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре по функциональной грамотности»

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования языковой, читательской функциональной грамотности».

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: методические особенности формирования языковой, читательской функциональной грамотности».

Ретроспектива понятия ФГ Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Ретроспектива понятия ФГ

Функциональная грамотность -

уровень грамотности человека,

который делает возможным

полноценную деятельность

индивида в социальном

окружении.

В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).

В документах понятие

«функциональная грамотность»

впервые появилось в ФГОС

среднего (полного) общего

образования (утвержден

приказом Минобрнауки России

от 17 апреля 2012 г. № 413).

Функционально грамотный человек- это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотный человек-

это человек, который способен

использовать все постоянно

приобретаемые в течение жизни

знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах

человеческой деятельности, общения

и социальных отношений.

ФГОС НОО (новый) С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. п.34.2 «… должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных универсальных способов деятельности)

ФГОС НОО (новый)

С 1 сентября 2022 года начнут действовать

ФГОС в каждой школе, а обучающиеся,

которые будут приняты на обучение в

первые и пятые классы в 2022 году, будут

учиться уже по обновленным ФГОС.

п.34.2 «… должны создаваться условия,

обеспечивающие возможность формирования

функциональной грамотности обучающихся

(способности решать учебные задачи

и жизненные проблемные ситуации на основе

сформированных предметных, метапредметных

универсальных способов деятельности)

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСАНА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИ Я Приоритетной целью становится  формирование функциональной грамотности в системе общего образования ( математическая, естественнонаучная, читательская и др.) Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований XXI века.

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПРОСАНА КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИ Я

Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего

образования ( математическая, естественнонаучная, читательская и др.)

Создание поддерживающей

позитивной образовательной среды

за счет изменения содержания

образовательных программ

для более полного учета интересов

учащихся и требований XXI века.

Виды функциональной грамотности Читательская грамотность Математическая грамотнос ть Естественно научная грамотность Финансовая грамотно сть Креативное мышление Глобальные компетенции

Виды функциональной грамотности

Читательская грамотность

Математическая грамотнос ть

Естественно научная грамотность

Финансовая грамотно сть

Креативное мышление

Глобальные компетенции

Формируем функциональную грамотность ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ Создание учебных ситуаций, инициирующих Учение в общении или учебное учебную деятельность Поисковая активность Оценочная сотрудничество, – задания поискового учащихся, мотивирующих их самостоятельность задания на работу в Приобретение опыта- разрешение на учебную деятельность и характера, учебные школьников, задания парах и малых группах проясняющих смыслы этой исследования, проекты проблем, принятие  на само - и решений, деятельности  взаимооценку: позитивное кейсы, ролевые поведение игры, диспуты и др.

Формируем функциональную грамотность

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Создание учебных

ситуаций, инициирующих

Учение в общении

или учебное

учебную деятельность

Поисковая активность

Оценочная

сотрудничество,

задания поискового

учащихся, мотивирующих их

самостоятельность

задания на работу в

Приобретение опыта- разрешение

на учебную деятельность и

характера, учебные

школьников, задания

парах и малых группах

проясняющих смыслы этой

исследования, проекты

проблем, принятие

на само - и

решений,

деятельности

взаимооценку:

позитивное

кейсы, ролевые

поведение

игры, диспуты и др.

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии Технология проектной деятельности Технология Технология проблемного Обучение на Уровневая Технология оценивания использования основе Технология обучения дифференциация Информационные и учебных развития Технология достижений «учебных обучения коммуникационные игровых методов «критического формирования типа ситуаций» технологии обучающихся мышления» правильной через чтение и читательской письмо деятельности

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии

Технология проектной деятельности

Технология

Технология

проблемного

Обучение на

Уровневая

Технология

оценивания

использования

основе

Технология

обучения

дифференциация

Информационные и

учебных

развития

Технология

достижений

«учебных

обучения

коммуникационные

игровых методов

«критического

формирования типа

ситуаций»

технологии

обучающихся

мышления»

правильной

через чтение и

читательской

письмо

деятельности

  Формирование  читательской грамотности    Читательская грамотность как основа успешности учащегося

Формирование читательской грамотности

Читательская грамотность как основа успешности учащегося

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

нахождение информации;

интерпретация текста;

рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами: умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя

Умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:

умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.

умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя

Уровни читательской грамотности Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Средний уровень  понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразов ания

Уровни читательской грамотности

Высокий уровень

читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени.

Средний уровень

понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения

Низкий уровень

понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразов ания

Компетенции и умения читательской грамотности • Находить и извлекать информацию • Интегрировать и интерпретировать информацию • Осмысливать и оценивать содержание и форму текста • Использовать информацию из текста

Компетенции и умения читательской грамотности

• Находить и извлекать информацию

• Интегрировать и интерпретировать информацию

• Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

• Использовать

информацию из текста

 Приёмы формирования читательской грамотности   Приём  «толстые» и «тонкие» вопросы -Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…? -Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…? -Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…? -В чём различие…? Согласны ли вы…?

Приёмы формирования читательской грамотности

Приём

«толстые» и «тонкие» вопросы

-Объясните почему….? Кто..? Что…? Когда…?

-Почему вы думаете….? Может…? Мог ли…?

-Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…?

-В чём различие…? Согласны ли вы…?

" Верные или неверные утверждения"

Например :

  • Роман Достоевского
  • «Преступление и наказание»- детективный роман.
  • Базаров –герой своего
  • времени.
«Собери текст» Класс делится на 2 команды : одна начинает читать по учебнику  любую часть правила (любые три слова), а вторая должна Быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.

«Собери текст»

Класс делится на 2 команды :

одна начинает читать по учебнику

любую часть правила (любые три слова), а вторая должна

Быстро отыскать в тексте

учебника всю

формулировку правила.

«Письмо по кругу» Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важны м.

«Письмо по кругу»

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важны м.

"Чтение с пометками"

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v Знакомая информация

+ Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

«Шаг за шагом»   Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

«Шаг за шагом»

Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

 «Верите ли вы, что…»   Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.

«Верите ли вы, что…»

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.

Сравним понятия Метапредметные умения — освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые направлены на приобретение способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию Самостоятельной учебной деятельности Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Сравним понятия

Метапредметные умения —

освоенные обучающимися

универсальные учебные действия,

которые направлены на приобретение

способности к самостоятельному

усвоению новых знаний и умений,

включая организацию

Самостоятельной учебной

деятельности

Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Новые компетенции и умения читательской грамотности • Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний. • Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. • Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. • Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте. • Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Новые компетенции и умения читательской грамотности

• Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.

• Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу.

• Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.

• Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте.

• Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Вывод: Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность

Вывод:

Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи,

тем самым формируем читательскую грамотность


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!