Формирование функциональной грамотности на уроках физики в 8 классе.
Учитель физики ГБОУ СОШ с. Криволучье- Ивановка: Баранов Сергей Николаевич
Социальное становление молодых людей происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Именно от выбора зависит существование человека и все то, что связано с самоутверждением, самоопределением, самоосуществлением и самореализацией.
В этой связи, функциональная грамотность, как никакая другая, может, способствовать формированию готовности к самоопределению школьников.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать Сегодня в обществе существует запрос на функционально грамотных специалистов, таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим показателем качества образования. Современная действительность требует от школы выпускников, умеющих творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Основная задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать практически значимые, жизненно важные задачи. Функциональная грамотность - важное технологическое средство решения данной проблемы. По определению доктора психологических и педагогических наук академика Алексея Алексеевича Леонтьева (в статье «Педагогика здравого смысла», 1999 г.): Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). Принято выделять читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную грамотности. Задания по функциональной грамотности проверяют не заученный материал по физике и другим школьным предметам, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии.
Как определить уровень функциональной грамотности?
Решение задач, близких к реальным проблемные ситуациям, связанным с разнообразными аспектами окружающей жизни. Существуют определенные критерии оценивания уровня развития функциональной грамотности, так называемые Шесть шагов Блума.
К
ритерии оценивания (шесть шагов Блума)
На уроках физики в современной школе можно формировать практически все виды функциональной грамотности. Достичь желаемого результата педагогу помогают известные и современные методы и приемы (Экспериментальное задание, кластер, синквейн, фишбоун, мозговой штурм, игра, кейс-метод, визуализация, интерактивная тетрадь LIEB, индивидуальные домашние задания, групповые приемы, контроль, самоконтроль и т.д.), применение которых способствует развитию перечисленных выше компетенций.
Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций – то есть в формировании у обучающегося, готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Для этого педагогу необходимо увлечь и заинтересовать ребенка, замотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок, используя разные виды деятельности в процессе обучения.
В этом педагогу поможет физический эксперимент, который занимает при формировании функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика». Демонстрационный, лабораторный или фронтальный эксперимент можно рассматривать как метод активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающегося. Он никогда не используется как уединенный метод, только в сочетании со словесными методами (лекция, объяснение, беседа) и с другими средствами наглядности (рисунки, таблицы, экранные пособия). Эксперимент развивает у обучающихся наблюдательность, образное мышления, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов. Также он дает возможность овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром и предметами.
Менее затратные по времени подготовки преподавателя и по выполнению обучающегося:
- кластер/граф - графически организованная информация, где выделяются основные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с обозначением связей (стрелок) между ними),
- синквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое позволяет раскрыть понятие, тему, определение,
- фишбоун - структуризация понятий и определений, дат и открытий/ученых, по пройденной теме.
-
пропущенные слова в тексте
(см. рис.),
Более затратные по времени подготовки преподавателя и по выполнению обучающегося: экспериментальное задание, «Мозговой штурм» (вопросы, для того, чтобы на них ответить, надо обладать знаниями и уметь применять их).
Примеры вопросов для «Мозгового штурма»:
- Как быстро можно охладить горячий чай в стакане?
- Как защитить воду в бассейне от купальщиков, если она попадает в город и используется в качестве питьевой воды горожанами?
- кейс-метод (см. рис.)
(Ситуация, которая позволяет, решив поставленные вопросы, увидеть неоднозначность проблем в реальной жизни).
Значительную роль в формировании ФГ играет использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, при этом развивается самостоятельное и креативное мышления появляется интерес, но также и учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Приёмы, мотивирующие учащихся на активную работу во время урока: «Я знаю, что…», корзина идей.
- Групповые приёмы - объяснения явлений и фактов: Что будет если? Попробуйте объяснить!
- Методы познания: Как узнать? Как сделать? Как получить? Сделайте вывод!
- Методы контроля: «Мои успехи», зашифрованные диктанты, оценка – не отметка, лови ошибку, цепочка, кредит доверия, толстый и тонкий вопрос, «Физическое королевство».
- Лист самоконтроля показывает личностные достижения каждого обучающегося, служит для выявления пробелов или недоработок по изучаемой теме.
Методы и приемы, описанные выше, перекликаются друг с другом, дополняют и способствуют стимулированию у обучающихся работы критического и креативного мышлений. Мотивируют их на изучение предмета, концентрируя внимание, формируя самостоятельность, ответственность, коммуникативность, а соответственно и функционально грамотную личность.
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность обучающихся. Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков, этот процесс должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.
Принято выделять читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную грамотности. На своих уроках по физике в 8 классе я делаю упор на развитие функциональной грамотности у учащихся через решение задач:
- Формирование читательской грамотности может происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует, заполняя конспект по плану и при решении задач;
Физика 8 класс. Тема: «Тепловые явления»
Ф
изика 8 класс. Тема: «Электрические явления»
- Формирование математической грамотности может происходить при решении расчетных задач, где обучающийся используя математический аппарат, производит вычисления физических, переводит единицы измерения физических величин в систему единиц СИ;
Физика 8 класс. Тема: «Тепловые явления»
Задача: Сравните затраты на электроэнергию, если вам необходимо приготовить яблочный пирог и испечь вы его можете при помощи газовой духовки, мультиварки или микроволновой печи. При использовании газовой духовки для приготовления пирога требуется 2,5 МДж теплоты, мультиварка мощностью 900 Вт готовит его в течение 40 мин, а микроволновая печь мощностью 800 Вт, в течение 35 мин.
- Естественнонаучная грамотность формируется в большей степени, с помощью экспериментальных заданий, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире;
Физика 8 класс. Тема: «Закон Джоуля- Ленца»
Задача: «Алёха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединённый разрыв изолентой. Захар Иванович, старый электромонтёр, поглядывая на работу молодого напарника, проворчал:
- Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горячая».
Вопросы: 1) Что понимается под холодной «пайкой»?
2) Предположите, какие изменения могут произойти со временем на участке провода без изоляции?
3) Объясните, как следует понимать профессиональную поговорку Захара Ивановича?
или
Физика 8 класс. Тема: «Тепловые и электрические явления» Гибридный автомобиль Гибридный автомобиль использует сочетание двух типов двигателей – бензинового и электрического. Они работают в режиме оптимального дополнения друг друга. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания используется в качестве основного источника энергии движения. Высоковольтный электромотор гибридной силовой установки представляет сложную и компактную комбинацию электромотора и электрогенератора. Электродвигатель при необходимости моментально обеспечивает дополнительную мощность, не расходуя топливо и не загрязняя окружающую среду. Их совместная работа обеспечивает автомобилю прекрасные скоростные качества и топливную экономичность. В начале движения блок управления энергию аккумуляторной батареи направляет на электромоторы, расположенные в передней и задней части автомобиля. Движение в нормальном режиме осуществляется за счет бензинового двигателя и электромоторов, вращающих и электрический генератор. Генератор по команде блока управления осуществляет зарядку батареи, отдавая ей излишки энергии. При торможении кинетическая энергия автомобиля преобразуется в электрическую, которую блок управления возвращает в высоковольтную батарею, а бензиновый двигатель работает в обычном режиме. В традиционных системах эта энергия торможения терялась. В отличие от них гибридная силовая система особенно эффективна в городе, где часто чередуются разгон и торможение. Вопросы для обсуждения: - Если в гибридных силовых установках энергия торможения после преобразования в электрическую и аккумулируется в батарее, то на какие процессы идет энергия торможения в традиционных автомобилях? - Если в традиционных автомобилях расход топлива составляет от 7-8 литров на 100 км, то в гибридных – от 3-4 литров. Какова основная причина такой экономии топлива? Задание: Рассмотрите блок-схему гибридного автомобиля и вставьте пропущенное слово в утверждение: «Блок управления на основе информации, полученной от ____________, посылает исполнительные команды силовой установке и аккумуляторным батареям». _ |
- Для формирования финансовой грамотности можно использовать решение задач с содержанием вопроса экономического характера, типа:
Физика 8 класс. Тема: «Электрические явления» Задача: Дети семьи Ивановых используют настольные лампы разной мощности Лампочка Маши, мощностью 60 Вт горит 4 часа в сутки, лампочка Кати, мощность 40 Вт горит 6 часов в сутки. Вопросы: По каким формулам рассчитывают работу тока? Сколько надо заплатить за электроэнергию при тарифе 3,5 руб за 1 кВт×ч за 1 месяц? Лампы какой мощности использовать выгоднее? |
или
Задача: Многие домашние электроприборы находятся в режиме ожидания и при этом потребляют электроэнергию. | Вопросы: 1) Рассчитайте затраты на электроэнергию в год при условии их работы в режиме ожидания 10 ч в сутки. 2) Определите приборы, потребляющие в режиме ожидание наибольшее количество электрической энергии; наименьшее количество. 3) Сравните ваши финансовые расходы в год, если каждый день требуется вскипятить 3 л воды, находящейся при температуре 15оС, либо при помощи электрочайника мощностью 2000 Вт, работающего в течение 2 мин, либо газовой плиты. 4) Сравните затраты на электроэнергию, если вам необходимо приготовить яблочный пирог и испечь вы его можете при помощи газовой духовки, мультиварки или микроволновой печи. При использовании газовой духовки для приготовления пирога требуется 2,5 МДж теплоты, мультиварка мощностью 900 Вт готовит его в течение 40 мин, а микроволновая печь мощностью 800 Вт, в течение 35 мин. 5) Рассчитайте денежные затраты на электроэнергию при работе масляного обогревателя мощностью 1800 Вт, работающего 6 ч в сутки. |
Список литературы.
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2013г. |
-
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015г.. |
-
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011г. |
-
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе М.: Знание, 2009г. |
-
Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Вопросы психологии. – 1999г. |
-
Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004г. |
-
Н.В. Клюева Педагогическая психология - М.: ВЛАДОС, 2006г. |
-
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников - М.: Педагогика,2000г. |
-
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- Изд.: Academia. Серия: Среднее профессиональное образование. 2013 г. |
Internet-ресурсы.
-
https://infourok.ru/doklad-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-cherez-organizaciyu-uchebnoj-deyatelnosti-obuchayushihsya-na-urokah-fiziki-4203164.html. |
-
https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2020/12/21/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-fiziki-na-primere |
-
https://infourok.ru/doklad-formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-fiziki-807157.html. |
-
https://uchitelya.com/fizika/181036-prezentaciya-formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-na-urokah-fiziki.html |
-
https://rescent-szn.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/09/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86.-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%95.%D0%92..pdf |
-
https://multiurok.ru/files/formirovanie-funktsionalnoi-gramotnosti-uchashch-1.html |
-
https://edu54.ru/upload/files/2019/08/%D0%A4%D0%93_05_11_19.pdf |
-
https://rosuchebnik.ru/material/priemy-i-metody-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-pri-izuchenii/ |
-
https://znanio.ru/media/formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-na-urokah-fiziki-2630888 -
https://videouroki.net/razrabotki/mastier-klass-po-tiemie-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-inform.html -
https://almanahpedagoga.ru/servisy/pedagog_issledovatel/faily_ishodniki/1223.docx -
https://урок.рф/library/razvitie_funktcionalnoj_gramotnosti_na_urokah_fizi_141356.html -
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/96-2011-12-05-14-05-58/16147-Razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokakh_fiziki.html -
http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib36/%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%9E%D0%90.pdf -
http://collegy.ucoz.ru/publ/65-1-0-9527 |