СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках физики в 8 классе".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 февраля 2020 г. «Формирование функциональной грамотности на уроках физики в 8 классе» - Презентация к Выступлению на Районном семинаре.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование функциональной грамотности на уроках физики в 8 классе".»

 формирование функциональной грамотности на уроках физики в 8 классе.   Учитель физики ГБОУ СОШ с. Криволучье- Ивановка: Баранов Сергей Николаевич

формирование функциональной грамотности на уроках физики в 8 классе.

Учитель физики ГБОУ СОШ с. Криволучье- Ивановка: Баранов Сергей Николаевич

 Содержание:  1) Актуальность. 3  2) Общие цели, задачи, концепции, виды, формы и методы формирования ФГ у учащихся школы. 4  3) Обзор новинок УМК и другой методической литературы. 12  4) Формирование функциональной грамотности на примерах решения задач по физике в 8 классе. 24  5) Список литературы. 32  6) Internet-ресурсы 33

Содержание:

  • 1) Актуальность. 3
  • 2) Общие цели, задачи, концепции, виды, формы и методы формирования ФГ у учащихся школы. 4
  • 3) Обзор новинок УМК и другой методической литературы. 12
  • 4) Формирование функциональной грамотности на примерах решения задач по физике в 8 классе. 24
  • 5) Список литературы. 32
  • 6) Internet-ресурсы 33
Актуальность:    Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать. Сегодня в обществе существует запрос на функционально грамотных специалистов, таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим показателем качества образования. Принято выделять   читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную грамотности .

Актуальность:

  • Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать. Сегодня в обществе существует запрос на функционально грамотных специалистов, таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим показателем качества образования.

Принято выделять  читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную грамотности .

 Общие цели, задачи, концепции, виды, формы и методы формирования ФГ у учащихся школы. современные методы и приемы (Экспериментальное задание, кластер, синквейн, фишбоун, мозговой штурм, игра, кейс-метод, визуализация, интерактивная тетрадь LIEB, индивидуальные домашние задания, групповые приемы, контроль, самоконтроль и т.д.), применение которых способствует развитию перечисленных выше компетенций.  Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций – то есть в формировании у обучающегося, готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.  Для этого педагогу необходимо увлечь и заинтересовать ребенка, замотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок, используя разные виды деятельности в процессе обучения.

Общие цели, задачи, концепции, виды, формы и методы формирования ФГ у учащихся школы.

  • современные методы и приемы (Экспериментальное задание, кластер, синквейн, фишбоун, мозговой штурм, игра, кейс-метод, визуализация, интерактивная тетрадь LIEB, индивидуальные домашние задания, групповые приемы, контроль, самоконтроль и т.д.), применение которых способствует развитию перечисленных выше компетенций.
  • Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций – то есть в формировании у обучающегося, готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
  • Для этого педагогу необходимо увлечь и заинтересовать ребенка, замотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок, используя разные виды деятельности в процессе обучения.

 Функциональная грамотность: концептуальная рамка.

  • Функциональная грамотность: концептуальная рамка.

 Как определить уровень функциональной грамотности?   Существуют определенные критерии оценивания уровня развития функциональной грамотности, так называемые Шесть шагов Блума. Критерии оценивания (шесть шагов Блума)

Как определить уровень функциональной грамотности?

Существуют определенные критерии оценивания уровня развития функциональной грамотности, так называемые Шесть шагов Блума.

Критерии оценивания (шесть шагов Блума)

Обзор новинок УМК и др. методической литературы по формированию функциональной грамотности  УМК Перышкин А.В. + задачник Лукашик В.И.

Обзор новинок УМК и др. методической литературы по формированию функциональной грамотности

УМК

Перышкин А.В.

+ задачник

Лукашик В.И.

 Обзор новинок УМК и др. методической литературы по формированию функциональной грамотности

Обзор новинок УМК и др. методической литературы по формированию функциональной грамотности

формирование функциональной грамотности на примерах решения задач по физике в 8 классе  Тема: «Агрегатные состояния вещества»  Помогая отцу, ты оставил кружку с водой в строящемся доме. Ночью температура воздуха упала до – 10 °С. Чтобы растопить лед, ты поставил кружку на разогретую печь. Что будет происходить, и какой график будет иллюстрировать происходящий процесс (выбери правильный вариант)?

формирование функциональной грамотности на примерах решения задач по физике в 8 классе

Тема: «Агрегатные состояния вещества»

Помогая отцу, ты оставил кружку с водой в строящемся доме. Ночью температура воздуха упала до – 10 °С. Чтобы растопить лед, ты поставил кружку на разогретую печь. Что будет происходить, и какой график будет иллюстрировать происходящий процесс (выбери правильный вариант)?

Принято выделять читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную грамотности. На своих уроках по физике в 8 классе я делаю упор на развитие функциональной грамотности у учащихся через решение задач:  - Формирование читательской грамотности может происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует, заполняя конспект по плану и при решении задач:  Физика 8 класс. Тема: « Тепловые явления »
  • Принято выделять читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную грамотности. На своих уроках по физике в 8 классе я делаю упор на развитие функциональной грамотности у учащихся через решение задач:
  • - Формирование читательской грамотности может происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует, заполняя конспект по плану и при решении задач:

Физика 8 класс. Тема: « Тепловые явления »

Физика 8 класс. Тема: « Электрические явления »  - Формирование математической грамотности может происходить при решении расчетных задач, где обучающийся используя математический аппарат, производит вычисления физических, переводит единицы измерения физических величин в систему единиц СИ: Физика 8 класс. Тема: «Тепловые явления» Задача : Сравните затраты на электроэнергию, если вам необходимо приготовить яблочный пирог и испечь вы его можете при помощи газовой духовки, мультиварки или микроволновой печи. При использовании газовой духовки для приготовления пирога требуется 2,5 МДж теплоты, мультиварка мощностью 900 Вт готовит его в течение 40 мин, а микроволновая печь мощностью 800 Вт, в течение 35 мин.

Физика 8 класс. Тема: « Электрические явления »

- Формирование математической грамотности может происходить при решении расчетных задач, где обучающийся используя математический аппарат, производит вычисления физических, переводит единицы измерения физических величин в систему единиц СИ:

Физика 8 класс. Тема: «Тепловые явления»

Задача : Сравните затраты на электроэнергию, если вам необходимо приготовить яблочный пирог и испечь вы его можете при помощи газовой духовки, мультиварки или микроволновой печи. При использовании газовой духовки для приготовления пирога требуется 2,5 МДж теплоты, мультиварка мощностью 900 Вт готовит его в течение 40 мин, а микроволновая печь мощностью 800 Вт, в течение 35 мин.

 - Естественнонаучная грамотность развивается в большей степени, с помощью экспериментальных заданий, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире:  Физика 8 класс. Тема: «Закон Джоуля- Ленца» Задача : «Алёха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединённый разрыв изолентой. Захар Иванович, старый электромонтёр, поглядывая на работу молодого напарника, проворчал: - Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горячая». Вопросы : 1) Что понимается под холодной «пайкой»? 2) Предположите, какие изменения могут произойти со временем на участке провода без изоляции?  3) Объясните, как следует понимать профессиональную поговорку Захара Ивановича?

- Естественнонаучная грамотность развивается в большей степени, с помощью экспериментальных заданий, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире:

Физика 8 класс. Тема: «Закон Джоуля- Ленца»

Задача : «Алёха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединённый разрыв изолентой. Захар Иванович, старый электромонтёр, поглядывая на работу молодого напарника, проворчал:

- Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горячая».

Вопросы : 1) Что понимается под холодной «пайкой»?

2) Предположите, какие изменения могут произойти со временем на участке провода без изоляции? 3) Объясните, как следует понимать профессиональную поговорку Захара Ивановича?

Физика 8 класс. Тема: «Тепловые и электрические явления»

Гибридный автомобиль

Гибридный автомобиль использует сочетание двух типов двигателей – бензинового и электрического. Они работают в режиме оптимального дополнения друг друга. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания используется в качестве основного источника энергии движения. Высоковольтный электромотор гибридной силовой установки представляет сложную и компактную комбинацию электромотора и электрогенератора. Электродвигатель при необходимости моментально обеспечивает дополнительную мощность, не расходуя топливо и не загрязняя окружающую среду. Их совместная работа обеспечивает автомобилю прекрасные скоростные качества и топливную экономичность. В начале движения блок управления энергию аккумуляторной батареи направляет на электромоторы, расположенные в передней и задней части автомобиля. Движение в нормальном режиме осуществляется за счет бензинового двигателя и электромоторов, вращающих и электрический генератор. Генератор по команде блока управления осуществляет зарядку батареи, отдавая ей излишки энергии. При торможении кинетическая энергия автомобиля преобразуется в электрическую, которую блок управления возвращает в высоковольтную батарею, а бензиновый двигатель работает в обычном режиме. В традиционных системах эта энергия торможения терялась. В отличие от них гибридная силовая система особенно эффективна в городе, где часто чередуются разгон и торможение .

 Вопросы для обсуждения: Если в гибридных силовых установках энергия торможения после преобразования в электрическую и аккумулируется в батарее, то на какие процессы идет энергия торможения в традиционных автомобилях? - Если в традиционных автомобилях расход топлива составляет от 7-8 литров на 100 км, то в гибридных – от 3-4 литров. Какова основная причина такой экономии топлива?

Вопросы для обсуждения:

  • Если в гибридных

силовых установках энергия

торможения после преобразования в электрическую и аккумулируется в батарее, то на какие процессы идет энергия торможения в традиционных автомобилях?

- Если в традиционных автомобилях расход топлива составляет от 7-8 литров на 100 км, то в гибридных – от 3-4 литров. Какова основная причина такой экономии топлива?

Задание : Рассмотрите блок-схему гибридного автомобиля и вставьте пропущенное слово в утверждение: «Блок управления на основе информации, полученной от ____________, посылает исполнительные команды силовой установке и аккумуляторным батареям». _  Для формирования финансовой грамотности можно использовать решение задач с содержанием вопроса экономического характера, типа: Физика 8 класс. Тема: «Электрические явления» Задача: Дети семьи Ивановых используют настольные лампы разной мощности Лампочка Маши, мощностью 60 Вт горит 4 часа в сутки, лампочка Кати, мощность 40 Вт горит 6 часов в сутки. Вопросы: По каким формулам рассчитывают работу тока? Сколько надо заплатить за электроэнергию при тарифе 3,5 руб за 1 кВт×ч за 1 месяц? Лампы какой мощности использовать выгоднее?

Задание : Рассмотрите блок-схему гибридного автомобиля и вставьте пропущенное слово в утверждение: «Блок управления на основе информации, полученной от ____________, посылает исполнительные команды силовой установке и аккумуляторным батареям».

_

  • Для формирования финансовой грамотности можно использовать решение задач

с содержанием вопроса экономического характера, типа:

Физика 8 класс. Тема: «Электрические явления»

Задача: Дети семьи Ивановых используют настольные лампы разной мощности Лампочка Маши, мощностью 60 Вт горит 4 часа в сутки, лампочка Кати, мощность 40 Вт горит 6 часов в сутки.

Вопросы: По каким формулам рассчитывают работу тока? Сколько надо заплатить за электроэнергию при тарифе 3,5 руб за 1 кВт×ч за 1 месяц? Лампы какой мощности использовать выгоднее?

Физика 8 класс. Тема: « Электрические явления »

Задача : Многие домашние электроприборы находятся в режиме ожидания и при этом

потребляют электроэнергию.

Вопросы :

1) Рассчитайте затраты на электроэнергию в год при условии их работы в режиме ожидания 10 ч в сутки.

2) Определите приборы, потребляющие в режиме ожидание наибольшее количество электрической энергии; наименьшее количество.

3) Сравните ваши финансовые расходы в год, если каждый день требуется вскипятить 3 л воды, находящейся при температуре 15 о С, либо при помощи электрочайника мощностью 2000 Вт, работающего в течение 2 мин, либо газовой плиты.

4) Сравните затраты на электроэнергию, если вам необходимо приготовить яблочный пирог и испечь вы его можете при помощи газовой духовки, мультиварки или микроволновой печи. При использовании газовой духовки для приготовления пирога требуется 2,5 МДж теплоты, мультиварка мощностью 900 Вт готовит его в течение 40 мин, а микроволновая печь мощностью 800 Вт, в течение 35 мин.

5) Рассчитайте денежные затраты на электроэнергию при работе масляного обогревателя мощностью 1800 Вт, работающего 6 ч в сутки.

 Список литературы. 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2013г. 2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015г.. 3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011г. 4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе М.: Знание, 2009г. 5. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Вопросы психологии. – 1999г. 6. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004г. 7. Н.В. Клюева Педагогическая психология - М.: ВЛАДОС, 2006г. 8. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников - М.: Педагогика, 2000г. 9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- Изд.: Academia. Серия: Среднее  профессиональное образование. 2013 г.

Список литературы.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2013г.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015г..

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011г.

4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе М.: Знание, 2009г.

5. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Вопросы психологии. – 1999г.

6. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004г.

7. Н.В. Клюева Педагогическая психология - М.: ВЛАДОС, 2006г.

8. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников - М.:

Педагогика, 2000г.

9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- Изд.: Academia. Серия: Среднее

профессиональное образование. 2013 г.

 Internet-ресурсы. 1. https ://infourok.ru/doklad-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-cherez-organizaciyu-uchebnoj-deyatelnosti-obuchayushihsya-na-urokah-fiziki-4203164.html . 3. https ://infourok.ru/doklad-formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-fiziki-807157.html . 5. https ://rescent-szn.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/09/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86.-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%95.%D0%92..pdf  9. https ://znanio.ru/media/formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-na-urokah-fiziki-2630888 10. https :// videouroki.net/razrabotki/mastier-klass-po-tiemie-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-inform.html

Internet-ресурсы.

1. https ://infourok.ru/doklad-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-cherez-organizaciyu-uchebnoj-deyatelnosti-obuchayushihsya-na-urokah-fiziki-4203164.html .

3. https ://infourok.ru/doklad-formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-fiziki-807157.html .

5. https ://rescent-szn.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/09/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86.-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%95.%D0%92..pdf

9. https ://znanio.ru/media/formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-na-urokah-fiziki-2630888

10. https :// videouroki.net/razrabotki/mastier-klass-po-tiemie-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-inform.html

 Internet-ресурсы. 11. https://almanahpedagoga.ru/servisy/pedagog_issledovatel/faily_ishodniki/1223.docx 12. https://урок.рф/library/razvitie_funktcionalnoj_gramotnosti_na_urokah_fizi_141356.html 13. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/96-2011-12-05-14-05-58/16147-Razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokakh_fiziki.html 14. http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib36/%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%9E%D0%90.pdf 15. http://collegy.ucoz.ru/publ/65-1-0-9527 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Internet-ресурсы.

11. https://almanahpedagoga.ru/servisy/pedagog_issledovatel/faily_ishodniki/1223.docx

12. https://урок.рф/library/razvitie_funktcionalnoj_gramotnosti_na_urokah_fizi_141356.html

13. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/96-2011-12-05-14-05-58/16147-Razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokakh_fiziki.html

14. http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib36/%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%9E%D0%90.pdf

15. http://collegy.ucoz.ru/publ/65-1-0-9527

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя