формирование функциональной грамотности на уроках физики в 8 классе.
Учитель физики ГБОУ СОШ с. Криволучье- Ивановка: Баранов Сергей Николаевич
Содержание:
- 1) Актуальность. 3
- 2) Общие цели, задачи, концепции, виды, формы и методы формирования ФГ у учащихся школы. 4
- 3) Обзор новинок УМК и другой методической литературы. 12
- 4) Формирование функциональной грамотности на примерах решения задач по физике в 8 классе. 24
- 5) Список литературы. 32
- 6) Internet-ресурсы 33
Актуальность:
- Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать. Сегодня в обществе существует запрос на функционально грамотных специалистов, таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим показателем качества образования.
Принято выделять читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную грамотности .
Общие цели, задачи, концепции, виды, формы и методы формирования ФГ у учащихся школы.
- современные методы и приемы (Экспериментальное задание, кластер, синквейн, фишбоун, мозговой штурм, игра, кейс-метод, визуализация, интерактивная тетрадь LIEB, индивидуальные домашние задания, групповые приемы, контроль, самоконтроль и т.д.), применение которых способствует развитию перечисленных выше компетенций.
- Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций – то есть в формировании у обучающегося, готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
- Для этого педагогу необходимо увлечь и заинтересовать ребенка, замотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок, используя разные виды деятельности в процессе обучения.
- Функциональная грамотность: концептуальная рамка.
Как определить уровень функциональной грамотности?
Существуют определенные критерии оценивания уровня развития функциональной грамотности, так называемые Шесть шагов Блума.
Критерии оценивания (шесть шагов Блума)
Обзор новинок УМК и др. методической литературы по формированию функциональной грамотности
УМК
Перышкин А.В.
+ задачник
Лукашик В.И.
Обзор новинок УМК и др. методической литературы по формированию функциональной грамотности
формирование функциональной грамотности на примерах решения задач по физике в 8 классе
Тема: «Агрегатные состояния вещества»
Помогая отцу, ты оставил кружку с водой в строящемся доме. Ночью температура воздуха упала до – 10 °С. Чтобы растопить лед, ты поставил кружку на разогретую печь. Что будет происходить, и какой график будет иллюстрировать происходящий процесс (выбери правильный вариант)?
- Принято выделять читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и глобальную грамотности. На своих уроках по физике в 8 классе я делаю упор на развитие функциональной грамотности у учащихся через решение задач:
- - Формирование читательской грамотности может происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует, заполняя конспект по плану и при решении задач:
Физика 8 класс. Тема: « Тепловые явления »
Физика 8 класс. Тема: « Электрические явления »
- Формирование математической грамотности может происходить при решении расчетных задач, где обучающийся используя математический аппарат, производит вычисления физических, переводит единицы измерения физических величин в систему единиц СИ:
Физика 8 класс. Тема: «Тепловые явления»
Задача : Сравните затраты на электроэнергию, если вам необходимо приготовить яблочный пирог и испечь вы его можете при помощи газовой духовки, мультиварки или микроволновой печи. При использовании газовой духовки для приготовления пирога требуется 2,5 МДж теплоты, мультиварка мощностью 900 Вт готовит его в течение 40 мин, а микроволновая печь мощностью 800 Вт, в течение 35 мин.
- Естественнонаучная грамотность развивается в большей степени, с помощью экспериментальных заданий, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире:
Физика 8 класс. Тема: «Закон Джоуля- Ленца»
Задача : «Алёха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединённый разрыв изолентой. Захар Иванович, старый электромонтёр, поглядывая на работу молодого напарника, проворчал:
- Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горячая».
Вопросы : 1) Что понимается под холодной «пайкой»?
2) Предположите, какие изменения могут произойти со временем на участке провода без изоляции? 3) Объясните, как следует понимать профессиональную поговорку Захара Ивановича?
Физика 8 класс. Тема: «Тепловые и электрические явления»
Гибридный автомобиль
Гибридный автомобиль использует сочетание двух типов двигателей – бензинового и электрического. Они работают в режиме оптимального дополнения друг друга. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания используется в качестве основного источника энергии движения. Высоковольтный электромотор гибридной силовой установки представляет сложную и компактную комбинацию электромотора и электрогенератора. Электродвигатель при необходимости моментально обеспечивает дополнительную мощность, не расходуя топливо и не загрязняя окружающую среду. Их совместная работа обеспечивает автомобилю прекрасные скоростные качества и топливную экономичность. В начале движения блок управления энергию аккумуляторной батареи направляет на электромоторы, расположенные в передней и задней части автомобиля. Движение в нормальном режиме осуществляется за счет бензинового двигателя и электромоторов, вращающих и электрический генератор. Генератор по команде блока управления осуществляет зарядку батареи, отдавая ей излишки энергии. При торможении кинетическая энергия автомобиля преобразуется в электрическую, которую блок управления возвращает в высоковольтную батарею, а бензиновый двигатель работает в обычном режиме. В традиционных системах эта энергия торможения терялась. В отличие от них гибридная силовая система особенно эффективна в городе, где часто чередуются разгон и торможение .
Вопросы для обсуждения:
силовых установках энергия
торможения после преобразования в электрическую и аккумулируется в батарее, то на какие процессы идет энергия торможения в традиционных автомобилях?
- Если в традиционных автомобилях расход топлива составляет от 7-8 литров на 100 км, то в гибридных – от 3-4 литров. Какова основная причина такой экономии топлива?
Задание : Рассмотрите блок-схему гибридного автомобиля и вставьте пропущенное слово в утверждение: «Блок управления на основе информации, полученной от ____________, посылает исполнительные команды силовой установке и аккумуляторным батареям».
_
- Для формирования финансовой грамотности можно использовать решение задач
с содержанием вопроса экономического характера, типа:
Физика 8 класс. Тема: «Электрические явления»
Задача: Дети семьи Ивановых используют настольные лампы разной мощности Лампочка Маши, мощностью 60 Вт горит 4 часа в сутки, лампочка Кати, мощность 40 Вт горит 6 часов в сутки.
Вопросы: По каким формулам рассчитывают работу тока? Сколько надо заплатить за электроэнергию при тарифе 3,5 руб за 1 кВт×ч за 1 месяц? Лампы какой мощности использовать выгоднее?
Физика 8 класс. Тема: « Электрические явления »
Задача : Многие домашние электроприборы находятся в режиме ожидания и при этом
потребляют электроэнергию.
Вопросы :
1) Рассчитайте затраты на электроэнергию в год при условии их работы в режиме ожидания 10 ч в сутки.
2) Определите приборы, потребляющие в режиме ожидание наибольшее количество электрической энергии; наименьшее количество.
3) Сравните ваши финансовые расходы в год, если каждый день требуется вскипятить 3 л воды, находящейся при температуре 15 о С, либо при помощи электрочайника мощностью 2000 Вт, работающего в течение 2 мин, либо газовой плиты.
4) Сравните затраты на электроэнергию, если вам необходимо приготовить яблочный пирог и испечь вы его можете при помощи газовой духовки, мультиварки или микроволновой печи. При использовании газовой духовки для приготовления пирога требуется 2,5 МДж теплоты, мультиварка мощностью 900 Вт готовит его в течение 40 мин, а микроволновая печь мощностью 800 Вт, в течение 35 мин.
5) Рассчитайте денежные затраты на электроэнергию при работе масляного обогревателя мощностью 1800 Вт, работающего 6 ч в сутки.
Список литературы.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2013г.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015г..
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011г.
4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе М.: Знание, 2009г.
5. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Вопросы психологии. – 1999г.
6. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004г.
7. Н.В. Клюева Педагогическая психология - М.: ВЛАДОС, 2006г.
8. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников - М.:
Педагогика, 2000г.
9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- Изд.: Academia. Серия: Среднее
профессиональное образование. 2013 г.
Internet-ресурсы.
1. https ://infourok.ru/doklad-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-cherez-organizaciyu-uchebnoj-deyatelnosti-obuchayushihsya-na-urokah-fiziki-4203164.html .
3. https ://infourok.ru/doklad-formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-fiziki-807157.html .
5. https ://rescent-szn.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/09/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86.-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%95.%D0%92..pdf
9. https ://znanio.ru/media/formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-na-urokah-fiziki-2630888
10. https :// videouroki.net/razrabotki/mastier-klass-po-tiemie-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-inform.html
Internet-ресурсы.
11. https://almanahpedagoga.ru/servisy/pedagog_issledovatel/faily_ishodniki/1223.docx
12. https://урок.рф/library/razvitie_funktcionalnoj_gramotnosti_na_urokah_fizi_141356.html
13. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/96-2011-12-05-14-05-58/16147-Razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokakh_fiziki.html
14. http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib36/%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%9E%D0%90.pdf
15. http://collegy.ucoz.ru/publ/65-1-0-9527
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ