СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре по теме «Игровые задания на занятиях греко-римской борьбой»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре по теме «Игровые задания на занятиях греко-римской борьбой»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре по теме «Игровые задания на занятиях греко-римской борьбой»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа имени Жанны Борисовны Лобановой»


Кечаев Сергей Анатольевич,

тренер-преподаватель


Выступление на семинаре по теме «Игровые задания на занятиях греко-римской борьбой»


Выбор средств и методов при изучении программного материала по борьбе определяется педагогической задачей, подготовленностью занимающихся и условиями занятий. В процессе соревновательно-игровой деятельности, упражнения и подвижные игры применяются не только для развития физических качеств, но и выработки двигательных умений и навыков, необходимых при единоборствах.

Одним из средств воспитания морально-волевых качеств юных единоборцев должны стать подвижные игры. Они способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств, помогающих наглядно убедиться в преимуществах коллективных усилий, учат считается с мнением партнеров. Неукоснительное соблюдение правил игры способствует воспитанию честности, справедливости, сознательной дисциплины.

Игровые и соревновательные упражнения способствуют непосредственному изучению техники борьбы и воссоздают реальные условия поединка. Подбор соревновательных упражнений, а также условия их выполнения и количество повторений зависят от учебной задачи.

Успех применения соревновательно-игрового метода во многом зависит от продуманной организации урока при освоении учебного материала по борьбе, где особое значение имеет соблюдение методической последовательности в обучении и закреплении приемов борьбы. При этом необходимо: по возможности использовать сходство структур в положительном переносе навыка, но уже в соревновательной или игровой форме; осуществлять подбор соревновательных или игровых упражнений, способствующих улучшению не только техники, но и физической подготовки учащихся, их умению противостоять в борьбе сопернику; добиваться безукоризненной дисциплины, сознательности, целеустремленности и высокой активности занимающихся; помнить, что поощрение и взаимоуважение способствуют не только практическому успеху, но и эмоциональному подъему, а также желанию заниматься в дальнейшем борьбой.

Совершенствование приемов борьбы эффективно в том случае, когда приобретенные знания, умения и навыки закрепляются непосредственно в учебных схватках и в различных условиях. Поэтому элементарные приемы борьбы, захваты и передвижения в сочетании с отработкой конкретных приемов в соревновательно-игровой обстановке постепенно должны вводиться в арсенал технических и тактических действий, широко используемых на всех занятиях, связанных с единоборствами.
Игры с активным противодействием двух сторон воспитывают здоровый спортивный азарт, настойчивость, выдержку, без которых трудно рассчитывать на победу в условиях реальных соревнований по борьбе.

Во время игры тренер-преподаватель может оценить инициативность и настойчивость воспитанника, его умение бороться до конца за победу, креативность мышления, смелость и решительность. В процессе игры раскрывается отношение участников к партнерам и соперникам, к собственным ошибкам и т.д.

Образцом в воспитательной работе должен быть сам тренер-преподаватель; умелый организатор и беспристрастный судья. Правильная оценка действий учащихся, объективная оценка игры воспитывают сознательную дисциплину, приучают юных спортсменов правильно оценивать свои действия, повышают их интерес к дальнейшей спортивной деятельности.
Подвижная игра, имеет свою цель, содержание и правила. Включая какую либо игру в план занятия (в подготовительной, основной или заключительной части), творчески подходите к ее подбору, подготовке и проведению.

При этом соблюдайте следующие правила:

1. В игре возможны определенные изменения в зависимости от контингента учащихся, наличие инвентаря и других обстоятельств; можно рассмотреть свои варианты, которые наиболее соответствуют основным задачам занятия.

2. Учеников обучают прежде всего простым играм, а сложные проводят сначала по упрощенным правилам, постепенно усложняя их.

3. Спортсменов делят на примерно равные по силам команды (по весовым категориям, возрасту, физической подготовке).

4. Игра должна быть эмоциональная, динамичная. Однообразные движения и статичные положения вызывают быструю усталость, препятствуют усвоению новых двигательных качеств.

5. Чтобы предотвратить переутомление юных борцов, четко определяют дозировку игры (ее время или количество повторений). Если игроки устали, игру прекращают досрочно.

6. Воспитанников приучают соблюдать правила игры, точно выполнять действия и движения. Иначе это может привести к неправильному усвоению элементов техники и тактики. 

7. Если во время игры участники допускают много ошибок и нарушений, ее приостанавливают и делают необходимые указания и корректировки.

8. На одном занятии не следует применять много игр, а также проводить одну игру в течение длительного времени. Почувствовав, что интерес к игре потерян, ее прекращают или заменяют другой.

9. Если во время тренировочного занятия применяют большие нагрузки, то в конце или в середине тренировки предлагают спокойные игры, которые снижают нервное возбуждение и активизируют внимание учащихся.

10. Если упражнение возможно выполнять в обе стороны, то при повторении игры,задачу выполняют и в другую сторону.

11. Наиболее подготовленных и способных учеников привлекают к руководству отдельными играми. Это приучает юных единоборцев к самостоятельности.

12. Строят участников для проведения игры в колонны, впереди ставят меньших ростом, что позволит всем наблюдать за ходом игры.

13. Подводя итоги каждой игры и определяя победителей, обязательно учитывают правильность выполнения упражнения или отдельных элементов, особенно тех, которые непосредственно способствуют усвоению техники и тактики спортивной борьбы. Это поможет более качественно овладеть двигательными навыками.

Данные методические рекомендации адресованы в помощь начинающему тренеру-преподавателю.

Раздел 1. Соревновательно-игровой метод при освоении учебного материала по греко-римской борьбе

«БОРЬБА ЗА КАСАНИЕ»

3адачи: формирование навыков основных стоек; развитие чувства дистанции; освоение навыков сопротивления и маневрирования.

Инвентарь: нет.

Место: спортивная площадка (борцовский ковер, гимнастический мат).

Содержание: Игра начинается по сигналу тренера. По заданию первые номера должны коснуться руками или ногами указанных мест: шеи, плеч, поясницы, спины, кистей рук, стоп ног, вторые — препятствовать касаниям. Затем по команде учащиеся меняются ролями.

Правила - при касании попытка засчитывается и игра продолжается. Побеждает участник, сумевший выполнить наибольшее количество касаний за определенный отрезок времени.

Разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию, а также оказывать сопротивление, препятствовать касанию.

В итоге побеждает команда, участники которой сумели выполнить больше касаний.

ОМУ. При небольшой площадке устанавливаются границы, за которые нельзя отступать (например, край ковра, мата, линия, проведенная на полу).

БОРЬБА С АТАКУЮЩИМИ ЗАХВАТАМИ»

Задача: совершенствование выполнения захвата, защиты и освобождения от захвата. Инвентарь: гимнастические маты или борцовские ковры.

Место: спортивный (борцовский) зал.

Игра начинается по сигналу тренера. Игроки находясь все время лицом друг к другу, проводят захват определенной части тела соперника, после чего занимают исходное положение.

Вариант игры: дальнейшая борьба (после перегруппировки участников) проводится раздельно - между победителями и между побежденными.

Побеждает участник, сумевший наибольшее количество раз осуществить захват соперника. Командная победа определяется по общей сумме побед участников команд.

Захват, защиту и освобождение следует начинать с пассивных форм взаимодействия. По мере их освоения разрешается произвольно перемещаться, увеличивать и сокращать дистанцию, защищаться от захвата соперника.

ТРЕТЬЯ ТОЧКА»

Задачи: овладение умением выведения соперника из равновесия; формирование простейших навыков ведения единоборств в условиях с ограниченным числом разрешенных действий.

Инвентарь: борцовский ковер.

Место: гимнастический или борцовский зал.

Участники команд распределяются на пары. По условному сигналу тренера они начинают толкать, сваливать друг друга, для того чтобы заставить соперника коснуться ковра третьей точкой тела (кроме подошв).

При условии победы того или иного участника, борьба вновь продолжается до сигнала преподавателя.

Не разрешается; бросать и ударять соперника, делать болевые захваты.

Побеждает игрок, большее число раз заставивший соперника коснуться третьей точкой. Команда-победительница определяется по наибольшей сумме очков набранной участниками команды.

Игру следует начинать и заканчивать только после рукопожатия соперников.

«ЦАПЛЯ»

Задачи: совершенствование умения устойчиво стоять на одной ноге; формирование простейших навыков ведения единоборств в условиях с ограниченным числом разрешенных действий.

Инвентарь; гимнастические маты или борцовский ковер.

Место: гимнастический или борцовский зал.

Игроки одной команды являются нападающими, а другой — защищающимися. Защищающийся игрок стоит на одной ноге, другая у него захвачена нападающим. По сигналу тренера нападающий игрок старается, толкая, сваливая и сбивая, заставить защищающегося игрока коснуться рукой мата, а защищающийся игрок — сохранить равновесие и остаться в стойке.

Смена положения происходит по команде тренера. Нельзя проводить броски, ударять соперника и делать болевые захваты.
Побеждает игрок, наибольшее количество раз заставивший соперника потерять равновесие и коснуться ковра рукой или телом.

Команда-победительница определяется по набранной сумме побед участников.

Игру следует начинать и заканчивать только после рукопожатия соперников.

«ОТОРВИ ОТ КОВРА»

Задачи: овладение навыком отрыва партнера от опоры без броска; развитие скоростно-силовых качеств в соревновательных условиях.

Инвентарь: гимнастические маты или борцовский ковер.

Место: гимнастические или борцовские залы.

По команде преподавателя стоящие лицом к друг другу соперники после вхождения в захват пытаются оторвать один другого от ковра.

Не разрешается проводить броски, удары и болевые захваты. Побеждает игрок, наибольшее число раз оторвавший соперника от ковра.

Командная победа определяется по количеству завоеванных участниками побед.

Игру следует начинать и заканчивать только после рукопожатия соперников.

При ограниченном пространстве матов или ковра упражнения могут выполнять пары поочередно, например, сначала с четными, а затем с нечетными номерами.

Список информационных источников

Туманян Г.С. Синтез силы и ловкости. Элементы спортивной борьбы на уроках физической культуры в старших классах. – М: «Физкультура в школе» 1964 №11.

Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях по борьбе. М: «Физкультура в школе 1978.

Туманян Г.С Спортивная борьба. Учебное пособие для техникумов и институтов физической культуры. – М: «Физкультура и спорт» 1985.

Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культура 5-11 классы Дрофа М. 2003.

Подливаев Б.А. Миндиашвили Д.Г., Грузных Г.М., Купцов А.П. Борьба вольная: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва – М: «Советский спорт» 2003.

Сорокин Н.Н. Спортивная борьба: классическая и вольная. Учебное пособие для занятий с начинающими. – М: Фис.1956.

Гуревич И.А. 300 соревновательно игровых заданий по физическому воспитанию. Практическое пособие Минск «Вышэйшая школа» 1994.

Греко-римская борьба: Учебник /Под общ ред. А.Г. Семенова и М.В Прохоровой.- М.: Олимпия пресс, Терра Спорт, 2005.