Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток» в д.Рокотушка Новоспасского района Ульяновской области»
социальный педагог
РЫБАКОВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА
Выступление на семинаре «Развитие семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важнейшей задачей в их воспитании и социализации. Эти дети, лишенные возможности расти в биологической семье, особенно нуждаются в формировании у них понимания и уважения к семейным отношениям, ведь от этого зависит их будущее и способность построить свою собственную семью.
Одним из ключевых аспектов работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является создание у них положительного образа семьи. Социальные педагоги должны сформировать у детей представление о семье как о месте, где царит любовь, забота, уважение и поддержка. Важно объяснять детям, что семья — это не только биологическая связь, но и духовная близость, взаимопомощь и ответственность друг за друга. Например, через рассказы, беседы, просмотр фильмов и чтение книг о крепких и дружных семьях можно создать у детей положительное представление о семейных ценностях.
Также важную роль играет практическое приобщение детей к семейным традициям и обычаям. В условиях детского дома или интерната можно организовывать мероприятия, направленные на знакомство детей с традициями и обычаями семейного уклада. Это могут быть праздники, семейные вечера, кулинарные мастер-классы, где дети учатся готовить традиционные блюда, или изготовление подарков своими руками для близких. Подобные мероприятия не только развивают у детей практические навыки, но и формируют у них понимание значимости семейных традиций и укрепляют эмоциональную связь с воспитателями и сверстниками.
Не менее важным направлением является развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыков общения и взаимодействия. В условиях отсутствия родительской модели поведения дети могут испытывать трудности в установлении и поддержании отношений. В этом контексте важны занятия по развитию коммуникативных навыков, умению разрешать конфликты, проявлять эмпатию и заботу о других. Например, в рамках групповых тренингов или ролевых игр дети могут учиться договариваться, обсуждать свои проблемы и принимать коллективные решения, что способствует формированию у них чувства ответственности за других.
Значительное внимание следует уделять психологической поддержке детей, направленной на преодоление у них чувства одиночества, ненужности и низкой самооценки. Психологическая работа с детьми должна включать как индивидуальные консультации, так и групповые занятия, на которых дети учатся позитивно воспринимать себя, осознавать свою ценность и строить доверительные отношения с другими. Важную роль в этом процессе играет создание атмосферы доверия и эмоциональной безопасности, где каждый ребенок чувствует себя принятым и поддержанным.
Особое место в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимает подготовка их к самостоятельной жизни и созданию собственной семьи. Воспитатели и педагоги должны помогать детям формировать навыки, необходимые для успешного ведения домашнего хозяйства, планирования семейного бюджета, воспитания детей. Важно также организовывать встречи с семьями, где дети могут увидеть положительные примеры семейных отношений, что помогает им осознать, каким образом можно построить крепкую и счастливую семью в будущем.
Таким образом, формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует комплексного подхода, включающего как воспитательные, так и психологические методы. Важно, чтобы дети не только знали о значимости семьи, но и испытывали положительные эмоции и желание создать свою собственную семью в будущем. Социальным педагогам и воспитателям рекомендуется активно использовать различные методы и технологии, направленные на развитие у детей представлений о семейных ценностях и создание условий для их успешной социализации.
Список литературы
1. Свиридова, О. А. Использование социально-педагогических технологий в формировании семейных ценностей у детей-сирот / О. А. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 366-368.
2. Федоренко С.С., Кислова H.H., Мартынова М.В., Тихонова Е.В. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие. СПб.: Свое издательство, 2014. 403 с.