СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре – совещании «Проблемы и алгоритм межведомственного взаимодействия КДН и ЗП с органами системы профилактики по вопросам организации ИПР с семьями и несовершеннолетними в СОП»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре - совещании для заместителей директоров по воспитательной работе и служб профилактики​​​​​​​

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре – совещании «Проблемы и алгоритм межведомственного взаимодействия КДН и ЗП с органами системы профилактики по вопросам организации ИПР с семьями и несовершеннолетними в СОП»»

Выступление на семинаре – совещании для заместителей директоров по воспитательной работе с участием служб профилактики

«Проблемы и алгоритм межведомственного взаимодействия КДН и ЗП с органами системы профилактики по вопросам организации ИПР с семьями и несовершеннолетними в СОП»

МОБУ СОШ с. Бедеева Поляна

Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

  Исходя из этого, в современном мире все больше возрастает понимание семьи  как  определяющей не только развитие ребенка, но и развитие общества в целом. Вместе с тем в условиях нарастающего материального и социального расслоения общества происходят изменения семьи. Кризис современного общества порождает не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. Негативные последствия неблагополучия в обществе проектируются на семью –  основной и наиболее уязвимый социальный институт. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом.

Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного взаимодействия субъектов системы профилактики.

Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа, которая направлена на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска, возникновения девиантного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Все действия и профилактические мероприятия, проводимые МОБУ СОШ с. Бедеева Поляна и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

К таким мероприятиям относятся:

  • Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (специалисты СП, классный руководитель, администрация).

  • Мероприятия по социальной адаптации ребенка, т.е. оказание помощи в процессе активного приспособления ребенка, находящегося в социально опасном положении, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, к новым условиям при изменении социального статуса (Школьные мероприятия, внеурочная занятость)

  • Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных или деформированных социальных связей и функций ребенка, восполнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем (опека, школа)

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.


В рамках профилактической работы школа тесно сотрудничает с Бедеево – Полянской СУБ. Ежегодно в школе проводится месячник ЗОЖ. В рамках месячника организуются встречи со специалистами СУБ по профилактике социально значимых заболеваний. Врач – педиатр проводит беседы о влиянии алкоголя, наркотиков на организм, о способах распознавания алкогольного или наркотического опьянения подростков и многом другом. Специалисты медицинского учреждения проводят профилактические беседы с обучающимися школы.

Тесно в профилактической работе школа сотрудничает и с ГДН ОМВД по Благовещенскому району РБ. Сотрудниками ГДН проводятся профилактические классные часы, индивидуальные беседы с обучающимися, состоящими на различных видах учета, а также выступления на общешкольном родительском собрании Совместно с педагогами, участковый уполномоченный посещает семьи и проводит профилактические беседы с родителями.

Сотрудничество ведется и со Службой семьи в Благовещенском районе РБ Межрайонного центра «Семья». Совместно со специалистом по работе с семьей проводятся рейды в неблагополучные семьи, профилактические беседы по вопросу постановки на социальное сопровождение в Службу семьи, обследования жилищно – бытовых условий семьи.

С Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации муниципального района Благовещенский район РБ – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.

Также в рамках межведомственного взаимодействия наша школа сотрудничает с отделом опеки и попечительства, органами местного самоуправления, Сельским домом культуры, Воскресной школой.

В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» алгоритм работы социального педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе с детьми и их семьями данной категории строятся следующим образом:


1. Выявление. Сообщение. Учет.

1.1. Сбор информации, сведений, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).


1.2. Систематизация полученной информации

На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме, в связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов и дополнительная диагностика.


1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий индивидуально профилактической работы.

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета семьи и ребенка в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1) , заполняются необходимые документы.


2. Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

Индивидуально профилактическая работа включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.


Совместная работа специалистов (социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе) МОБУ СОШ с. Бедеева Поляна проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

Хочется отметить, что работа с семьей, находящейся в социально опасном положении строится на одном важном принципе – найти контакт не только с детьми, но и с родителями. Можно было бы просто забрать ребенка из опасной семьи. Но цель работы в другом – сохранить семью. Поэтому специалисты помогают этим семьям улучшить взаимоотношения в семье, побудить родителей к самообеспечению, проводят с ними социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые просвещения и другие.

Основным методом в работе с неблагополучной семьей остается социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт   с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами. В ходе социального патронажа неблагополучной семье оказывается консультационная, психологическая, педагогическая, социальная, моральная и материальная помощь в решении конкретных проблем. Одним из самых сложных вопросов был и остается  поиск возможностей для реабилитации людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.  Главное – установить проблемы семьи, порой невидимые сразу и тщательно скрываемые, а также предоставить членам семьи все возможности для изменения существующего положения или обратить внимание людей на собственные скрытые ресурсы. Все семьи группы социального риска ежемесячно посещаются специалистами школы (социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители). С родителями и детьми проводятся беседы по противопожарной безопасности, о соблюдении санитарно-гигиенических условий жизни, побуждению родителей к лечению от алкогольной зависимости, беседы по формированию здорового образа жизни, трудоустройству родителей, трудоустройству и занятости подростков во внеурочное время. 

  Рассмотрим подробнее деятельность специалистов (социальный педагог, педагог - психолог) МОБУ СОШ с. Бедеева Поляна, осуществляющих в пределах своей компетенции работу с семьей СОП:

         проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий семьи, осуществляется сбор информации о семье, выявляются потребности.

         готовится акт обследования о наличии социально опасного положения несовершеннолетних, семьи, учетная карта, копии документов членов семьи;

- составляется план индивидуально – профилактической работы с семьей/ несовершеннолетним;

         с семьей, согласно индивидуальной ИПР, проводится социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-бытовая, социально-правовая, социо-культурная реабилитация.

         осуществляются патронажные посещения семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (проводят профилактические, просветительские  беседы с родителями, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей);

Роль педагогов в профилактической работе;

  • Классные руководители составляют ежемесячные планы воспитательной работы

  • С целью охраны жизни и здоровья детей педагоги выполняют график дежурства по школе, формируют навыки положительных межличностных отношений среди одноклассников

  • Педагоги проводят классные часы по плану воспитательной работы с приглашением администрации ОУ, представителей субъектов профилактики, родителей с целью повышения правового самосознания  воспитанников ОУ.

  • Организуют работу по вовлечению трудных подростков в общественно – полезные дела школы, занятия в кружках, секциях.

  • Проводят классные родительские собрания, обеспечивают присутствие родителей.

  • Осуществляют контроль и учет посещаемости своего класса, выявляют причины отсутствия учащихся.

  • Информируют родителей об успеваемости и посещаемости учащихся своего класса.

  Для оказания действенной помощи семьям, находящихся в социально опасном положении специалисты находятся в постоянном поиске новых, более эффективных форм и методов воздействия, разрабатывают индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку, используя для этого как стандартные (профилактические беседы), так и нестандартные формы работы.

Кроме того, в школе ведет работу Совета профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, который активно действует по изучению детей с девиацией в поведении, разрабатываются комплексы мер по индивидуальной профилактике правонарушений, безнадзорности и девиантного поведения.

Сравнительная таблица по семьям / несовершеннолетним, состоящим на учете в КДН и ЗП на 17.04.2020 года по МОБУ СОШ с. Бедеева Поляна


Учебный год

Кол-во уч-ся, состоящих на учете

Кол-во семей, состоящих на учете

1

2017-2018

0

0

2

2018-2019

1

1

3

2019-2020

3

2



Как видим из таблицы, динамика не является положительной. Это связанно с тем, что семья, в которой 2 несовершеннолетних детей, состоящих ранее на учете в КДН и ЗП, переехала к нам в село из Демского района г. Уфы. С семьей и несовершеннолетними ведется индивидуально – профилактическая работа.

Профилактическая работа  с детьми, состоящими на всех видах учета, и их семьями в нашей школе строится по следующим направлениям:

  1. Ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу. 

  2. Организация внеурочной занятости учащихся и их активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни. 

  3. Формирование законопослушного поведения и пополнение правовых знаний: проведение профилактических бесед с инспектором ГДН

  4. Работа с родителями: заседания педагогического всеобуча для родителей, индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания.

  5. Совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия детей и семей, в которых они проживают: рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях педагогического совета школы, семинарах, совещаниях при директоре.



Для снижения риска совершения преступлений в школе проводятся занятия по правовому образованию, тематические классные часы.

Огромную роль в профилактике правонарушений играет деятельность по формированию здорового образа жизни.

В школе созданы условия для занятия спортом. Работает спортивный зал, спортивная площадка. Еще один спортивный и тренажерный залы находятся на территории Сельского дома культуры. Организовано рациональное сбалансированное горячее питание школьников. Работает буфет. Система внеурочной деятельности в школе способствует организации досуга учащихся.