ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Еще совсем недавно мы говорили о том, что основной единицей языка является предложение, а сегодня размышляем о тексте как категории, показывающей «язык в действии». Доказываем целесообразность обучения на основе текста, явления многоаспектного и многогранного.
Михаил Михайлович Бахтин, известный мыслитель ХХ века, говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». В жизни постоянно возникают ситуации, когда нужно написать какой-нибудь текст. Это может быть и сочинение в школе, и письмо, и сообщение в Интернете, а может быть рассказ или статья. Каждый начинающий автор знает: совсем не просто писать так, чтобы получилось понятно и интересно. Но этому можно научиться. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы, на уроках, построенных на деятельностном подходе.
Да, написать текст – задача сложная для школьника. К сожалению, уже давно сложилась такая парадоксальная ситуация: учащиеся могут анализировать языковые явления, узнают их среди других явлений, перечисляют их признаки, называют их свойства, но при этом ЭТИ знания не переносятся в сферу практической деятельности. Наши воспитанники чаще всего беспомощны в решении даже элементарных задач речевого (коммуникативного) характера. Образно говоря, учащиеся уподобляются в данном случае «строителям», которые знают, из чего строить, знакомы со всеми возможностями и особенностями всех строительных материалов, но построить из них ничего не могут.
Ситуация усугубилась еще и потому, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи учеников.
Зачастую на вопрос «что?» школьники отвечают «это когда…».
Устное общение отошло на второй план. К тому же дефицит общения в семье, языковая среда, общение в социальных сетях, где используются зачастую символы, приводит к обеднению и так небогатого словарного запаса.
Еще недавно мы придавали особое значение урокам развития речи, которые традиционно предполагают подготовку и написание изложения или сочинения. И эта подготовка, как правило, ограничивается подбором лексического материала или составлением плана. Чаще всего именно на уроках развития речи мы сообщаем о роли изученного в речевой практике. Однако этого, безусловно, мало для выработки у детей умения создавать собственный текст, тем более тексты различных жанров. Кроме того, мы порой забываем, что перед нами личность с индивидуальными способностями, склонностями, интересами, и раскрыть и развить их — одна из важнейших наших забот.
Только в том случае, когда КАЖДЫЙ УРОК станет уроком развития речи и мышления, когда системой на уроке русского языка станет анализ образцов речи (текстов) и поэтапная тренировка УМЕНИЙ мыслительных и речевых, мыслительных и языковых, только тогда можно будет всерьез говорить о выполнении требований по формированию коммуникативной компетенции школьников.
Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.
Итак, учителя-словесники должны помнить, что ТЕКСТ - опорная, ключевая единица курса русского языка и литературы. ТЕКСТ – мощное средство интеллектуального, нравственного и речевого развития личности. ТЕКСТ - основа формирования ценностного отношения к языку.
А потому отбор текстов и заданий к ним должен быть целенаправленным. Каждый урок должен быть включен в продуманную систему работы. Это условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого – совершенствование, развитие чувства языка (языковой интуиции). Если же чувство языка выработано, то ученику не составит труда написать и изложение, и сочинение.
Нельзя забывать также и о том, что текст, используемый в учебных целях, должен отвечать таким общеметодическим требованиям, как доступность, познавательность, интересность, новизна, современность, информативность, соответствие возрастным и учебным возможностям учащихся, согласованность с программой данного класса.
Хочу вернуться к мысли О СИСТЕМЕ РАБОТЫ.
Современные уроки русского языка и литературы постоянно развиваются по присущим им внутренним законам, становясь более совершенными в коммуникативном плане. Задача педагога – чётко обозначить масштабы целого, чтобы была система в работе, а не калейдоскоп даже наимоднейших методов, тогда в живую ткань методики каждого учителя легко вписывается любой интересный опыт, но не как «пустое, рабское, слепое подражанье», а как бесценный дар коллег по педагогической лаборатории.
Главное в уроке – постижение красоты языка, удивления перед его возможностями и - открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки, но способствующие интеллектуальному и нравственному развитию ребёнка через язык, речь. «Погрузиться» в язык, как в океан, поможет работа с текстами больших художников слова. «Исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения создают эмоциональный настрой. Ясно, что прикосновение к таким примерам должно быть предельно осторожным, вдумчивым, чутким.
Неиссякаемым источником исследования могут стать пушкинские строки, которые обогащают детей и в речевом, и в интеллектуальном, и в нравственном отношении. Можно записать одно предложение (в любом классе):
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости, -
- и оно даст возможность поговорить и о содержании, смысле (наверное, холодно, раз кот на печке сидит), и звукописи (мурлыча, лапкой рыльце мыл), и о значении слов жеманный, рыльце, и об орфограммах и пунктограммах – но о них после того, как почувствуем «наслаждение» от «погружения» в язык, его возможности.
Постигая красоту языка, ученики погружаются в атмосферу творчества. Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребёнка. Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации ребенка, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Но не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию. И здесь нужна помощь учителя, чтобы обрести возможность для выражения своего «Я». Цель, которую ставит перед собой учитель словесности, проста и сложна одновременно: развивать творческие способности учащихся путем активизации не только эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, но в сферы воображения, интуиции, образного мышления.
Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а еще готовность принять нестандартное решение. Большой интерес вызывают задания такого типа: придумать монолог от имени вещей, которые нас окружают (расчески без зубьев, перегоревшей лампочки, шнурка на левом ботинке...). Такие задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.
Такое образное восприятие очень важно, так как развивает интеллектуальные и нравственные стороны личности. Я считаю, что полезно познакомить детей с конкретными и абстрактными образами. Предложите детям последовательно представить: попугая, сидящего на жердочке, злого взъерошенного пса, поле после уборки пшеницы, ощущение солнечного дня. Этот прием помогает почувствовать разницу между внешним описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением человека.
Очень важно для учителя понимание того, что один и тот же образ, одно и то же настроение могут быть выражены разными средствами: словом, звуком, цветом. Ребенок настроен на художественное восприятие мира, способен видеть обычное необычно, т.е. глазами художника. Детские впечатления необычайно ярки, красочны.
Предложите ученикам сделать иллюстрации к тому, о чем читают и пишут. Мир в их рисунках очень ярок, контрастен. Рисунки ребят - великолепная основа для психодиагностики. Рисунок – это тоже текст, который создаёт сам ребёнок, его особым образом закодированная информация, причём о внутренних процессах, которые подчас другим образом не «вытащить». Какой богатый внутренний мир открывается именно у «молчальников», когда они объясняют свои рисунки! Каким сильным и воспитывающим является общее сопереживание, общий интерес!
Без сомнения, дети по натуре своей художники, и даже «гораздо больше поэты и художники, чем мы обычно думаем» (А. И. Герцен).
Большинство учащихся с гораздо большим желанием пишут сочинения-миниатюры, чем выполняют обычные упражнения учебника.
Сильные ученики в сочинениях-миниатюрах оттачивают свое владение речью, стараются создать с помощью языковых средств зарисовку, стремятся к творчеству в полном смысле этого слова; учащиеся послабее видят в сочинениях-миниатюрах возможность проявить себя, увидеть хоть маленькое, но продвижение вперед, что, к сожалению, им не всегда удается в больших сочинениях.
Сочинения-миниатюры дают возможность развивать творческие силы учащихся, учат их самостоятельному использованию полученных сведений о языке, создают эмоциональный заряд: творчество никогда никого не оставляет равнодушным.
Каждый ребенок – уникальный мир. Поэтому при работе с текстом нельзя упускать из виду тот факт, что понимание текста сугубо индивидуально, процесс восприятия текста неизбежно субъективен. Каждый ученик по-своему понимает прочитанное или услышанное, у него складывается свое, индивидуальное представление о содержании и основной мысли текста. И нужно создать на уроке такую обстановку, когда каждый ученик сможет сказать о своем личностном восприятии, а те, кого это затрудняет, должны получить необходимую помощь. Ошибки, связанные с непониманием смысла текста, должны быть предупреждены.
Есть у учащихся свои предпочтения и в области содержания и жанровой принадлежности предлагаемых в качестве дидактического материала текстов. Одни любят прозу, другие — стихи, одни предпочитают тексты о природе, другие — о человеческих взаимоотношениях и т.п. Сколько учеников в классе, столько и интересов. Поэтому на уроках ученикам нужно предлагать тексты самые разные по содержанию, прозу и стихи, фрагменты художественных произведений и публицистику. Главное, чтобы это были образцовые тексты, чтобы больше звучало на уроках русского языка русской классики. Важно насыщать память учеников текстами, которые будут говорить о принадлежности личности к русской национальной культуре, способствовать формированию языковой личности.
Дети сегодня мало читают, поэтому работа с текстом на уроках русского языка позволяет нам компенсировать то, что не обеспечивают уроки литературы. Читая и перечитывая художественные произведения, заучивая наизусть, школьники вслед за учителем постигают неисчерпаемые богатства русского языка и при этом учатся говорить, писать, без чего нельзя стать грамотным человеком, нельзя стать личностью.
Как уже говорилось ранее, восприятие текста и его интерпретация индивидуальны. Согласна с Джавахарлалом Неру, который утверждал: «Лучший способ выяснить, что верно, а что неверно, это не поучать других, а беседовать, обсуждать, спорить…». Это высказывание отражает суть уроков коммуникации.
Понимание текста на таких уроках происходит в виде следующей модели:
Эмоция «включает» интерес, любознательность (здесь важен этап организации мотивации - загадка или проблемный вопрос) – внимание - интенция (готовность к восприятию). При этом отключаются все другие мыслительные операции и эмоционально-волевые реакции (сравнение, сопоставление). Коллективное обсуждение ускоряет процесс понимания текста в результате рождения и столкновения разных смыслов, возникающих у участников полилога.
Долгие годы в нашей школе отсутствовала словесность, да, были и русский язык, и литература, но брак их оставался бесплодным. Ни ученики, ни учителя, никак не могли объяснить, зачем знать подробности о существительном или глаголе, если это никому и никогда в жизни не пригодится, кроме как на уроке.
Сейчас учитель может интегрировать темы, предметы. Этот процесс совмещения возможен на выверенном и продуманном материале – тексте. Мы должны научить воспринимать текст: вскрыть содержание, приблизиться к авторскому замыслу: остановить мысль «в полете» ее собственных ассоциаций; насладиться точно и красиво используемыми средствами языка.
Согласна с Николаем Максимовичем Шанским, который когда-то сказал: «Мы должны научить ребенка читать… лингвистически вооруженным глазом».