СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на школьном методическом объединении учителей физической культуры МКОУ»Аглобинская СОШ» по теме: « Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на школьном методическом объединении учителей физической культуры МКОУ»Аглобинская СОШ» по теме: « Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе».»











Выступление

на школьном методическом объединении

учителей физической культуры МКОУ»Аглобинская СОШ»

по теме: « Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе».

Подготовил: Сардаров Артур Расулович

19.03.2017год























1.Введение

В настоящее время в образовательном процессе активно формируется возможность применения современных технологий, в основе достижения научно – технического процесса. Актуальность современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в частности.

Формирование здорового образа жизни требует дальнейшего совершенствования учебного процесса в школе и перехода на другой более высокий качественный уровень обучения с помощью применения современных обучающих средств. Это предполагает не только внедрение результатов интеллектуальной деятельности (разнообразные эллиптические тренажеры, обучающие научно – популярные видеофильмы, Интернет – ресурсы т.д.) на уроках физической культуры, но и формирование положительной мотивации к процессу обучения в целом.

Это означает, что при всем многообразии образовательных программ для уроков физической культуры, именно результаты интеллектуальной деятельности, определяют различия в полученных результатах обучения, зачастую весьма существенные, даже среди учеников школы.

В силу этих обстоятельств можно со всей уверенностью утверждать, что именно применение современных технологий на уроках физической культуры, несомненно, является ключом к формированию здорового образа жизни ученика в школе.




2

Вместе с этим особо значимой профессией в школе является учитель физической культуры, который в ответе за здоровье детей, их физическое и нравственное воспитание. Поэтому важное место в деятельности учителя

необходимо отводить современным технологиям обучения.

Цель работы: теоретически разработать и практически обосновать использование современных технологий на уроках физической культуры в школе.

Объектом работы является процесс обучения детей на уроках физкультуры в условиях применения современных образовательных технологий

Предмет исследования: современные технологии как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения.

Задачи работы:

1. Изучить сущность современных образовательных технологий.

2. Выявить цели, функции современных образовательных технологий.

3. Рассмотреть средства и формы технологий в процессе обучения на уроках физической культуры.

2.Педагогическая технология


Технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).


3


Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).


Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).


 Что понимают под современной образовательной технологией? Определений довольно много, на наш взгляд, наиболее удачным является следующее (О.Ю. Шамаева): образовательная технология (educationaltechnology) – система средств, форм и способов организации образовательного взаимодействия, обеспечивающих эффективное управление и реализацию образовательного процесса на основе комплекса целей и определенным образом сконструированных информационных моделей осваиваемой реальности – содержания образования. Переход к компетентностно - ориентированному образованию усиливает роль образовательных технологий в реализации образовательных программ. Привычные знания-умения-навыки не отрицаются, но акцент переносится на знание – понимание - навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, универсальные и профессиональные.

     Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

  • отбор и структура содержания (что);

  • оптимальная организация учебного процесса (как);

  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);


4

  • а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

  • и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

   Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются следующие утверждения:

  • диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

  • экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

  • алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи  воспроизводимости педагогических технологий;

  • корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной вязи, последовательно ориентированной на четко определенные цели.



2.1Применение современных образовательных технологий на уроках физической культуры

В школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся.

  1. Проектная деятельность.

2. Личностно-ориентированное обучение.

3. Игровые технологии

4. Здоровьесберегающие технологии.

5

5. Соревновательная технология;

6. Технология дифференцированного физкультурного образования

7. Информационные технологии.

8. Технология активного обучения

9.Технология проблемного обучения

Мы остановимся на некоторых из них


2.2Здоровьесберегающие технологии


На уроках физической культуры данная технология – это основа основ.

Урок физической культуры построен оптимально комфортно для учащихся, учебная нагрузка не противоречит нормативно – правовым требованиям, методы обучения подбираются с учетом сохранения психоэмоционального и физического здоровья учащихся. С целью поддержания здоровья учащихся и формирования у них необходимых навыков здорового образа жизни учитель выполняет санитарно – гигиенические требования (проветривание спортивного зала, соблюдение светового режима и т.д.); проводит физкульминутки, спортивные праздники, «Дни здоровья».

Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качеств результата.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка.

Интенсивность учебного труда учащихся   очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят

6

психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту  психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов  и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

Для достижения целей здоровьесберегающих  технологий применяются следующие группы средств:

·        гигиенические факторы;

·        оздоровительные силы природы;

·        средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима



Второе использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровье сберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов,  повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Самым важным условием   является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить

7

физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.     

 Прекрасно понимаем, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься  физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий  мотивации к занятиям физической культурой используем:

На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления.  Включаю родителей в процесс обсуждение проблем, приводим статистические данные.

На уроках  практикуем беседы о здоровом образе жизни. При выполнении  различных упражнений  объясняем детям значение каждого из них.С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни используем компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.


2.3 Информационные технологии


В настоящее время учитель физической культуры сталкивается с проблемой снижения уровня двигательной активности, познавательной деятельности учащихся на уроке, да и просто нежеланием учится. Один из способов развития двигательной активности и познавательной деятельности учащихся – это применение видеофильмов, мультимедиа технологий, компьютера.


8


Цель использования технологии:  повышение качестваобразования через

использование информационных технологий на уроках и внеклассных

занятиях наряду с традиционными формами обучения

Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников. В образовательном процессе широко применяем цифровые образовательные и Интернет-ресурсы, а именно:

в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий к урокам с помощью программ MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftExcel.

Важно отметить и тот факт, что мы используем на уроках и методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Одним словом, учитель должен сочетать в своей педагогической практике инновационные технологии и традиционные. Это позволяет устранить все те риски, которые возникают при использовании информационных технологий.


На каждом уроке физической культуры применяются элементы информационно-коммуникационной технологии:

-при рассказе об истории волейбола и объяснении правил игры используется презентация «Волейбол»,

-для объяснения учебного материала об оказании первой медицинской помощи

9

при несчастных случаях презентация «Первая медицинская помощь» позволяет продемонстрировать не только картинки, но и видеоролики, что позволяет ученикам лучше усвоить материал,

информация о ближайших спортивных мероприятиях в гимназии и районе,

информация о спортивных достижениях наших учеников,

Результат использования технологии: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий. ИКТ позволило значительно расширить и разнообразить содержание обучения на уроке.


2.4 Игровые технологии

на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать.


10


Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- коррекционно-развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

         Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умений ориентироваться в окружающей действительности.

         

 Технология успеха предполагает создание ситуации успеха на уроке:

1.     Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. ( Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к  другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2.     Второе условие – снятие страха – авансирование успеха (объявить о положительных результатах до того, как они получены, это увеличивает меру уверенности в себе ребенка и повышает активность.)

3.     Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив сильнейший механизм.

11

4.     Реальная помощь в продвижении  к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту  для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

5.     Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело!Приступаем!)

6.     Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

7.     Использование игровых и соревновательных методов: повышается эмоциональное состояние, элемент соревнований всегда создает приподнятое настроение, воспитываются стремление к победе и коллективизм.



2.5 Проектная деятельность

Использование проектов позволяет строить на уроках физической культуры обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения. Такая работа даёт возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.

Создание условий для развития способности школьников к самообучению путем исследовательской творческой учебной работы учащихся, направленной на интеграцию и актуализацию знаний; для познавательной активности учащихся на уроках физической культуры используется видеометод, который обеспечивает:

- возможность дать ученикам более полную, достоверную информацию

об изучаемых спортивных элементах;

- повысить роль наглядности в учебном процессе;

- удовлетворить запросы и интересы учащихся; наладить эффективную

обратную связь.

12

Использование мультимедийных презентаций при создании проектов, обучение в сотрудничестве, дискуссий, что обеспечило более эффективное соприкосновение физической культуры и внешних информационных потоков, взаимодействие с учащимися.

Виды проектов

1. Исследовательский

2. Обзорный

3. Продукционный

4. Проекты инсценировки

Метод проектов, как наиболее перспективная педагогическая технология, которая позволяет раскрыть творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, выделять главное, брать ответственность на себя и принимать решения; позволяет интегрировать в себе обучение в сотрудничестве, групповые методы, рефлексивные.

2.6 Технология

дифференцированного физкультурного образования


. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола.

Физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры.


21


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!