ГБОУ Стерлибашевская КШИ
Выступление на ШМО на тему:
«Особенности взаимодействия тьютора с семьей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Выступила: Латыпова Р.Р.
Тьютор
Протокол № ___ от ___________г.
«Тьюторское сопровождение семьи ребёнка с ОВЗ как одна из важнейших сторон работы тьютора»
Растить детей – нелёгкий труд; особенно трудно растить ребёнка с особыми потребностями. Родители вынуждены уделять ребёнку гораздо больше внимания, чем в обычной ситуации: может быть, постоянно посещать медицинские учреждения, проводить различные процедуры; приходится специально играть и заниматься с ребёнком – и при всём этом ещё и находить время для собственных дел.
Дети с особыми нуждами часто имеют поведенческие проблемы, которые становятся для родителей дополнительным стрессом. Поездки в поликлинику, посещения специалистов, различные занятия, прохождение абилитационных и реабилитационных курсов и др. – всё это отнимает массу времени. На психику родителей давит постоянная необходимость общаться с профессиональными медиками и обивать пороги различных официальных учреждений. Угнетает и неопределённость того, что ожидает их в будущем.
Достаточно часто родители особых детей почти не получают поддержки со стороны. Друзья и родные редко хвалят их родительские способности. Если родители не просят о помощи, близкие полагают, что у них всё в порядке, и ни поддержка, ни ободрение им не нужны. Таким образом, решение ложится на самих родителей: только им судить о том, когда признать, что нуждаешься в помощи. Однако подобное признание зачастую кажется родителям росписью в своей несостоятельности; они убеждены, что обязаны со всем справляться сами.
Поэтому так важна поддержка и всестороннее оказание помощи таким родителям со стороны государственных образовательных учреждений, где родители могут получить сразу комплексную помощь и поддержку от команды различных специалистов: воспитателей, педагогов-дефектологов, логопедов, психологов, и, в частности, по показаниям ПМПК, получить тьюторское сопровождение ребёнка и его семьи.
Кто такой тьютор?
Тьютор – своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы детей, отслеживает, что в программе даётся им с трудом, а к чему у них есть способности.
Тьютор общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в учреждении. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников. Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт со сверстниками, проводит дополнительные занятия с воспитанниками, работает в команде вместе с другими специалистами группы сопровождения – логопедами, психологами, дефектологами, отрабатывая с тьюторантом поставленные ими задачи. Он развивает навыки самообслуживания, создаёт структурированную образовательную среду, формирует у тьюторанта игровые навыки, работает с нежелательным поведением, подбирает методы и приёмы мотивации.
Но одна из самых важных задач работы тьютора это взаимодействие с семьёй своего тьюторанта, построение конструктивных, доверительных отношений с родителями ребёнка. Тьютору очень важно найти контакт с родными ребёнка, с его мамой и папой, так как родители по отношению к ребёнку занимают уникальное положение. Они постоянно находятся с ним рядом и знают его лучше, чем кто-либо другой. У ребёнка нет никого ближе и важнее родителей. Ничто не помогает ребёнку развиваться так, как их помощь, их поддержка, их забота, их усилия и прежде всего – их любовь. Роль родителей в жизни ребёнка незаменима: родитель знает своего ребёнка так, как не знает его ни один специалист. Взаимодействие родителей и профессионалов даёт наилучшие результаты в занятиях с ребёнком. Специалист может предложить подход, но только родители инстинктивно поймут, подходит ли их ребёнку этот путь, и, если нужно, предложить какие- то изменения.
Направления работы в сопровождении семьи ребёнка с ОВЗ:
Для гармоничного плодотворного общения с семьёй ребёнка с ОВЗ важно, чтобы в детском образовательном учреждении, где учится их ребёнок работа с родителями велась по нескольким направлениям, это: оказание психологической поддержки семье, обучение родителей навыкам реализации программы развития ребёнка в домашних условиях, обучение навыкам взаимодействия и общим принципам реагирования на поведение ребёнка в паре «родитель-ребёнок», преодоление социальной изоляции семьи (родительский клуб ДОУ), постоянное консультирование родителей по текущим вопросам и задачам.
Этапы тьюторского сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ
Знакомство с родителями, сбор информации о ребёнке. Анализ данных.
При знакомстве с родителями важно учитывать эмоциональное состояние семьи ребёнка. Понимание того, что у ребёнка диагноз, который будет сопутствовать ему всю жизнь – огромное потрясение для семьи. Мечты родителей рушатся. Постоянные переживания становятся частью жизни семьи. Родители могут отрицать наличие проблем в развитии ребёнка, испытывать гнев, отчаяние или депрессию.
Часто из-за диагноза ребёнка один из родителей теряет работу, снижается социальная активность семьи, ограничивается общение с друзьями и родственниками, в семье возникают проблемы. Постепенно они могут потерять надежду в улучшении ситуации с развитием ребёнка, перестать замечать его успехи, фиксироваться на недостатках и предъявлять к ребёнку завышенные требования, испытывать стыд за ребёнка. В сложившейся ситуации родители не в состоянии самостоятельно справиться с навалившимся на них грузом проблем и нуждаются в помощи.
Очень важно для данного этапа (сбора информации) разработать как можно более подробную анкету для родителей. Это поможет лучше понять ребёнка и отношение семьи к нему, обозначить круг первоочередных задач, задать направления работы с ребёнком.
Помимо общих вопросов таких как фамилия и имя, возраст ребёнка, данные его родителей, в анкете должны быть данные о том: посещал ли до этого ребёнок какие-либо учреждения, специалистов; использует ли ребёнок вербальную коммуникацию (речь), насколько хорошо её использует (хорошо, ограниченно, с подсказкой мамы), какую другую коммуникацию использует ребёнок (жесты, PECS, др.); насколько хорошо понимает речь; как играет в игрушки; какими навыками самообслуживания владеет (туалет, приём пищи, одевание/раздевание, как реагирует на расчёсывание волос и мытьё рук); есть ли у ребёнка нежелательное/проблемное поведение (какое, как долго и часто происходит, опасно ли оно для окружающих); умеет ли ребёнок ждать (какая продолжительность, нужны ли отвлекающие стимулы для этого); реагирует ли ребёнок на жест и слово «стоп».
В анкету очень важно включить вопросы о сенсорной перегрузке (закрывает уши или делает громко звук, выключает/включает свет, ест острую пищу/облизывает предметы/помещает мелкие предметы в рот, обнюхивает людей/себя, прыгает/кружится, лазает по верхам); о мотивационных стимулах ребёнка (пищевых, предметных, двигательных, сенсорных, проявление к нему внимания); о том, как реагируют родители на нежелательное поведение ребёнка.
Необходимо включить вопросы про опасные виды поведения: мелкие предметы в рот/нос/уши, поедание несъедобных предметов, лазанье по верхам, открывание окон, убегание на улице и из дома, не различение своих/чужих.
Важно спросить родителей про их ожидания от работы с ребёнком через 1 месяц, 3 месяца, 1 год.
Поддержка и консультирование родителей в течение года
Важно научиться правильно общаться с семьёй. У родителей при общении не должно возникать противоречий. Родителям мало услышать: «Всё прошло хорошо», «Он хорошо занимался», «Сегодня было не очень», «Он не умеет складывать». Родители хотят знать, какие сложности испытывает ребёнок, и как педагог помогает ему справляться. Они хотят видеть динамику достижений, хотят получать индивидуальную обратную связь.
При обратной связи с родителями важно учитывать:
Своевременность. Родитель должен узнавать о достижениях ребёнка сразу же после занятия, а не через месяц на общем собрании;
Индивидуальность. Тьютор не сравнивает тьюторанта с другими детьми, он даёт обратную связь по каждому ребёнку;
Регулярность. Постоянное общение с родителями помогает педагогу не только рассказать им о динамике достижений ребёнка, но и узнать о том, как изменились его привычки, поведение, предпочтения. Эта информация позволяет тьютору более эффективно взаимодействовать с ребёнком в дальнейшем.
Важно делать акцент на сильных сторонах ребёнка. Даже если общение с родителями положительное, они вряд ли будут рады даже конструктивной критике ребёнка. Поэтому, лучше начинать обратную связь с успехов ребёнка, а потом сообщать о тех моментах, над которыми тьюторанту стоит поработать и уделить особое внимание. После конструктивной критике, нужно предложить решение проблемы. Например, посоветовать дополнительные ресурсы, которые помогут ребёнку сформировать навыки в домашнем режиме или, возможно ребёнку необходимо добавить индивидуальные занятия.
Нужно понимать, что тьютор не критикует ребёнка, а сообщает о проблеме, которую нужно решить. Не надо давать обратную связь в присутствии ребёнка или других родителей.
Привлечение семьи к реализации задач программы дома.
На примере краткого описания опыта работы по обучению родителей созданию средств визуальной поддержки для ребёнка с РАС в домашних условиях. Данная работа включала в себя несколько этапов:
А. Определение областей деятельности, в которых ребёнок испытывает трудности (в каких моментах может потребоваться визуальная поддержка), формулировка задач.
Задачи:
помощь в концентрации и удержании внимания ребёнка;
снятие тревожности ребёнка при смене активностей или местоположения;
обеспечение структуры для понимания и принятия сообщения;
прояснение вербальной информации;
повышение самостоятельности ребёнка, уменьшение зависимости от взрослого. Б. Приглашение родителей на консультацию.
Этапы работы с родителями на консультации:
знакомство родителей с целями использования, формами и видами визуальной поддержки;
подбор визуальной поддержки индивидуально для ребёнка:
Визуальное расписание дня – помощь ребёнку в понимании и усвоении событий происходящих в течении дня, времени, когда они будут происходить;
Расписание конкретной рутины – процесс одевания (шаги представленные в виде картинок);
Средства повышения мотивации к деятельности («сначала – потом»).
Изготовление визуальной поддержки из уже заранее подготовленных материалов: примеры визуальной поддержки, картинки, «липучка» на клейкой основе, готовые планшетки для карточек;
Знакомство родителей с приёмами обучения детей использованию визуальной поддержки. Демонстрация способов обучения ребёнка.
В. Отработка родителями использование визуальной поддержки с ребёнком дома. Рекомендации родителям при возникающих трудностей.
Подведение итогов. Оценка результатов.
В течении всего времени работы с тьюторантом важно собирать данные о его деятельности. Обязательно вести дневники наблюдения, специальные бланки, снимать видео, собирать работы ребёнка, заполнять электронные чек-листы и др. Это будет доказательством слов тьютора о прогрессе в работе с ребёнком. Это не только поможет увидеть родителям результаты работы тьютора, как профессионала, и динамику в деятельности их ребёнка, но также поможет предметно выстраивать дальнейший диалог с родителями.
Заключение
В заключении хочется сказать, что нужно стараться быть всегда на стороне родителей и подбадривать их. Тьютор работает со своими подопечными ограниченное количество часов в неделю, и именно родителям придётся работать над проблемами и улучшением навыков ребёнка дома. Родители ценят неравнодушие и заботу о судьбе их ребёнка. Это помогает создать конструктивные и доверительные отношения с ними.
Замечательно, когда в учреждении, где учиться ребёнок с ОВЗ, создан родительский клуб, на встречах которого обсуждаются важные темы для родителей, где у них есть возможность получить эмоциональную поддержку специалистов-психологов, проконсультироваться с другими специалистами, получить ответы на интересующие их вопросы.