Доклад
на тему:
«Привитие самостоятельности, как средство социализации в современном обществе»
Подготовила:
Алфимова Т.В.
Клин-2016 г
Психическое развитие детей с ОВЗ протекает под воздействием тех же факторов окружающей среды, что и развитие учеников общеобразовательных школ, и подчинено общим законам развития. Однако дети с ОВЗ не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь.
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с ОВЗ, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду. Поэтому учебно-воспитательные задачи включают в себя:
- формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников;
- повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным:
- самостоятельность - это способность решать учебные и жизненные проблемы без помощи извне;
- самостоятельность - уникальная способность человека противостоять давлению извне, сохранять свою индивидуальность;
- самостоятельность связывают с умением человека действовать самому, без системы внешнего управления, с умением управлять собой, своими поступками;
- Самостоятельность связывается также с наличием у человека представлений о нормах взаимоотношений с другими людьми, высоким уровнем развития самосознания, адекватностью самооценки, сформированностью волевых качеств.
- самостоятельность не дается человеку от рождения, она формируется в процессе воспитания и обучения через включение ребенка в различные виды деятельности;
Зачем нужно развивать самостоятельность?
Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.
Также это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтоб научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь достигать своих целей и не бояться совершать ошибки.
Несмотря на выше сказанное одним из ведущих направлений в подготовке детей к самостоятельной жизни является трудовое обучение и воспитание. Ведь только в процессе труда мы можем воспитывать такие качества, которые помогут ребенку в будущем вести самостоятельную трудовую жизнь.
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.
В специальной школе 8 вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности. Исходя из этого остановимся более подробно на внеурочной деятельности которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с детьми с ОВЗ, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.
Внеурочная деятельность включает такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет.
Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения (уборка пришкольной территории ит.д.)
Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников (на классных часах изготовление поделок для детей младших классов или родителям к празднику)
Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками по математике.
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей с ОВЗ в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом
При рассмотрении выше упомянутых видов деятельности хочется перейти к конкретным примерам нашей школы в которой созданы условия, для формирования навыков самостоятельности.
Хозяйственно – бытовой труд. В силу своей каждодневности и системности является одной из активнейших форм, накопления детьми трудового опыта, трудовой культуры. Навыки самообслуживания и хозяйственно – бытовые навыки формируются в группах. Большое внимание уделяю внешнему виду детей: приучаю их следить за чистотой школьной и повседневной одежды, вместе. Дети учатся самообслуживанию, самостоятельно выполняют влажные уборки (протирают тумбочки, подоконники), наводят порядок в помещениях, убирать посуду после приема пищи. Содержание хозяйственно-бытовой подготовки включают дежурство в школе, столовой, но и беседы, чтение литературы, организации игр. С помощью этого вида труда с раннего возраста воспитывается опрятность, чистоплотность, аккуратность, привычка себя обслуживать. Обучающиеся осваивают навыки сельскохозяйственного и общественно-полезного труда. Привитие данных трудовых навыков начинается с младшего возраста и продолжается в дальнейшем. Весной и осенью дети ведут работу по благоустройству территории школы и прилегающих к ней участков. Осенью это в основном уборка мусора, приготовление клумб на весну. Весной же убираем старые листья, прошлогоднюю траву, оформляем газоны и клумбы, копаем гряды, высаживаем рассаду цветов, поливаем. Оказывают посильную помощь пенсионерам школы. При выполнении сельскохозяйственных работ идет приучение одевать соответствующую труду одежду и обувь, использовать инструмент соответствующий виду труда.
Выполнение любой трудовой деятельности с детьми необходим контроль и участие взрослого, но не следует навязывать ребенку своего мнения, надо давать ему простор для самостоятельных действий. Тогда трудовые навыки осмысливаются и закрепляются эффективней.
Чтобы добиться положительного результата при формировании навыков самостоятельности, необходимо:
Проводить работу системно и планомерно, начиная от простого к сложному.
Применять показ личного примера взрослого.
В процессе деятельности создавать ситуации требующие включения детей в сотрудничество со взрослым.
Создавать ситуацию успеха.
Давать детям разнообразные задания, выполняя их сначала совместно, а затем самостоятельно.
Таким образом, воспитывая и формируя трудовые навыки, мы формируем привычку и желания ребенка сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.