СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО на тему "Использование технологических приемов обучения для увеличения скорости чтения учащихся начальных классов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО на тему "Использование технологических приемов обучения для увеличения скорости чтения учащихся начальных классов"»

Использование технологических приемов обучения

для увеличения скорости чтения учащихся начальных классов.


Уверенное владение навыками чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и у родителей.

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении? Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребенок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.

Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать.

Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Моя работа направлен на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения. Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т.Г.Егоров).

Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более легкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребенка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаем условия для появления ошибок.

Люди, обладающие высокой скоростью чтения, читают “нюхом”, то есть могут угадывать текст по одной только фразе. Многолетние исследования специалистов в области чтения показали, что 94% взрослых при чтении пользуются в основном навыками, приобретенными в начальной школе. И даже читая молча, имеют такую же скорость чтения, как и вслух. Факторы, влияющие на скорость чтения, - стойкие, передаются из поколения в поколение.

Установлено, что скорость чтения зависит от объема слуховых восприятий ребенка. Объем слуховых восприятий – это количество слов, запоминаемых школьником с одного прочтения вслух. Объем зрительных восприятий - понятие более сложное. Известно, что глаза двигаются по строке во время чтения не плавно, а скачкообразно. Текст воспринимается в момент остановки взгляда – происходит фиксация букв, слов, предложений, а иногда и целого абзаца – это зависит от угла (поля) зрения. Чем чаще фиксация, тем уже угол зрения, тем меньше воспринимаемый объем текста.

Скорость чтения зависит и от количества регрессий, то есть обратного движения глаза для уточнения прочитанного: чем их больше, тем ниже темп.

Какие резервы должны использовать и знать учителя начальных классов при обучении чтению?

- Неправильное дыхание при чтении.

- Плохая артикуляция звуков, слабый уровень владения речевым аппаратом. (Неправильные позиции языка, губ, зубов при произнесении звуков).

- Плохая память.

- Не развитое поле (угол) зрения.

- Не развитая антиципация (догадка).

- Неустойчивое внимание, слабые волевые качества.

- Неумение переключаться с одного вида деятельности на другой. Неумение снять у-сталость.

- Низкий интеллект.

- Отсутствие эффективности словарной работы на уроке перед чтением текста.

- Отсутствие культуры чтения в семье.

Отсюда ясно, что учителю необходимо овладеть педагогической диагностикой и на основе ее использовать в системе комплексы упражнений по обучению детей чтению.

Пересмотрев и изучив очень много литературы для своей работы, я стала использовать методику О. И. Крупенчук Эта методика помогает детям научиться читать быстрее тексты любой сложности. В основе этой методики лежит понятие об так называемых общих словах, не связанных с определённой темой. Эти слова встречаются в разных по уровню и содержанию текстах. Это могут быть предлоги, местоимения, наречия и слова других частей речи: и, над, под, в, всё, только, поэтому, ничей, должно, впереди, многие. Быстрое узнавание этих слов, может значительно повысить скорость чтения.

Примеры упражнений:

- Найти в предложениях отдельно стоящие слова.

- Каких букв в строке больше: гласных или согласных? Допиши букву так, чтобы в каждой строке гласных и согласных стало поровну.

- Найди и выпиши все большие буквы и составь их них слово.

- Прочитай слово, написанное большими буквами, и слово, написанное маленькими буквами.

- Назови только те буквы, которые расположены слева, в центре, справа. Составь из них слово.

- Соедини точки по порядку. Какие буквы у тебя получились?

Нужно соблюдать определённый порядок работы. Учитель или родитель называет слово и просит найти его в таблице, прочитать ребёнку самому. Произнесение слова взрослым облегчает чтение, а требование найти побуждает к быстрому узнаванию.

Затем ребёнок читает все слова в таблице слева направо, сверху вниз, без определённого порядка. В течение дня занятие проводится только по одной таблице, но постепенно увеличивая темп прочтения содержащихся в ней слов до максимально возможного для ребёнка.

Следующий этап работы связан с предложениями. В каждом из них используется не менее одного слова из таблицы. Задача ребёнка: найти знакомое слово в предложении, узнать и прочитать вслух.Эту работу можно проводить в форме игры: « Слова, с которыми ты уже знаком, спрятались среди других слов. Узнай их!» При этом цель прочитать всё предложение не ставиться.

На следующем этапе предлагается вставить подходящие по смыслу слова в предложение. Наращивание объёма общих слов сопровождается их усложнением. Слова даются небольшими группами. В каждой представлены слова одинаковой слоговой структуры, совпадающие по количеству слогов. Ударению, месту стечения согласных, открытости ( закрытости) последнего слога.

Все упражнения сопровождаются занимательными заданиями (играми, головоломками, кроссвордами), которые сделают обучение интереснее и плодотворнее. Закрепить результат помогают тексты, помещённые после упражнений. ( смотри книгу Крупенчук О.И. 77 упражнений для увеличения скорости чтения,- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64с.: ил. – (Серия «Начальная школа»)

Если же ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

Существуют 5 ключевых навыков для высокой скорости чтения. Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

- концентрация внимания;

- подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);

- улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;

- умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать - внимание на «воду»;

- хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;

- повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

- проблемы с концентрацией внимания;

- небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.



Улучшаем концентрацию внимания

«Активизация обоих полушарий». Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

«Выделение главного». Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.

«Называем цвет». Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.

Красный. Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый.Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

«Найди слово». Варианты выполнения упражнения:

Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.

Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.

Избавляемся от регрессии

«Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

«Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

Подавляем артикуляцию

«Альтернативный текст». Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

«С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

«Барабанная дробь». Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

«Чтение под отвлекающую музыку». Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.



Развиваем память

«Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Все, перечисленные виды упражнений способствуют концентрации внимания; развивают скорость мышления; повышают способность мыслить логически правильно; и в результате существенно повышают скорость чтения и запоминания важной информации.