Выступление на ШМО
«Особенности преподавания математики в условиях обновленных ФГОС»
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки обучающихся в системе естественно-математического образовании, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к «межпредметным результатам».
Такие результаты представляют собой обобщённые способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности.
В ходе преподавания математики (особенно при дистанционном обучении) следует обратить внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта это:
– алгоритмическая деятеьность;
– умение решать задачи, требующих поиска путей и способов решения;
– проведения экспериментов, обобщение;
– ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи.
С учётом возрастных особенностей выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые (планируемые) результаты.
Математика – страна цифр, формул - границы которой открыты для любого, кто по-настоящему любит думать. Нельзя овладеть математикой путем лишь заучивания, зубрежки. Необходимо научить мыслить, думать , применять знания в нестандартных ситуациях, достигать более высоких результатов в изучении математики.
Математика обладает огромными возможностями для умственного развития учеников, благодаря всей своей системе, исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
Поэтому на своих уроках я использую такие методы организации учебно - познавательной деятельности:
-словесный (беседа, рассуждение, выступление учащихся по результатам групповой работы, самоанализ, сравнение полученного результата с образцом).
-проблемный (проблемные вопросы на этапе подготовки к изучению нового материала в вопросно-ответной форме.)
-иллюстративный (обобщение, повторение материала, устный счет, сравнение с образцом, с опорой на слайды.).
-частично-поисковый (установление связей при выполнении заданий).
Разработала и предложила коллегам структуру (дистанционного) урока с мотивацией обучения.
На этапе актуализации опорных знаний задавались вопросы, которые способствовали активизации мыслительной деятельности учащихся , привлекая внимание учащихся
При подготовке к изучению нового материала эффективны проблемные вопросы, формирующие познавательную потребность, требующие поиска ответов
На этапе закрепления и систематизации знаний использовать различные виды работ: фронтальная с тренажером, работа в парах по взаимопроверке, работа в группах по самоконтролю, что способствует прочному усвоению и закреплению знаний.
На завершающем этапе урока - рефлексия, объективное оценивание самого себя, что способствовало активности в подведении итогов и нацеливало детей на дальнейшую работу по теме
Считаю что метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощьюкоторых он сможет сам добывать информацию.
Вот фрагмент урока алгебры в 7-м классе по теме: «Свойства степени с натуральным показателем
Устная работа(8 мин.).
а). Повтошрение свойств степени с натуральным показателем (правила),
б). «Мозговой штурм»
Представьте 64 в виде степени с основанием 2; -2; -8.
Куб какого числа равен 64?
Существует ли еще какой-нибудь способ представления 64 в виде степени с натуральным показателем? Если да, то назовите его.
Покажите с помощью стрелки, равно ли значение выражения нулю, положительному числу или отрицательному:
Используя различные воздействия на мотивационную сферу учащихся мне удается продвинуть школьников в совершенствовании и укреплении развития уровней знаний от низких к более высоким, то есть сформировать положительную мотивацию учения школьников на своих уроках математики.
Это необходимо, так как образование сегодня стремительно меняется, в связи экономического развития общества. А значит, школа должна готовить своих учеников к переменам в жизни , приобретению новых профессий.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
С позиции ФГОС я поняла , что самый главный вопрос каждого учителя « Для чего я учу детей?».
В рамках стандартов нового поколения наряду с традиционным предметным результатом предполагается достижение метапредметного и личностного результатов обучения. Новый результат требует адекватного изменения содержания и технологий обучения.