СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО по теме: «Дифференцированный подход в обучении»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация направлена на то, чтобы обеспечить индивидуализацию обучения, создать оптимальные условия для выявления и развития интересов и способностей каждого ученика.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО по теме: «Дифференцированный подход в обучении»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа №24

городского округа Павловский Посад Московской области











Выступление на ШМО









Тема: «Дифференцированный подход в обучении»















Подготовила: Шеварнова Т.Н.

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 24

г. Павловского Посада Московской обл.











2018г.

Что такое дифференциация? Это слово происходит от латинского«differentia» - различие, разделение. Что разделяют в процессе обучения? Выделяются отдельные группы учеников, обучение которых строится по-разному. Дифференциация направлена на то, чтобы обеспечить индивидуализацию обучения, создать оптимальные условия для выявления и развития интересов и способностей каждого ученика. Дифференциация обучения предполагает организовать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учеников, но с обязательным выделением инвариантной части.

Каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, развивается своим путём. Процесс дифференцированного обучения становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям .



Актуальность дифференцированного обучения обусловлена тем, что в начальной школе ребенок только начинает усваивать требования и ритм учебной деятельности. В то же время у всех детей разный уровень готовности к школе, разный уровень способностей. Это приводит к необходимости реализации дифференцированного подхода в процессе усвоения детьми знаний программы начальной школы.



К.Д. Ушинский говорит: "Прежде, чем воспитать ученика во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях".



Вместе с положительным опытом, в практике еще существуют проблемы, связанные с дифференцированным подходом к обучению. Учителя начальных классов затрудняются с выбором необходимых методов и приемов при организации дифференцированного подхода, с подбором разноуровневых заданий. Возникает противоречие между необходимостью использования дифференцированного подхода в обучении младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических положений и практических рекомендаций по его применению в учебниках и методических пособиях к ним.



Перед современной школой поставлена задача усиления развивающей и воспитывающей функций обучения, которые требуют постоянного совершенствования организационных форм учебного процесса. Сочетание индивидуальных и коллективных форм учебно-познавательной деятельности учащихся создаёт условия для активизации их самостоятельной деятельности тем самым способствует всестороннему развитию и успешному обучению каждого учащегося.



Каждому учителю очевидно, что не всех учащихся можно обучать одинаково легко. При любой методике обучения, при самой лучшей её организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие с большим трудом и медленнее. Одни добиваются высоких достижений, больших успехов без особой затраты сил, в сравнительно короткий срок, другие при всём желании не могут подняться так же быстро на такой же уровень. В этой же связи говорят о разных учебных способностях учащихся. Психологами введено специальное понятие «обучаемость» как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих на прочих равных условиях на успешность обучения. Важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника является мышление, а не внимание и память. То есть, каким бы виртуозом не

был учитель, какие бы совершенные приёмы он не применял, он не может повлиять на скорость протекания психических процессов своих учеников, то есть «научить всех одинаково». Поэтому и встаёт вопрос о дифференцированном подходе в обучении.



Этот вопрос встаёт на государственном уровне, при разработке программ. В последних сформированы дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося по основному и вспомогательному материалу. Другими словами, в соответствии с требованиями программы, учитель не может предъявить к знанию учащимися вспомогательного материала такие же требования, как к знанию основного учебного материала. Эта особенность новых программ может оказать заметное влияние па нормализацию учебной нагрузки школьников.



У учителя появляется возможность дифференцированно походить к изучению учебного материала курса, более рационально расставлять нужные акценты, сосредотачивая внимание учащихся на усвоении основного материала.



В новых программах явно выделяются цели обучения, которые предполагают фиксацию конкретных ожидаемых учебных результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися на данном этапе обучения. Другими словами, уже в программе ставится вопрос о планировании результатов обучения, их дифференциации по группам учащихся и необходимости их достижения всеми учащимися средней школы.



Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация. Её основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащегося: явно выделяется уровень обязательной подготовки, который задаёт достаточную нижнюю границу усвоения материала. Этот уровень должен быть посилен и доступен каждому школьнику. На его основе формируются повышенные уровни овладения курсом. Учащиеся получают право, учась в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам и способностям.



Практическое осуществление уровней дифференциации не должно означать, что одним ученикам предлагается больший объём материала, а другим меньший. Каждый должен пройти через полноценный учебный процесс, который не может быть ограничен требованиями минимума. Иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, и учащиеся, потенциально способные на большее, могут быть потеряны. Иными словами, уровень обучения в целом должен превышать уровень обязательных требований. Каждый ученик должен в полном объёме услышать изучаемый материла, увидеть образцы деятельности. И одни школьники воспримут эти образцы полностью, присвоят их, сделают их своим знанием и опытом, другие – не потеряются в объёме информации, а усвоят из неё то, что предусматривается минимальным стандартом.



Возможность выбрать уровень усвоения, в частности ограничится уровнем

обязательных требований для нелюбимых или трудных предметов, поможет

избежать перегрузки школьника. С другой стороны, только освободив

ученика от непосильной суммарной работы, то есть учебной нагрузки, мы

сможем направить его усилия в область сложностей и интересов, способствуя

развитию его способностей.



Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям. Это задание, построенное с учётом особенностей типологической группы учащихся, то есть группы, объединенной одинаковым уровнем знаний и умений по предмету и уровнем их усвоения.



Реально в каждом классе можно выделить четыре типологические группы учащихся, назовем условно А, В, С, D (в некоторых случаях в группы А или Р входят 1-2 ученика, либо они вообще отсутствуют). В группу А отнесём учащихся, знающих «сверхпрограммы», в В - с хорошим уровнем знаний и умений, в С - с минимальным уровнем знаний и умений ив D - не достигших минимального уровня.



Итак, в соответствии с указательными группами при организации дифференцированных форм учебной деятельности разрабатываем четыре варианта дифференцированных заданий. При этом рассматриваем два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае учащиеся каждой группы выполняют своё дифференцированное задание коллективно (по 3-4 человека) во втором — индивидуально. При групповой форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается работа каждого ученика.



Необходимость организации индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся на уроке следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью максимального его развития.



Какие цели могут быть реализованы с помощью дифференцированных форм учебной деятельности.



С учащимися группы А и В:



1. Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной трудности.



2. Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли предмета в жизни, науке, технике.



3. Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно- популярной литературой.



4. Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.



С учащимися группы С:



1. Повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешной работы при изучении повой темы.



2. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.



3. Доведение уч-ся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.



С учащимися группы D:



1. Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.

2. Побуждение интереса к предмету путём использования игровых элементов, занимательных и логических задач, наряду с систематической организацией самостоятельной работы уч-ся на уроке или дома.

3. Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в исходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решённую задачу.

4. Доведение учащихся до минимального уровня усвоения значений и способов деятельности.



Дифференцированные формы деятельности могут быть успешно организованные на любом этапе урока, даже после объяснения нового материала. Хотя зачастую мы отдаём предпочтение, на этом этапе, коллективной форме работы с вызовом уч-ся к доске. Такая коллективная работа даёт возможность каждому ученику одновременно слышать, объяснять и видеть решение. В этом её достоинство. Однако в дальнейшем деление на группы необходимо, причем не обязательно на те четыре, о которых говорилось выше. Объединяются для работы те уч-ся, которые считают, что уже поняли новый материал и могут работать самостоятельно.

Эти учащиеся списывать не будут, ведь самостоятельная работа выполняется по желанию. Эти учащиеся к учителю не обращаются. Они могут советоваться друг с другом, сверять своё решение с ответами и даже с фрагментами решений, заранее выписанными на доске. Такое поведение вполне уместно на данном этапе обучения. Пока часть ребят работает самостоятельно, учитель может и должен работать с теми учениками, которые ещё не усвоили новую тему достаточно хорошо. Эти ученики работают коллективно: выходят поочерёдно к доске, решают задачи и объясняют их. Далее проверяется самостоятельная работа сильных учащихся, а те, с которыми работал учитель, выполняют небольшую самостоятельную работу.



Опыт работы показывает, что описанные приёмы удобны лишь тогда, когда приходится выполнять много упражнений одного типа и когда самостоятельная работа с другими группами длится не менее 10-15 минут.



Реализация уровневого подхода требует перестройки системы контроля. Хорошо известно, как велика управляющая роль контроля. В зависимости от его содержания он может или оказывать организующее влияние на усвоение знаний школьниками или дезориентировать учебный процесс.



Система контроля при уровневой дифференциации включает два этапа - проверку уровня обязательной подготовки и проверку на повышенном уровне. При этом учащимся предоставляется право выбора уровня контроля:

он может ограничиться проверкой только на обязательном уровне, достаточном для получения положительной отметки. Возможны различные

способы сочетания этих двух этапов контроля. Они могут быть представлены

в одной работе, и тогда оценка может быть «3», «4», «5» или в разных спец. ориентированных работах и тогда за стандарт ставится «зачёт» или «незачёт».



Выделение в контроле двух уровней имеет целый ряд позитивных следствий. С одной стороны это даёт возможность получить объективную информацию о состоянии знаний и умений уч-ся и на основе этого управлять учебным процессом. С другой стороны, это обеспечивает возможность ученикам с разным уровнем подготовки продемонстрировать свои достижения. И, наконец, это даёт реальную основу для переориентации оценки, при которой подготовка ученика сравнивалась с некоторым максимальным уровнем («5») и в зависимости от ошибок оценка снижалась. Теперь оцениваем «методом сложения». То есть контрольные работы должны содержать одношаговые задания, которые отвечают уровню стандарта. За выполнение этого уровня ставится «3».



Еще один важный момент: на повышенном уровне учащемуся следует предоставить возможность выбора с учётом индивидуальных особенностей его подготовки. Иными словами вполне правомерно включать в проверку избыточное количество задач повышенного уровня, учитывающие разные направления в развитии умений, и предлагать учащимся самостоятельно выбирать из них задачи.



Базисным моментом также является открытость уровня обязательной подготовки. Это достигается с помощью публикаций образцов проверочных работ, сборников экзаменационных заданий и т.д. Формируется положительный мотив.



В действующих учебниках задания, характеризующие обязательный уровень выделены чертой, в контрольных работах эти задания помечены кружком, а в

экзаменационных работах это задания первой части.



Сегодня каждый учитель использует дифференцированный подход в своей работе. Ведь именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим людям, вырабатывает ответственность к принятию решений.



Умение учителя найти подход к каждому ученику иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учеников.



Практическое применение :



Целевая установка УМК «Школа России» абсолютно созвучна с ведущей целевой установкой ФГОС — национальным воспитательным идеалом современной России: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»:

Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть вариативным к особенностям каждого ребёнка. Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения.

Опираясь на данное направление, можно работать как с учениками, испытывающими затруднения в обучении, так и с более продвинутыми, проявляющими ярко выраженные интересы, способности и склонности к предмету.

Ведущая педагогическая идея заключается в идее сотрудничества педагога и обучающихся на основе взаимного уважения, учения без принуждения и унижения, основанной на подлинном интересе к математике. При этом помощь педагога должна быть максимальной, но опосредованной, косвенной. Необходимым должно быть создание благоприятных условий учения каждого, где учитель не «над», а «рядом» с учеником.

Используем различные способы дифференциации, которые содержат в себе

задания по:

  • уровню творчества,

  • трудности,

  • объёму учебного материала.



Учитывая разные способы организации деятельности дифференцируем по:

  • степени самостоятельности учащихся;

  • характеру помощи учащимся;

  • форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

При выполнении репродуктивных заданий от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в изменённой или новой ситуации, осуществлять более сложное мыслительное действие (поисковое), создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.



Дифференцированную работу организуем таким образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагаем репродуктивные задания, а ученикам со средним уровнем (2 группа) и высоким (3 группа) уровнем обученности — творческие задания. Также можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даём задания с элементами творчества, в которых надо применять знания в изменённой ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.



Дифференциация заданий по объёму учебного материала.



Такой способ предполагает, что учащиеся 2-й и 3 -й групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объёму

обусловлена разным темпом работы учащихся.

Дифференциация по объёму может сочетаться с другими способами. Предлагаются творческие или более трудные задания, не связанные по содержанию с основным. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно сделать индивидуальными — в виде карточек, перфокарт, тетрадей на печатной основе.



Дифференциация по форме учебных действий.



Для ребят с низкой обучаемостью на этапе первичного закрепления обязательно проговаривание действий вслух, комментирование, поэтому именно для них организуется выполнение предметных действий, используется наглядность.



Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.



При таком способе не предполагается различий в учебных заданиях разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.



Определяя домашнее задание, тоже возможен, а иногда просто необходим, индивидуально-дифференцированный подход.



В работе со слабыми учащимися при дифференцированном методе обучения нет необходимости заниматься дополнительно после уроков. Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материла, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учащихся, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.



Принцип творчества.



Речь идёт не о простом «придумывании» заданий по аналогии, а имеется в виду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия. Хорошо знать своих учеников — значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.



Принцип психологической комфортности.



Предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.



Стараемся различать детей по типу их нервной деятельности, в этом нам помогает школьный психолог. Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Создание такой атмосферы возможно благодаря позиции учителя не «над», а «рядом» с учениками, введению самоконтроля и самооценки учеников, согласуемых с учителем. Также используем эмоциональную оценку деятельности детей, задавая им вопросы: «Чем понравилось занятие?», «Какие чувства вызвало это произведение?» Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, так как ему не ставят двоек и единиц.



Перечисленные дидактические принципы необходимы и достаточны для реализации современных целей образования по УМК «Школа России».

Такой подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями ФГОС, с другой стороны как средство формирования учебных действий и личностных качеств. Этому способствуют методические подходы ‚ включая образовательные технологии, методы и формы работы, которые заложены в само содержание, методическое сопровождение и дидактическое обеспечение УМК «Школа России».



Овладение учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.



Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по признакам, выделившимся в диагностике, для последующего группирования. При этом открыто группы не выделять так как могут быть даны различные прозвища, возникнуть недоброжелательные отношения. Я зачитываю группы и даю им нейтральные названия (или раздаю символы, вложив их под обложку тетради), которые соответствуют названиям разных групп. Например: «Ромашки», «Васильки», «Колокольчики». дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами. Некоторые способы дифференциации (по степени самостоятельности, по уровню помощи) вообще не требуют открытого разделения. Дети сами определяют, нужна ли им помощь учителя, самостоятельно выбирают задания.



Осуществляя уровневую дифференциацию и индивидуальный подход в обучении, я руководствуюсь следующими требованиями: создание атмосферы, благоприятной для учащихся; активно общаться с учащимися, т. к. учебный процесс должен быть мотивирован и ребенок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен четко представлять себе и понимать чего от него ждут.

Непосредственное воздействие на мотивацию через убеждение, разъяснение и стимуляцию внутренней работы по самосознанию, переосмыслению себя и окружающей действительности, а также воздействие на мотивацию через высокую организацию учебно-познавательной деятельности школьников позволяет говорить о положительной динамике в ходе внедрения опыта.

Внедрение этой методики даёт выбор более рациональных методов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимальное воздействие на развитие ребенка и его познавательный интерес и творческое развитие на каждом отдельном этапе.



Главная цель: научиться самостоятельно получать знания и уметь применять их на практике.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Одни дети активные, подвижные, быстро выполняют задания; другие дети более спокойные, усидчивые, требуют повышенного внимания с моей стороны в процессе обучения.

Организации работы по дифференцированному обучению — очень сложный процесс.

Вся работа делится на несколько этапов.

Для начало нужно было совместно с психологом изучить индивидуальные особенности детей (физические, психологические, мыслительные, личностные). Для этого я использовала личные наблюдения, информацию психолога о психологических особенностях ребенка, информацию мед.работника о здоровье ребенка, беседы с родителями. На основе полученной информации, я пришла к выводу о необходимости деления класса на группы по разным критериям:



- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

- уровнем работоспособности и темпом работы;

- особенностями восприятия, памяти, мышления;

- уровнем самостоятельности .



Далее мне предстояло подобрать и разработать дифференцированные задания для различных групп Важным было осуществлять тщательный контроль за результатами работы учащихся.



Учащие делятся на три группы:

1 группа : дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Дети этой

группы отличаются неустойчивой работоспособностью, несамостоятельностью, низким уровнем развития мышления. Памяти, внимания. Им необходим контроль, стимуляция, проверка заданий, дополнительные объяснения, образец выполнения заданий.



2 группа — дети, способные справиться самостоятельно, но иногда требующие пояснений, помощи со стороны учителя. Дети 2 группы достаточно хорошо организованы, средней работоспособностью, более самостоятельны. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, отличаются высокой мотивацией в обучении. Им

необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.



З группа - дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. Работают быстро, самостоятельно разбирают задания, успевают помочь соседу, выполняют больше заданий. У них хорошо развиты мышление, память, речь, внимание. Высокая мотивации в обучении, способны самостоятельно регулировать свои действия.



Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения



Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Предлагаемые работы иногда превосходят по

объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким

образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.



Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3- ей группы, предлагаются в качестве добровольных.



Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаются им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.



1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ

ТВОРЧЕСТВА



Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).



К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.



На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:

- выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального

способа решения;

- самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений

и др.

- самостоятельное составление заданий к тексту, придумывание собственных примеров с изученной орфограммой, составление кроссвордов, загадок на словарные слова, составление словосочетаний, предложений ‚ текстов на изученное правило;

- написать стихотворение, используя слова определенной части речи Дифференцированную работу организую различными способами. Чаще учащиеся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагают репродуктивные задания, а ученикам со средним (2 группа) и высоким (3 группа) уровнем обучаемости — творческие задания.



2. Дифференцированные задания по уровню трудности



Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения

заданий для наиболее подготовленных учащихся:



-усложнение материала (например, в задании для 3-й и 2-й группы используются двузначные числа, а для 1-й группы — однозначные);

-выписать из текста существительные 1 склонения женского рода — 1 группа, выписать из текста существительные | и 2 скл. мужского рода, 1 группа- подчеркни орфограмму «безударная гласная в корне», 2-3 группа — подчеркни все орфограммы, назови их;



-увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (для 1

группы - задача решается в 2 действия, математическое выражение в 4-5 действий, решение простого уравнения, для 2-3 группы — задача решается в 4 действия, математическое выражение — 6-7 действий, решение составного

уравнения);



-увеличение заданий к тексту



3. Дифференцированные задания по объему учебного материала



Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 3-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.



Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.



Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.



4. Дифференцированные задания по степени самостоятельности учащихся При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.



Так после прочтения задания, выяснения его смысла и правил оформления, ребята 3 группы приступают к самостоятельному выполнению, 2 группа- часть задания выполняется фронтально, получая образец выполнения, дети продолжают работать самостоятельно, 1 группа выполняет задание вместе с учителем.



5 . Дифференцированные задания по характеру помощи учащимся



Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Это могут быть подготовительные задания, карточки, запись на доске, плакат.



Дифференцированное обучение — очень сложной процесс, но на равнее со сложностью, имеет и особую значимость. Оно позволяет обеспечивать одинаковый темп продвижения обучающихся, выполнять задания в меру своих сил, чувствовать уверенность, видеть свой успех и усваивать программу.



Дифференцированный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, дает возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся.



Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов.



Дифференцированный подход предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.



Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.



Урок русского языка Сочинение на тему «Зима» 3 класса



Цель:



-Учить составлять красивые предложения по заданной теме;

-Формировать умение письменно, письменно излагать по определённой теме;

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.



Организационный момент:

Снова зазвенел звонок

Начинается урок!

Вы друг другу улыбнитесь,

И гостям вы улыбнитесь

Да и мне вы улыбнитесь

Словарь:

Сегодня на уроке мы будем заниматься интересным делом.

Каким? Разгадывайте кроссворд и узнаете тему урока.

1. РОССИЯ

2. МОРОЗ

3. УЧЕНИК

4. УЧИТЕЛЬ

5. КОНЬКИ

6. ТЕТРАДЬ

7. КАРАНДАШ

8. РУССКИЙ

9. БЕРЁЗА


1. Страна, где мы живём?



2. Какой это мастер

На окна нанёс

И листья, и травы

И заросли роз?

3. Ребёнок с 7 до 14 лет, которы

4. Кто вас встречает в классе су

знания?

5. Два серебряных коня,

По дорожке мчат меня,

Мимо мчатся огоньки,

На ногах моих?..

6. То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка

Можешь и нарисовать

Называюсь я?..

7. Деревянный Ивашка, всегда в

8. У нас начался урок..?

9. Стоят в поле сестрицы

Платьица белены,

Шапочки зелены?




Определение темы:



Итак, назовите ключевое слово — тему нашего урока?

Правильно, мы будем писать сочинение.

А что такое сочинение?

Сочинение — это группа предложений на заданную тему, которые связаны

между собой по смыслу. Может быть устное, сочинение может быть

письменное.



Беседа: У каждого сочинения своя тема.

Определите тему нашего урока, прослушав стихотворение.



О чём стихотворение?

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А но двору метелица

Ковром мелковым стелется,

Но больно холодна.

Почему так решили? Значит, о чём будет наше сочинение? Более точное название нашему сочинению мы дадим чуть позже.

Наше сочинение будет состоять из 3-х частей:

1) Начало рассказа (вступление).

2) Основная. В ней рассказывается тема, то есть мы напишем то, что хотим рассказать о зиме.

3) Концовка.

Итак, начинаем работу. В 1-ой части нужно подготовить слушателя к рассказу.

С чего следует начать сочинение?

Правильно, нужно сказать о времени года, о котором мы будем писать. Каким может быть первое предложение?

Прочитайте слова. Выберите из данных слов нужные слова и составьте предложение:

зима, холодная, Наступила, красавица, долгая, суровая.

Расскажите о погоде зимой. Составьте красивые предложения о зимней погоде.

Молодцы!

А теперь внимательно посмотрите на доску. Что вы на ней видите? (На доске

картинки зимней природы).

Какие стоят деревья зимой? Составьте предложение о деревьях в зимнее время года.



Практическая работа

Возьмите карточки № 1

Карточка № 1



Вариант № 1

Наступила кр_савица з_ма. Ст_ят м_розные деньки. (С) ни кого неба на землю л_тят пуш_стые сн_жинки.



Вариант № 2

Д_рев я закуталис_ (в) белые снежные п_крывала. Мален_кие ёлоч_ки зан_сло сн_ _ ком. (На) м_ку_ках сосен пышные сн_г_вые ша_ки.

Прочитайте каждый свои предложения. Есть ли в них непонятные слова?

Какое задание нужно выполнить?

Вставьте пропущенные орфограммы, устно подбирая проверочные слова.

Проверяем. Работаем в парах: 1-в объясняет 2-в: какие орфограммы вставил и почему (называются проверочные). Затем наоборот. Закончили работу — «построили домик».

Продолжение беседы

А кого не достает на нашей картине, чтобы она ожила?

Отгадайте загадки, поместите птиц на нашу картину. (Дети отгадывают загадки, на доске появляются рисунки детей)



«Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу» (белка)



«Рыжая хозяйка из лесу пришла.

Стежки — дорожки хвостом подмела» (лиса)



«Маленький, беленький

По лесочку прыг — прыг, по снежочку тык-тык» (заяц)



«Серенькая шапочка, маленькая птичка,

Сидит на тонкой ветке красивая» (синичка)



«На голом суку сидит

«Длинный клюв и много пятен

Ну, конечно, это... (дятел)



«На ветках рябины яблоки,

Попробуй - собери.

Но вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это... (снегири)



Как живется зверям и птицам зимой? Какие звери ложатся на зиму спать?

Как ведут себя другие звери?



Составьте красивые предложения о жизни птиц и зверей зимой

Карточка № 2

Вариант № 1

Спить мидвет вберлоге. Белка затаилас ввиршыне высокой ели. На фоне снежного покрова реско выделяются снигири ярким опирением.

Вариант № 2

Перелетные птицы улители наюк. Снами астались земовать сеницы, сароки, голуби. Они перелитают висёлыми стайками от деривца к деривцу.



Физминутка



Практическая работа



Положите перед собой карточку № 2. Прочитайте предложения, записанные на ваших карточках. Что заметили в предложениях? Исправьте в предложениях ошибки, подобрав проверочные слова.



Беседа



Работа в парах

Проверка. Проверяем в парах. Объясните друг другу какие ошибки исправили и почему. Сделали — постройте домик.



Итак, посмотрите на нашу картину. А что это за белое пятно на нашей картине? (каток) Кто должен быть на катке? (появляются рисунки детей)

Кто сам из вас умеет и любит кататься на коньках? Почему?



В какие еще игры любят играть дети зимой?



Составьте предложения о зимних забавах детей.

И заключительная часть. В ней нужно подвести итог всему сказанному, выразить ваше отношение к зиме. Это может быть 1-2 предложения.

Составьте предложения для концовки текста. Прочитайте предложение, записанное на доске.



Хорошо зимой!



Какой знак нужно поставить в конце предложения? Почему?



Осмыслите все сказанное, приведите свои мысли в порядок. Расскажите друг

другу: о чем вы хотите написать в сочинении. (Выполнили работу — «построили домик»)



Физминутка



Практическая работа



Сейчас каждый из вас будет выполнять свою работу по написанию сочинения.



Карточка № 3



I группа.



Пишут сочинение по плану. 1-2 предложения — ответа на каждый вопрос плана.



Прочитай план. Запиши 1-2 предложения на каждый вопрос, чтобы получился связный текст.



План.



1. Какое время года наступило?

2. Какая погода зимой?

3. Какие стоят деревья?

4. Как живут зимой звери и птицы?

5. Какие любимые игры детей в зимнее время?

6. Нравится ли тебе зима?



II группа



Поставят части текста в нужном порядке, чтобы получился связный рассказ. Запишут текст в тетрадь, начиная писать каждую часть с красной строки. Прочитай текст. Поставь части текста в нужном порядке, чтобы получился рассказ. Запиши.



Спит медведь в берлоге. Белочка в дупле грызет орешки. Зайчик спасается от лисы бегством. Не поют птицы своих веселых песен. Они ждут теплых весенних деньков.



Наступила красавица зима. Мягкий снег укрыл пушистым покрывалом всю землю. Деревья укутались в мохнатые шубки и шапки.



Дети рады зиме. Малыши лепят снежную бабу, играют в снежки, катаются на лыжах и коньках.



Хорошо зимой!



III группа



Спишут текст, вставляя пропущенные орфограммы. Проверочные слова подбираем устно.



Прочитай текст. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Проверь себя. Наступила красавица з_има. Мягкий сне_укрыл пуш_стым покрывалом всю землю. Д_ревья укуталис_ в мохнатые шубки и шапки.



Спит м_две_ь в берлоге. Белочка в дупле грызет орешки. Зайчик спасается от лисы бегством. Не п_ют птицы своих веселых песен. Они ждут весенних д_ньков.



Дети рады з_ме. Малыш _л_пят снежную бабу, играют в снежки, катаются на лыжах и к_ньках.



Х_рошо зимой!



IV группа



Спишут красиво текст, не сделав ни одной ошибки.



Внимательно прочитай текст. Спиши. Проверь себя.



Наступила красавица зима. Мягкий снег укрыл пушистым покрывалом всю землю. Деревья укутались в мохнатые шубки и шапки.



Спит медведь в берлоге. Белочка в дупле грызет орешки. Зайчик спасается от лисы бегством. Не поют птицы своих веселых песен. Они ждут теплых весенних деньков.



Дети рады зиме. Малыши лепят снежную бабу, играют в снежки, катаются на лыжах и коньках.



Хорошо зимой!



Положите перед собой карточку № 3.



Прочитайте внимательно свое задание. Кто хочет поменять его на более трудное или легкое?



Еще раз прочитайте задание. Начинаем работать.



Число



Сочинение



Зимушка — зима



Музыка



Начинайте выполнять задание



Всем удачи!



Итог



Кто хочет зачитать свой рассказ? Кому понравился урок? Чем? А кто легко справился с заданием? Кто захотел написать рассказ на другую тему?

Д/з Сочините стихи о зиме.



Приложение

Тема: Табличное умножение и деление. Закрепление.



(Дифференцированный подход на уроке математики в начальной школе.)



Цели:

  • Закреплять умение детей решать задачи.

  • Совершенствовать вычислительные навыки.

  • Развивать логическое мышление и умение рассуждать.



Оборудование: компьютер, интерактивная доска, листики бумажные.





Ход урока

I. Орг. момент

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

- О каком времени года говорится в загадке?

- Вместе с осенью мы отправимся по её владениям. А полетим мы на листиках и понесёт их ветер. (Берёзовый лист — высокий уровень, кленовый —средний уровень, дубовый - низкий уровень)

II. Устный счёт

1. “Собери грибы»

Ср.ур. 40:5 9*3 8*4 35:7 27:9

Н.ур. 6*3 5*5 24:4 15:3 6*4

(Дети высокого уровня проверяют правильность ответов)

2. Задание на внимание

Вот забавная таблица,

На таблице только листья.

Повнимательней взгляни:

Очень строгому закону подчиняются они.

Присмотрись, довольно просто

До конца распутать нить,

И листок - где знак вопроса, -

Поразмыслив начертить.

3. “Цепочка” (бусы рябины)

В. ур. 30 : 5+ 14х2: 4

Ср. ур. 5х6 -10+6+4

Н.ур. 20 +10-10+5+2

А какой бы ответ получился, если это были бы не цепочки, а числовые выражения?

(Дети низкого уровня сначала повторяют правила порядка действий)

III. Физкультминутка.

Гриша шёл, шёл, шёл,

Белый гриб нашёл.



Раз — грибок,

Два грибок,

Три — грибок,



Положил их в кузовок.

IV. Закрепление пройденного материала.

- Заглянем в осенний сад и решим задачу.

1. Решение задач (устно).

(С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг. На сколько больше килограммов яблок собрали с первой яблони, чем со второй? Во сколько раз меньше ...?)



- Сколько вы видите задач? (2)

- Чем отличаются эти задачи? (Вопросами)

- Как узнать “на сколько больше”? (Действием вычитания)

- Во сколько меньше? (Действием делением)

- А теперь вместе с осенью отправимся в огород.

2. Решение задач.

(Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг. Во сколько раз больше она собрала картофеля, чем посадила? Измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её.)

В.ур.- решают самостоятельно, с дополнительным заданием: измени вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием, и реши её.

Ср.ур. — решают задачу самостоятельно.

Н.ур. — решают задачу с учителем.

V. Физкультминутка.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю тихо сели.

VI. Невторение пройденного материала.

- А какие задания приготовили нам лесные жители. Давайте вспомним кто живет в лесу?

1.“В гостях у белочки” - решаем уравнения

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в лесу орешки прячет,

Сушит на зиму грибы. (Белка)

Н.ур. - Реши уравнение: х +10= 25



Ср.ур. — Найди уравнение, которое составлено неправильно. Исправь его

и реши.



62 -х= 40

30- х=55

х+21 =50

х+25 =70

В.ур. - Найди уравнение, которое решается сложением, и реши его.

Х+35=60

х -27 = 46

45: х=5

З6 +х = 59



2. “В гостях у пчёлки»

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

- Расстояние между двумя муравейниками 12 метров. Муравей выполз из одного муравейника и направился к другому. Преодолев половину всего пути, он нашёл соломинку, взял её и возвратился в свой муравейник. На каком расстоянии от муравейника он нашёл соломинку? Сколько метров прополз муравей?

3. “В гостях у медведя”

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

- Мишка задумал строить берлогу. Длина берлоги 4 см, а ширина 3 см. Но вот беда: не может он найти периметр.

Н. ур. - найти периметр самым простым способом.

Ср. ур. — найти периметр разными способами.

В. ур. — найти периметр. Начертите квадрат с таким же периметром.

4. “В гостях у ёжика”

Под соснами, под елками,

Лежит мешок с иголками.

Кто это?..

Хозяин предлагает вам решить примеры. (Самостоятельная работа: кто больше решит примеров за 5 минут)

12 + 76

73 - 44

67 +19

82 -5

VII.Рефлексия.

Оцените свою работу, своего соседа. Кому нужна помощь?

VIII. Итог урока.

- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? — Какие знания

пригодились? — Что вам было интересного?



Вручение призов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!