Использование игровых педагогических технологий в начальной школе.
Выступление на ШМО. Пр.№3 от 18.02.2019
Традиционный подход в обучении ориентирован на средний уровень образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что ребята теряют интерес к обучению. Они продолжают ходить в школу потому, что «так нужно». Хорошие оценки стараются при этом заработать дети для того, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу родителей. Игровая технология в начальной школе направлена на разогрев интереса ребят к основным предметам. Это математика, литература, письмо, иностранный и русский язык.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.
Формирование у обучающихся "умения учиться" возможно лишь в тесной связи активных действий педагога и учащихся. Для того, чтобы детям хотелось получать знания, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, способности, а значит, и воспитывают интерес к обучению.
Работа с учениками начальных классов заставила меня глубже изучать психофизиологические особенности. Внимание и запоминание (особенно в 7-8 лет) слабые, особенно если учение не захватывает. Значит надо вводить игры, игровые ситуации, ведь всегда легче запомнить то, что интересно.
Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
проводить уроки в интересной, нетрадиционной форме;
раскрывать творческие способности учащихся;
индивидуально подходить к оценке учебных компетенций учеников;
развивать коммуникативные навыки учащихся;
учитывать возрастные особенности школьников;
организовывать процесс обучения в форме игры-состязания;
облегчать решение учебных задач;
вовлекать всех без исключения учащихся в учебный процесс;
закреплять полученные знания на практике;
формировать мотивацию
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.
Занятия с использованием игровых технологий являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему
Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.
Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития, то есть всё, что так необходимо детям младшего школьного возраста.
Сначала учащихся интересует только сама форма, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, заданий, где тренируются, например, в устном счёте, решают задачи, сравнивают множества, учатся беглому чтению и так далее.
Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры, при этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.
На разных этапах урока, в зависимости от темы и целей урока, я применяю различные игры и игровые приемы. Для уроков математики – игры на обработку состава чисел «Заселяем домики», «Наряди ёлочку» и другие.
На уроках обучения грамоте использую игры: «Дождик», «Собери цветы», «Подарки Деда Мороза», «Наряди ёлку», «Поймай рыбку», «Ромашка».
В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например классификацию, сравнение, анализ. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку.
В своей работе применяю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика.
Например, на уроках окружающего мира использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе.
Чтобы все эти формы работы были успешны, нужно выполнять некоторые правила:
Игра – дело добровольное. Не нужно её навязывать.
С помощью игровой технологии можно привлечь учеников к изучению новой темы
Учителю необходимо играть вместе с детьми.
Игра — средство диагностики. Во время игры можно наблюдать за психофизическими особенностями каждого ребенка.
Таким образом, использование игровых технологий создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся и формируют:
коммуникативные УУД - умение слышать, слушать, понимать собеседника, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли;
познавательные УУД - сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);
регулятивные УУД -планировать, оценивать правильность выполнения действий;
личностные УУД -фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы;
Таким образом, нельзя не согласиться с великим учёным С.Т. Шацким, что “игра-это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её бывает, бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства”.
Используемая литература:
Асмолов А.Г. и др. « Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя,- М.: просвещение,2008г.
Шегаев И.С. « Способы формирования УУД в рамках реализации ФГОС (начальная школа), 2013 г.
Федеральный государственный стандарт ФГОС [электронный ресурс] режим доступа: рttp://standart.edu.ru/
Федеральный государственный стандарт ФГОС [электронный ресурс] режим доступа: рttp://standart.edu.ru/