СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО. Пр. №3 от 18.02.2019

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО. Пр.№3 от 18.02.2019. "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО. Пр. №3 от 18.02.2019»

Использование игровых педагогических технологий в начальной школе.


Выступление на ШМО. Пр.№3 от 18.02.2019



Традиционный подход в обучении ориентирован на средний уровень образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что ребята теряют интерес к обучению. Они продолжают ходить в школу потому, что «так нужно». Хорошие оценки стараются при этом заработать дети для того, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу родителей. Игровая технология в начальной школе направлена на разогрев интереса ребят к основным предметам. Это математика, литература, письмо, иностранный и русский язык.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.

Формирование у обучающихся "умения учиться" возможно лишь в тесной связи активных действий педагога и учащихся. Для того, чтобы детям хотелось получать знания, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, способности, а значит, и воспитывают интерес к обучению.

Работа с учениками начальных классов заставила меня глубже изучать психофизиологические особенности. Внимание и запоминание (особенно в 7-8 лет) слабые, особенно если учение не захватывает. Значит надо вводить игры, игровые ситуации, ведь всегда легче запомнить то, что интересно.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

  • проводить уроки в интересной, нетрадиционной форме;

  • раскрывать творческие способности учащихся;

  • индивидуально подходить к оценке учебных компетенций учеников;

  • развивать коммуникативные навыки учащихся;

  • учитывать возрастные особенности школьников;

  • организовывать процесс обучения в форме игры-состязания;

  • облегчать решение учебных задач;

  • вовлекать всех без исключения учащихся в учебный процесс;

  • закреплять полученные знания на практике;

  • формировать мотивацию

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.

Занятия с использованием игровых технологий являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему

Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.  

Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития, то есть всё, что так необходимо детям младшего школьного возраста. 

Сначала учащихся интересует только сама форма, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, заданий, где тренируются, например, в устном счёте, решают задачи, сравнивают множества, учатся беглому чтению и так далее.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры, при этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.

На разных этапах урока, в зависимости от темы и целей урока, я применяю различные игры и игровые приемы. Для уроков математики – игры на обработку состава чисел «Заселяем домики», «Наряди ёлочку» и другие.

На уроках обучения грамоте использую игры: «Дождик», «Собери цветы», «Подарки Деда Мороза», «Наряди ёлку», «Поймай рыбку», «Ромашка».

В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например классификацию, сравнение, анализ. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку.

В своей работе применяю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика.

Например, на уроках окружающего мира использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе.

Чтобы все эти формы работы были успешны, нужно выполнять некоторые правила:

  • Любая игра должна содержать что-то новое.

  • Игра – дело добровольное. Не нужно её навязывать.

  • С помощью игровой технологии можно привлечь учеников к изучению новой темы

  • Учителю необходимо играть вместе с детьми.

  • Игра — средство диагностики. Во время игры можно наблюдать за психофизическими особенностями каждого ребенка.

Таким образом, использование игровых технологий создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся и формируют:

  • коммуникативные УУД - умение слышать, слушать, понимать собеседника, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли;

  • познавательные УУД - сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);

  • регулятивные УУД -планировать, оценивать правильность выполнения действий;

  • личностные УУД -фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы;

Таким образом, нельзя не согласиться с великим учёным С.Т. Шацким, что “игра-это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её бывает, бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое  здоровое ядро разумной школы детства”.





Используемая литература:

Асмолов А.Г. и др. « Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя,- М.: просвещение,2008г.

Шегаев И.С. « Способы формирования УУД в рамках реализации ФГОС (начальная школа), 2013 г.

Федеральный государственный стандарт ФГОС [электронный ресурс] режим доступа: рttp://standart.edu.ru/

Федеральный государственный стандарт ФГОС [электронный ресурс] режим доступа: рttp://standart.edu.ru/