Выступление на ШМО учителей математики, физики и информатики.
Тема «Метод проектов»
Проект – это 5 «П»: Проблема – Поиск информации - Проектирование – Продукт – Презентация.
Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и обозначает «выброшенный вперед»; «выступающий»; «бросающийся в глаза».
В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.
Проект в технике – это замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.
Проект – это последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.
В педагогической литературе – различные определения учебного проекта, но в любом случае учебный проект включает в себя:
-
развитие познавательных, творческих навыков обучающихся;
-
умений самостоятельно находить информацию;
-
развитие критического мышления;
-
самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парую, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного времени;
-
решение какой-то значимой проблемы для обучающихся;
-
представление итогов выполняемых проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты, журнала, причем в форме конкретных результатов);
-
сотрудничество обучающихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).
Работа по технологии проектов предполагает постановку какой-либо проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает:
-
наличие замысла или гипотезы проблемы;
-
четкое планирование действий;
-
распределение ролей в группе;
-
ответственность участников проекта за свою часть работы;
-
регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов.
По доминирующей в проекте деятельности различают:
По предметно-содержательным областям:
По характеру координации:
По характеру контактов:
По характеру участников:
-
личные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, разных регионах);
-
парные (между парами участников);
-
групповые (между группами участников);
-
школьные (внутри одной школы);
-
региональные;
-
российские;
-
международные.
По продолжительности выполнения проекта:
-
мини-проекты, могут укладываться в один урок или менее
-
краткосрочные (3-4 урока или менее);
-
недельные (выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя);
-
долгосрочные (могут выполняться как в группах, так и индивидуально, выполняется, как правило, во внеурочное время).
Содержание проекта определяется доминирующей деятельностью обучающихся в проекте.
-
исследовательские;
-
творческие;
-
ролевые, игровые проекты;
-
ознакомительно-ориентировочные (информационные);
-
практико-ориентировочные (прикладные проекты).
Исследовательские
Необходимо аргументировать актуальность взятой для исследования темы. Формулировать проблему исследования, выдвижение гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в т.ч. экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов исследования, выводы, оформлении ее результатов исследования, обозначение новых проблем.
Творческие
Такие проекты не имеют, как правило, детально проработанной структуры, она только намечается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, сочинение, видеофильм, праздник и т.д.) с четко продуманной структурой.
Ролевые, игровые проекты
Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в самом начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Результатом проекты может быть презентация, статья, реферат, видеофильм и пр.
Практико-ориентировочные (прикладные проекты)
Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует четко продуманной структуры с определением функций каждого участника, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога, последователя идей Джона Дьюи, Шацкого Станислава Теофиловича (1878 – 1934), в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, занимавшихся разработкой метода проектов. (Важное значение педагог придавал воспитанию у обучающихся умения работать, самостоятельно приобретать знания).
Характеристики проектов
-
Учащиеся находятся в центре образовательного процесса (активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта).
-
Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения (при разработке проекта за основу принимаются центральные понятия учебной программы. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения).
-
Проекты управляются основополагающими вопросами. (Проекты помогают обучающимися осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, учебных вопросах). Эта триада позволяет обучающимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и использовать их.
-
Проекты включают в себя разнообразные виды оценки. (Задачи, стоящие перед учащимися на каждом этапе проекта, четко сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью различных типов оценки и многочисленных контрольных точек).
-
Проекты имеют связь с реальным миром. (Темы проектов связаны с жизнью обучающихся и миром за пределами класса. Это означает, что обучающиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории). ИТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.
-
Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня. (Работа над проектом способствует развитию познавательных мыслительных умений, таких как самооценка, решение проблем, принятие решений).
Вопросы в обучении
Учитель часто использует вопросы, чтобы помочь обучающимся продумать сложную проблему или обсудить спорный вопрос.
Закрытые вопросы – ориентированы на проверку фактического знания.
Открытые вопросы – обычно начинаются с ключевых слов «почему» и «каким образом».
В процессе обучения учитель использует различные виды вопросов. В учебном проекте можно выделить 3 уровня вопросов (триаду):
-
Основополагающий вопрос.
-
Вопрос учебной темы.
-
Вопросы для исследований обучающихся (содержательные или частные вопросы).
Основополагающий вопрос требует времени (несколько разделов программы)
Вопрос учебной темы – на него можно дать ответ после изучения одного раздела программы.
Частный вопрос – краткий ответ или выбрать из нескольких вариантов.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование ключевых компетенций (знаний, умений, способов деятельности).
-
Рефлексия умения
-
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
-
умение отвечать на вопрос: «Чему надо научиться для решения поставленной задачи?»
-
Поисковые (исследовательские) умения
-
умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей;
-
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
-
умение запросить недостающую информацию у учителя (консультанта, специалиста);
-
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-
умение выдвигать гипотезы;
-
умение установить причинно-следственные связи.
-
Навыки оценочной деятельности
-
умение и навыки работы в сотрудничестве;
-
умение коллективного планирования;
-
умение взаимодействовать с партнерами;
-
умение взаимопомощи группе в решении общих задач;
-
навыки делового партнерского общения;
-
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
-
Менеджерские умения и навыки
-
умение проектировать процесс (продукт);
-
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
-
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
-
навыки анализа собственной деятельности.
-
Коммуникативные умения и навыки
-
умение вступать в диалог со взрослыми, задавать вопросы;
-
умение участвовать в дискуссиях;
-
умение отстаивать свою точку зрения;
-
умение находить компромисс.
-
Презентационные умения и навыки
-
навыки монологической речи;
-
умение уверенно держать себя во время выступления;
-
умение использовать различные средства наглядности;
-
умение отвечать на незапланированные вопросы.
В результате работы у каждого участника проекта сложится своя триада вопросов для конкретного разрабатываемого проекта. Она может выглядеть так:
Основополагающий вопрос
Вопрос для исследования обучающихся
Вопрос для исследования обучающихся
Вопрос для исследования обучающихся
Вопросы учебной темы