СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ШМО учителей математики, физики и информатики по теме самообразования "Метод проектов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО учителей математики, физики и информатики по теме самообразования "Метод проектов"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО учителей математики, физики и информатики по теме самообразования "Метод проектов"»

Выступление на ШМО учителей математики, физики и информатики.

Тема «Метод проектов»

Проект – это 5 «П»: Проблема – Поиск информации - Проектирование – Продукт – Презентация.

Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и обозначает «выброшенный вперед»; «выступающий»; «бросающийся в глаза».

В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.

Проект в технике – это замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.

Проект – это последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.

В педагогической литературе – различные определения учебного проекта, но в любом случае учебный проект включает в себя:

  • развитие познавательных, творческих навыков обучающихся;

  • умений самостоятельно находить информацию;

  • развитие критического мышления;

  • самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парую, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного времени;

  • решение какой-то значимой проблемы для обучающихся;

  • представление итогов выполняемых проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты, журнала, причем в форме конкретных результатов);

  • сотрудничество обучающихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).

Работа по технологии проектов предполагает постановку какой-либо проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает:

  • наличие замысла или гипотезы проблемы;

  • четкое планирование действий;

  • распределение ролей в группе;

  • ответственность участников проекта за свою часть работы;

  • регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов.

По доминирующей в проекте деятельности различают:

  • исследовательские;

  • информационные;

  • творческие;

  • игровые;

  • практические;

  • ознакомительно-ориентированные.

По предметно-содержательным областям:

  • монопроекты (в рамках одной предметной области)

  • межпредметные.

По характеру координации:

  • с открытой явной координацией;

  • с открытой координацией (телекоммуникационные проекты).

По характеру контактов:

  • внутренние или региональные (т.е. в пределах одной страны);

  • международные.

По характеру участников:

  • личные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, разных регионах);

  • парные (между парами участников);

  • групповые (между группами участников);

  • школьные (внутри одной школы);

  • региональные;

  • российские;

  • международные.

По продолжительности выполнения проекта:

  • мини-проекты, могут укладываться в один урок или менее

  • краткосрочные (3-4 урока или менее);

  • недельные (выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя);

  • долгосрочные (могут выполняться как в группах, так и индивидуально, выполняется, как правило, во внеурочное время).

Содержание проекта определяется доминирующей деятельностью обучающихся в проекте.

  • исследовательские;

  • творческие;

  • ролевые, игровые проекты;

  • ознакомительно-ориентировочные (информационные);

  • практико-ориентировочные (прикладные проекты).

Исследовательские

Необходимо аргументировать актуальность взятой для исследования темы. Формулировать проблему исследования, выдвижение гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в т.ч. экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов исследования, выводы, оформлении ее результатов исследования, обозначение новых проблем.

Творческие

Такие проекты не имеют, как правило, детально проработанной структуры, она только намечается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, сочинение, видеофильм, праздник и т.д.) с четко продуманной структурой.

Ролевые, игровые проекты

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в самом начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Результатом проекты может быть презентация, статья, реферат, видеофильм и пр.

Практико-ориентировочные (прикладные проекты)

Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует четко продуманной структуры с определением функций каждого участника, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога, последователя идей Джона Дьюи, Шацкого Станислава Теофиловича (1878 – 1934), в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, занимавшихся разработкой метода проектов. (Важное значение педагог придавал воспитанию у обучающихся умения работать, самостоятельно приобретать знания).

Характеристики проектов

  1. Учащиеся находятся в центре образовательного процесса (активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта).

  2. Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения (при разработке проекта за основу принимаются центральные понятия учебной программы. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения).

  3. Проекты управляются основополагающими вопросами. (Проекты помогают обучающимися осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, учебных вопросах). Эта триада позволяет обучающимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и использовать их.

  4. Проекты включают в себя разнообразные виды оценки. (Задачи, стоящие перед учащимися на каждом этапе проекта, четко сформулированы, и их выполнение контролируется с помощью различных типов оценки и многочисленных контрольных точек).

  5. Проекты имеют связь с реальным миром. (Темы проектов связаны с жизнью обучающихся и миром за пределами класса. Это означает, что обучающиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории). ИТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.

  6. Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня. (Работа над проектом способствует развитию познавательных мыслительных умений, таких как самооценка, решение проблем, принятие решений).

Вопросы в обучении

Учитель часто использует вопросы, чтобы помочь обучающимся продумать сложную проблему или обсудить спорный вопрос.

Закрытые вопросы – ориентированы на проверку фактического знания.

Открытые вопросы – обычно начинаются с ключевых слов «почему» и «каким образом».

В процессе обучения учитель использует различные виды вопросов. В учебном проекте можно выделить 3 уровня вопросов (триаду):

  1. Основополагающий вопрос.

  2. Вопрос учебной темы.

  3. Вопросы для исследований обучающихся (содержательные или частные вопросы).

Основополагающий вопрос требует времени (несколько разделов программы)

Вопрос учебной темы – на него можно дать ответ после изучения одного раздела программы.

Частный вопрос – краткий ответ или выбрать из нескольких вариантов.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование ключевых компетенций (знаний, умений, способов деятельности).

  1. Рефлексия умения

      • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

      • умение отвечать на вопрос: «Чему надо научиться для решения поставленной задачи?»

  1. Поисковые (исследовательские) умения

      • умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей;

      • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

      • умение запросить недостающую информацию у учителя (консультанта, специалиста);

      • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

      • умение выдвигать гипотезы;

      • умение установить причинно-следственные связи.

  1. Навыки оценочной деятельности

      • умение и навыки работы в сотрудничестве;

      • умение коллективного планирования;

      • умение взаимодействовать с партнерами;

      • умение взаимопомощи группе в решении общих задач;

      • навыки делового партнерского общения;

      • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  1. Менеджерские умения и навыки

      • умение проектировать процесс (продукт);

      • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

      • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

      • навыки анализа собственной деятельности.

  1. Коммуникативные умения и навыки

      • умение вступать в диалог со взрослыми, задавать вопросы;

      • умение участвовать в дискуссиях;

      • умение отстаивать свою точку зрения;

      • умение находить компромисс.

  1. Презентационные умения и навыки

      • навыки монологической речи;

      • умение уверенно держать себя во время выступления;

      • умение использовать различные средства наглядности;

      • умение отвечать на незапланированные вопросы.

В результате работы у каждого участника проекта сложится своя триада вопросов для конкретного разрабатываемого проекта. Она может выглядеть так:

Основополагающий вопрос

Вопрос для исследования обучающихся

Вопрос для исследования обучающихся

Вопрос для исследования обучающихся

Вопросы учебной темы










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя