СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на стажировочной площадке для слушателей курсов ОГБУ ДПО "Курский Институт Развития Образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техники понимания текста для дошкольников и младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на стажировочной площадке для слушателей курсов ОГБУ ДПО "Курский Институт Развития Образования"»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я хочу предложить вам небольшой видеоролик и попрошу Вас определить, какую проблему он поднимает.

Итак, какие острые моменты вы увидели?

Действительно, умение понятно и правильно говорить – есть ведущая метапредметная компетенция человека, влияющая на его социализацию в обществе, личную жизнь, карьерный рост, т.е. успешность и самореализацию личности в целом.

Мы знаем, что человек не рождается с этим умением, как, например, с умением дышать, этому мы учимся с рождения и на протяжение всей жизни.

С какими проблемами в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста вы сталкиваетесь?

Проблемы речи детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

  • Употребление нелитературных слов и выражений.

  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

  • Плохая дикция.



Я, как учитель-практик, могу с уверенностью сказать, что большая часть первоклассников, которые не считаются детьми с каким-либо недоразвитием, сейчас испытывают такие проблемы.

С другой стороны, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и начального образования чётко обозначены требования к речевому и социально-коммуникативному развитию детей.

Таким образом, мы имеем прямое указание на этот вектор в нашей профессиональной деятельности.

Тема развития речи детей, вследствие острой актуальности, очень глубока и широка. Сегодня я остановлюсь на конкретных коммуникативно-мыслительных техниках для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Какое универсальный инструмент по развитию речи есть у педагога, воспитателя?

Конечно же, текст! Он может быть разнообразным по жанру, учитывать возрастные особенности детей, но, несомненно, это кладезь для развития воображения, коммуникации, мышления, воспитания ребёнка.

Сейчас мы отойдём от технической стороны чтения.

Остановимся на смысловой составляющей.

Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

Коммуникативно-мыслительные техники и приёмы понимания текста, которые целесообразно применять и на дошкольной ступени, и на ступени начального образования:

Ещё К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

  1. Мнемотехника.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

  • Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

  • Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.



Структура мнемотехники

Мнемоквадраты – понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Мнемотаблицы - представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.



Работа с аудиторией

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.







Когда начинать заниматься мнемотехникой?

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Где можно использовать мнемосхемы?

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Вот как, например, выглядит мнемотаблица для пересказа русской народной сказки «Репка»

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

К какой сказке составлена эта мнемотаблица?



ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.

Так как мы, уважаемые коллеги, чуть старше дошкольного возраста, то и задание для нас усложняется: попробуйте по таблице воссоздать текст загадки.

В руки овощи берем,

Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

Мнемотаблицы по стихотворениям и загадкам

Сидит дед в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Мнемотаблицы на однокоренные слова.

  1. Разновидность мнемотехники - Метод наглядного моделирования.

Основная цель моделирования не запоминание, а составление особого замысла

С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, Л.С. Выготский, А.М. Леушина: «Наряду с традиционными методами и приемами, для развития речи ребенка дошкольного возраста необходимо использовать средства моделирования (схемы, пиктограммы, предметные картинки).

Метод наглядного моделирования способствует:

  • усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей

  • формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями





Модель составления сравнений

1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия)

Объект→ Свойства→ Аналогичные свойства других предметов

Какое?

Что такое же?

Яркое

Лампа

Круглое

Колесо

Жаркое

Огонь

Вставка слов – связок А НЕ

Проверь себя….

2. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие.

Объект→ Схожий объект→ Отличие

На что похожа?

Чем отличается?

Забор

Нельзя лазить

Пила

Не пилит

Трава

Не растёт

Вставка слов – связок КАК, НО

Проверь себя…

3. Модель работы по прямой аналогии.

Объект→ Описание функций→ Прямой перенос их на объект

Что делает?

Кто (что) делает то же действие

Летает

Самолёт

Пищит

Мышка

Кусается

Собака

Вставка слов – связок А, НЕ

Проверь себя…

Описательные рассказы по лексическим темам.

  1. Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Давайте попробуем прочитать модель рассказа про козочку.

Однажды козочка пошла в лес погулять. А в лесу на опушке жил медвежонок. Увидал он козочку, да как зарычит: «Э – Э – Э!»Козочка испугалась и закричала: «МЭ – Э – Э!»Медвежонок тоже испугался и снова зарычал : «Э – Э – Э!» В это время на опушке показались дети: девочка Эмма и мальчик Эдик. Они подошли к козочке и успокоили её. Всем стало весело.

В начальной школе углубляется и расширяется деятельность над формированием метапредметной компетенции чтения.

Ещё раз уточню тему моего выступления: конкретные коммуникативно-мыслительные техники понимания текста.

На ступени начального образования работа с текстом расширяется, углубляется, переходит от предметного к смысловому пониманию, восприятию.

Схема техники понимания текста:
До чтения:



    • автор, тематика произведений

    • заголовок («Заголовок рождает загадку, вызывает вопросы и гипотезы, является основой прогнозирования, то есть даёт установку на определённое ожидание. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом». (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.)

    • вероятностное прогнозирование темы ( о чём?) и главной мысли (чему учит?) текста

Во время чтения:

диалог читателя с текстом ( приём ИНСЕРТ, технология критического мышления; антиципация (предвосхищение, предугадывание последующего изложения) – её проверка)

1. Первичная смысловая версия (после чтения текста)

Высказывание мнений о смысле прочитанного.

Сравнение с прогнозом до чтения.

Карта диагностики уровней понимания

Уровень понимания

Характеристика уровней понимания

0 уровень

пересказ или полное непонимание

1 уровень

выделение тем в тексте или понимание через характеристику персонажей

2 уровень

частичное понимание части текста, не фиксируется главный смысл

3 уровень

выделение основной идеи текста



2. Углубленное понимание (работа в группах):
Вопросы по содержанию (их могут приготовить сами дети в группах и задать друг другу).

Вопросы для размышления (характеристика героев и их поступков, определение предмета спора и того, кто выражает точку зрения автора, вопросы «Почему…? Зачем…? С какой целью…?» )

Данные вопросы дети могут попробовать приготовить, но учитель всегда должен иметь последовательность вопросов и заданий, которые приведут к пониманию текста ( приём «Ромашка Блума»).

3. Обсуждение и выход на целостную смысловую версию.

4. Целостная смысловая версия: сравнение первичной и конечной версии идеи текста.

5. Рефлексия: что помогло нам правильно понять текст?


Уважаемые коллеги!

Я предлагаю Вам проиграть работу над произведением Е.Пермяка « Случай с кошельком»

Как вы думаете и почему, это стихотворение, рассказ, сказка?

О чем может быть текст с названием «Случай с кошельком»?

(Я читаю текст с остановками, прошу предположить, как могут развиваться события дальше)

Евгений Пермяк

Случай с кошельком

Шли по улице двое: старшая сестра Катя и младший брат Костя. А впереди них шла старушка с кошелкой. Седенькая. Хроменькая.

Шла так старушка, шла да и выронила кошелек с деньгами.

Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку.

─ Бабушка, вы кошелек потеряли. Вот он.

Старуха взяла свой кошелек и сунула его в карман.

─ Тьфу! Какая стала я растеряха...

Сказала так она и пошла себе дальше, а Костя вернулся к сестре и пожаловался на старушку:

─ Какая она неблагодарная! Взяла кошелек, сунула его в карман и даже спасибо не сказала.

Тогда старшая сестра остановилась, строго посмотрела на младшего брата и спросила:

─ А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен? Так ведь быть честным ─ это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это требовать благодарности?..

Не сразу понял Костя, о чем говорила его старшая сестра. Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь про этот случай с кошельком.





Теперь, когда мы познакомились с рассказом, как вы считаете, какова его главная мысль?


Основные этапы

Возможные версии детей

Деятельность учителя

1.

Чтение текста и
составление высказывания с указанием жанра, автора и выдвижение первичной смысловой версии

Мы прочитали рассказ (сказку, басню) Е.Пермяка

- о мальчике и девочке (0)

- о том, как бабушка потеряла кошелек, а мальчик его нашел (0)

- о честном мальчике Косте (1)

- о неблагодарной бабушке (1)

- о том, что надо быть честным (2)

- о том, что надо быть благодарным (2)

- о том, что быть честным – наша обязанность (3)

- о том, что при оказании помощи не просят благодарности (3)

Диагностирует первичные версии, фиксирует их.

2.

Углубленное понимание:

- Вопросы по содержанию.

- Кто герои рассказа?

- Как звали девочку и мальчика?

- Где они шли?

- Кого встретили дети?

- Какой была старушка?

- Что она потеряла?

- Что сделал Костя?

- Что ответила старушка?

- Из-за чего Костя обиделся?

- Что сказала ему сестра?

Учитель

направляет обсуждение, если нужно, добавляет свои вопросы.


Углубленное понимание:

- Вопросы для размышления.

Дети пробуют составить свои вопросы, если не получается, выполняют задания учителя в группах и высказывают свои версии.

Возможные вопросы и задания:

1. Между какими героями рассказа возник спор и из-за чего? (Костя вернул старушке кошелек, а она его даже не поблагодарила)

2. Что вы можете сказать о Косте, а что о старушке? Какие они? (Костя добрый, честный, помощник – положительный герой; старушка – неблагодарная – отрицательный герой)

3. Кто из героев рассказа выражает точку зрения автора? (сестра Катя) Что она пыталась объяснить брату? (быть честным – наша обязанность) Что Костя хотел получить за свой поступок? (благодарность) Благодарность - это своего рода плата, вознаграждение. А если вознаграждения не будет, то не нужно совершать добрые и честные поступки? Вернемся к характеристике Кости. Какое качество можем добавить? (можно будет ввести понятие «корысть») Перечитайте ответ старушки. Как она разговаривала с мальчиком: грубо или вежливо? Оставим её отрицательным героем?

4. Чего же сначала не понял Костя в словах сестры?

3

Обсуждение и выход на целостную смысловую версию.

Каждая группа формулирует уточненную смысловую версию.

Учитель фиксирует новую версию или подтверждает старую.

4

Целостная смысловая версия.

Сравнение первичной и конечной версии идеи текста (изменилась или нет)

Учитель направляет обсуждение.

5

Рефлексия: что помогло нам правильно понять текст?

- Задавали вопросы.

- Давали характеристику героям.

- Нашли героя, который помог понять точку зрения автора.

Учитель направляет обсуждение.

6

Составление заданий к тексту и выбор заданий для самостоятельной работы дома.

- составление плана;

- чтение по ролям;

- выразительное чтение;

- заучивание наизусть текста или отрывка;

- рисование иллюстрации;

- подбор пословиц к тексту;

- чтение других произведений автора и др.

Учитель может предложить свои задания.



Можно рассказать ещё несколько интересных техник, методов, приёмов по формированию правильной речи как метапредметной компетенции человека:

моделирование подробного пересказа( модель «Жучок», «Тропинка», «Генеалогическое древо»)

самарский метод обучения краткому пересказу

авторский приём развития речи В.А. Синицына «Слово-магнит», который является составной частью методики обучения работе с текстом «Путь к слову»

паспорт литературного героя

энциклопедия одного слова

ромб ассоциаций и. т. д , но мы ограничены во времени, а эта тема – вопрос не одного выступления.

Я хочу вернуться к началу. Видео.

Послушайте мнение учеников.

Создание условий позитивного отношения к правильной устной и письменной речи является эффективным средством формирования коммуникативных УУД, что, в свою очередь, решает задачи становления общей культуры и гражданской позиции человека в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НОО.

Своё выступление мне хочется закончить словами

Д.Уэбстер

«Заберите у меня всё, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел».


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!