Львова Марина Александровна,
учитель начальных классов
январь 2022
Выступление на тему: «Формирование целостной системы УУД обучающихся ,
определяющих современное качество образования»
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Переосмыслены цели и ценности современного образования с позиции новых ФГОС. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».
В чем теперь заключается роль школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
В конце 1 семестра учебного года проведены контрольные работы в новой форме – в виде комплексной проверочной работы. Контрольно-измерительные материалы отличаются от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий. При анализе результатов выполнения учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
успеваемость по основным предметам; уровень развития речи; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке.
В своей работе я использую целостные образовательные технологии деятельностного типа.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения и поэтому является универсальной, применима на любом предметном содержании и любой ступени.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) позволяет формировать у учащихся умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
В заключение хочется вспомнить слова знаменитого ученого А. Энштейна «Образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили». В современных условиях задача учителя – показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов и начального, и основного образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования.
Я считаю, что для обеспечения условий успешного внедрения Программы развития УУД в практику каждому учителю необходимо: повышать свою педагогическую квалификацию; вносить соответствующие коррективы в систему собственной работы; разрабатывать учебно-методическое обеспечение по каждому предмету.