Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в контексте современных условий
Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения всегда занимало значимое место в социальном заказе. В современном мире оно приобретало ещё большую актуальность. В одном из своих выступлений Президент РФ В. В. Путина отметил: «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране».
Вопросы патриотического воспитания не случайно являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве.
Подготовка детей к школе - одна из актуальных проблем российского образования, и одним из путей решения этой проблемы является преемственность в работе детского сада и школы.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования, так как одной из задач ФГОС является обеспечение преемственности целей, и задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Поэтому перед педагогическим коллективом нашей образовательной организации встала задача наладить плодотворное сотрудничество педагогов детского сада и школы.
МОУ СШ № 3 находится на одной территории с детским садом, что очень облегчает совместную работу коллективов.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений нашей школы.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного и школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к школе, к родному городу, родной стране.
Целью нашего сотрудничества является развитие и совершенствование системы работы учителей начального уровня обучения и воспитателей по преемственности духовно-нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей.
На современном этапе развития общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
-повышение роли педагога в формировании у обучающихся и воспитанников мотивации успешного обучения;
- обеспечение преемственности в формировании гражданской позиции ребенка;
- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения обучающихся в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание ребят в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов РФ - герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
Визитной карточкой нашей школы является создание кадетского класса. Идея воспитания гражданственности и патриотизма – это не дань моде, она всегда имела большое общественное значение, т.к. детство - наиболее благоприятное время для реализации гражданско-патриотического воспитания, это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Кадеты производят на ребят дошкольного возраста особое впечатление. Поначалу их привлекает форма и отточенные движения, но впоследствии они начинают понимать, что кадет – это добрый, сильный, дисциплинированный человек, и во взрослой жизни он непременно станет героем, таким, на которого смотрят с восхищением и хотят быть похожими. Ученики начальной школы и воспитанники старшего дошкольного возраста, познакомившись с опытом участия кадет в мероприятиях различного уровня, также принимают участие в смотре-конкурсе строя и песни, проводимом на базе нашей школы. В новой обстановке наравне с кадетами учающиеся начальной школы демонстрируют азы начальной военной подготовки. Мы убеждены, что такие совместные мероприятия и праздники, на которых учащиеся и воспитанники приобщаются к культурным традициям своего народа, помогают воспитывать патриотов, любящих родину, и закладывают в души и сердца воспитанников прочный фундамент истинного патриотизма.
Одной из самых действенных форм в работе по патриотическому воспитанию младшего школьника, безусловно, является развитие социального партнёрства детского сада ,школы с организациями, имеющими отношение к развитию военного дела и краеведческой составляющей.
Самым ярким примером в деле воспитания юного патриота является взаимосвязь классных руководителей с отделом военного комиссариата города Фурманова и Фурмановского района. Ежегодно ребята становятся активными участниками массовых мероприятий, проводимых под эгидой военкомата в преддверье Священного для страны праздника – Дня Великой Победы. Учащиеся изготавливают тематические открытки с символикой Великой Отечественной войны, разучивают и исполняют патриотические песни, поют их ветеранам, фронтовикам нашего района на праздничных мероприятиях, дарят рисунки на тему «Современный солдат», «Мощь советской армии», «Спасибо дедушка за славную победу».
Одним из ярких проектов, который стал победителем в муниципальном конкурсе «Надежда Земли Середской», стал выход книги-брошюры «Что я знаю о войне?», в которомвоспитанники детского сада, учащиеся начального звена и преподаватели школы смогли озвучить то, как они видят войну в стихах и рисунках.
Система дополнительного образования детей дает возможность развития патриотических чувств в различных кружках и объединениях. В школе действует военно-патриотический клуб «Вымпел», поисковый клуб «Память», объединение «Музейная педагогика», кадетские классы в обоих зданиях школы. Учащиеся проводят мастер-классы для малышей. В школе осуществляется цикл бесед «Ветераны Великой войны», которые организуются в рекреации, где оформлены мемориальные стенды. Во время экскурсии ребята могут ознакомиться с жизнью и подвигом почти 70-ти ветеранов Вов и тружеников тыла ФМР (Фурмановского муниципального района).
Следует отметить, что в школе создана и успешно реализуется комплексная программа патриотического воспитания на 2016-2020 годы «Я – патриот!», программа разделена на специальные блоки , такие как «Я и моя семья», « Мой дом», « Наша Родина – Россия», « «Земля – наш общий дом».
Приоритетным направлением работы которой является сохранение увековечивание имён выпускников-героев школы. Им установлен памятный камень на территории школы. Младшие школьники участвовали в открытии памятного камня, принимают участие в благоустройстве прилегающей территории, выполняют и дарят рисунки матерям героев на патриотических акциях и в дни встреч.
Летом 2017 года на территории Фурмановского муниципального района стартовал ещё один важный и интересный проект – краеведческий и патриотический квесты, как один из малозатратных форм работы с учащимися в дни летних каникул. В рамках данных квестов учащиеся досконально изучали историю родного края, посещали храмовые комплексы, совершали различные тематические экскурсии. Данный проект, который был разработан нашими коллегами, занял 3 место в региональном конкурсе проектов по организации занятости и досуга учащихся.
Безусловно, одной из доступных форм работы с учащимися является организация классных часов и внеклассных мероприятий. В их числе такие традиционные, как «День Белых журавлей», «Блокадные Стихи Ольги Берггольц», «Слово о войне Юлии Друниной», «Этот День Победы», «Нарисуй войну», военизированные детские эстафеты и многие другие.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Мы стараемся включать родителей и детей МДОУ и нашей школы в общее дело (участие в мероприятиях, играх, проектах, конкурсах), проводим совместные лектории, родительские собрания. В группах и в школе оформлены стенды для родителей «Город древний – город славный», выпускаются памятки для родителей: «Как растить маленького патриота», «Дом, в котором я живу», организуются выставки рисунков детей и родителей «Этот день Победы». Для ребят и родителей ежегодно организуется проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью Покров, ярмарка; зимой – Новый год, Рождество, Святки, Масленица; весной – Благовещенье, Вербное воскресение, Пасха, Троица.
В нашей работе с родителями положительно зарекомендовал себя метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме «Моя родословная», «Герб семьи» и др.
Завершая выступление, еще раз хочется отметить, что сотрудничество школы и с детским садом характеризуется согласованной деятельностью партнеров, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. В данном сотрудничестве возникают общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией. Все это позволяет нам согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели - воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках реализации идеи преемственности школы и детского сада.
Такое сотрудничество позволяет нам применять и распространять опыт позитивного, созидательного взаимодействия воспитанников детского сада и обучающихся. Оно дает возможность детям строить взаимодействие на основе общечеловеческих ценностях, ориентируясь на различные грани понимания и принятия себя как человека и гражданина - настоящего патриота своей страны.
Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны.
И закончить свое выступление хочется отрывком из стихотворения Константина Михайловича Симонова:
« .. Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину- такую,
Какой её ты в детстве увидал…»