СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему: "Приёмы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему: "Приёмы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе на уроках окружающего мира"»

Приемы и Методы формирования функциональной грамотности  в начальной школе на уроках окружающего мира Федотова Л. В., учитель начальных классов

Приемы и Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе на уроках окружающего мира

Федотова Л. В.,

учитель начальных классов

 Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».   Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.  

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».  Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.  

   Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни ЗУН для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.  А.А. Леонтьев

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни ЗУН для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.А. Леонтьев

Функциональная грамотность  младшего школьника  готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Функциональная грамотность младшего школьника

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
  • возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.   -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое -Развить речь, память и внимание, фантазию и воображение -Пространственное восприятие -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

  • -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
  • -Развить речь, память и внимание, фантазию и воображение
  • -Пространственное восприятие
  • -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
  • -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
  • Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Педагогические технологии проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; Информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Педагогические технологии

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • Информационные и коммуникационные технологии;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Сущность функциональной грамотности  младшего школьника Добываю Применяю Оцениваю Готов к саморазвитию

Сущность функциональной грамотности младшего школьника

Добываю

Применяю

Оцениваю

Готов к саморазвитию

Групповая форма работы; Игровая форма работы; Творческие задания; Тестовые задания; Практическая работа; Ролевые и деловые игры; Исследовательская деятельность. Приёмы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности
  • Групповая форма работы;
  • Игровая форма работы;
  • Творческие задания;
  • Тестовые задания;
  • Практическая работа;
  • Ролевые и деловые игры;
  • Исследовательская деятельность.

Приёмы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности

 Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.  

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

 

Естественнонаучная грамотность  Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной  проблематикой

Естественнонаучная грамотность

Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой

Учебный предмет “Окружающий мир”   является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Окружающий мир”

является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:   1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. 2. Задания, направленные на применение знаний на практике. 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:

  • 1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
  • 2. Задания, направленные на применение знаний на практике.
  • 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
 КАК УЗНАТЬ? Практическая работа.  В каком продукте есть крахмал?

КАК УЗНАТЬ?

Практическая работа. В каком продукте есть крахмал?

ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ! Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами; 2) жгучими волосками; 3) горьким вкусом. Обозначь эти растения номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.

ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!

Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами;

2) жгучими волосками;

3) горьким вкусом.

Обозначь эти растения номерами.

А как защищаются животные?

Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.

СДЕЛАЙ ВЫВОД. ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ВОДА?»

СДЕЛАЙ ВЫВОД.

ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ВОДА?»

РЕСУРСЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Современная школа – это школа, дающая функциональную грамотность: вооружающая учащихся знаниями для жизни, которые приносят пользу всем окружающим

РЕСУРСЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Современная школа – это

школа, дающая функциональную грамотность: вооружающая учащихся знаниями для жизни, которые приносят пользу всем окружающим

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!