Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему: "Приёмы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе на уроках окружающего мира"»
Приемы и Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе на уроках окружающего мира
Федотова Л. В.,
учитель начальных классов
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни ЗУН для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтьев
Функциональная грамотность младшего школьника
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
- возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.
- -Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
- -Развить речь, память и внимание, фантазию и воображение
- -Пространственное восприятие
- -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
- -Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
- Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Педагогические технологии
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности;
- технология проектной деятельности;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- уровневая дифференциация обучения;
- Информационные и коммуникационные технологии;
- технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Сущность функциональной грамотности младшего школьника
Добываю
Применяю
Оцениваю
Готов к саморазвитию
- Групповая форма работы;
- Игровая форма работы;
- Творческие задания;
- Тестовые задания;
- Практическая работа;
- Ролевые и деловые игры;
- Исследовательская деятельность.
Приёмы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Естественнонаучная грамотность
Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой
Учебный предмет “Окружающий мир”
является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:
- 1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
- 2. Задания, направленные на применение знаний на практике.
- 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
КАК УЗНАТЬ?
Практическая работа. В каком продукте есть крахмал?
ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!
Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами;
2) жгучими волосками;
3) горьким вкусом.
Обозначь эти растения номерами.
А как защищаются животные?
Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.
СДЕЛАЙ ВЫВОД.
ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ВОДА?»
РЕСУРСЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Современная школа – это
школа, дающая функциональную грамотность: вооружающая учащихся знаниями для жизни, которые приносят пользу всем окружающим
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!