МБОУ Мурыгинская СШ
Способы выявления результативности
внеурочной деятельности младших школьников
в свете реализации ФГОС
Учитель начальных классов
Шведова Елена Викторовна
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; улучшить условия для его развития; позволяет полнее учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Сегодня главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Результаты внеурочной деятельности школьников можно представить на 3 уровнях:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Девиз.
Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка.
В нашей школе программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы реализуется по следующим направлениям деятельности: общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.
Вся система работы школы призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь свою родину, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
При организации внеурочной деятельности в начальных классах и, в частности, выборе её содержательных направлений, мы ориентировались:
- на запросы родителей;
- на традиции школы;
- учитывались интересы и склонности педагогов;
- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации педагогов о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах.
Кроме того, была изучена занятость детей в учреждениях образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей, обще-интеллектуальному, художественно-эстетическому, научно-познавательному развитию.
Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности внеурочной деятельности осуществляется через проведение мониторинговых исследований, диагностику обучающихся, педагогов и родителей.
Первым предметом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния. При этом следует рассмотреть следующие аспекты:
- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности
- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
Для осуществления анализа включенности учащихся в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией об участии школьников во внеурочное время. Для этого используется бланк, который заполняется классным руководителем.
Для определения эффективности внеурочной деятельности можно выделить следующие критерии:
Продуктивность деятельности
Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Критерии | Показатели | Приемы и методы изучения |
Продуктивность внеурочной деятельности. | Уровень достижения ожидаемых результатов Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности. Рост мотивации к активной познавательной деятельности. | 1.Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности. 2.Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся (Разделы «Моё творчество», «Работы, которыми я горжусь») 3.Анализ результатов участия детей в мероприятиях состязательного характера. 4.Анализ коллективного результата деятельности групп обучающихся в рамках одного направления через организацию праздника в форме творческих презентаций. |
В качестве показателей продуктивности взяты следующие:
Уровень достижения ожидаемых результатов (знания, умения, навыки, сформированные в процессе занятий)
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) | Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной реальности и повседневной жизни | Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура) | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия (опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт интервьюирования, опыт волонтерской деятельности, опыт работы в команде, опыт организации) |
Взаимодействие с учителями | Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы | Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде |
Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Здесь следует выяснить, интересно ли ребенку посещать занятия, сложились ли у него товарищеские отношения с ребятами, которые посещают данное объединение, сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, хорошее ли у него настроение во время занятий деятельностью во внеурочное время. Необходимо понять, как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка, что они ожидают от участия своего ребенка во внеурочной деятельности, как они оценивают достижения своего ребенка.
Для этого применяются такие диагностические приемы и методы, как беседа, анкетирование.
Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами | Удовлетворенность младших школьников участием во внеурочной деятельности. Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенком внеурочных занятий. Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами. | Беседа. Анкетирование. Анкета для учащихся «Чему я научился, посещая занятия внеурочной деятельности» Анкета для родителей «Внеурочная деятельность глазами родителей" |
Из данных критериев, показателей и методик складывается диагностико-аналитический инструментарий для изучения и оценки состояния и эффективности системы внеурочной деятельности в школе.
Таким образом, мы считаем, что проделали определенную работу по созданию системы оценивания достижений обучающихся во внеурочной деятельности, но еще больше нам предстоит сделать по следующему направлению: комплексная оценка сформированности УУД.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.