СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Воспитание на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему "Воспитание на уроках математики" может сосредоточиться на том, как математическое образование способствует развитию не только учебных навыков, но и личностных качеств учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Воспитание на уроках математики"»


Воспитание на уроках математики



«…наука нужна не для одного только приобретения сведений,

что в ней кроется – иногда глубоко и потому для

поверхностного наблюдателя незаметно –

другой важный элемент – воспитательный.

Кто не сумеет им воспользоваться,

тот еще не знает всех свойств науки

и выпускает из своих рук такой рычаг,

которым можно легко поднять большие тяжести».

Н.И.Пирогов



Человечество вступило в новый век. Каким ему быть, во многом зависит от тех основ, которые родители и педагоги заложат в сознание детей, наших учеников. Ведь каков человек, таков и мир, который он создает. Современное образование, как составляющая этого мира, невозможно без обращения к личности ребенка. Воспитание у детей активности, самостоятельности, инициативности, создание условий для развития личности – требование сегодняшнего дня, закрепленное во ФГОСах второго поколения, вступивших в действие. Нашему обществу необходимы грамотные граждане, воспитанные на идеалах добра к своему государству, к своему народу, поэтому нельзя сводить духовный мир ребенка только к учению. Необходимо, обучая, формировать школьника прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами и стремлениями.

Основными целями курса математики в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования являются: «осознание значения математики … в повседневной жизни человека; формирования представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки…».

Для достижения перечисленных целей необходимо решение следующих задач:

  • формирование мотивации изучения математики, готовность и способность учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории изучения предмета;

  • формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

  • формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности логического, алгоритмического и эвристического;

  • освоение в ходе изучения математики специфических видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета;

  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика и диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;

  • овладение математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования окружающего мира;

  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин;

  • формирование научного мировоззрения;

  • воспитания отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.

Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, в первую очередь абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач повышенного уровня сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

Обучение математике дает возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать ее, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки четкого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Во многом это воспитание осуществляется на уроках, в том числе – уроках математики. Основная задача учителя – не столько быть источником знаний, сколько создать условия для процесса познания так, что ученику невозможно не научиться. Основная идея в моей работе учителя математики: «Научить математике всех детей практически невозможно, научить не бояться математику, любить ее – вот цель, которую можно реализовать».

При этом необходимо воспринимать ученика как ценность, личность, носителя особого внутреннего мира, успехи которой надо видеть и поддерживать.

Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников неизбежно возникающее представление о «сухости» науки математики. Этой же особенностью науки в значительной мере объясняется специфика задач, стоящих перед учителем математики, желающим использовать преподавание своего предмета в воспитательных целях: с одной стороны - логическая стройность и строгость умозаключений призваны воспитывать общечеловеческую культуру, с другой – уроки математики дают огромную возможность для морального и эстетического воспитания. Изящество доказательств, свойство лаконичности математического языка, красота математической теории, прямая связь математики с красотой природы – основа для эстетического воспитания на уроках математики.

Основными воспитательными целями на уроках математике являются:

  • воспитание культуры личности;

  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;

  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • воспитание активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия;

  • воспитание нравственности, культуры общения;

  • воспитание эстетической культуры;

  • патриотическое воспитание;

  • воспитание графической культуры школьников.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности:

  • в процессе овладения теорией предмета,

  • при устном счете и решении задач,

  • в ходе выполнения домашних заданий,

  • при составлении задач самими учащимися,

  • в ходе выполнения творческой и исследовательской деятельности.

Все эти виды работ имеют свои особенности и возможности в воспитании.

Существует множество методов, приемов, которыми можно разбудить творческие способности и возможности учеников. Учительский труд очень сложен, потому что его основа – человеческие отношения. Из школьных наук многое забывается, но не забудется доброе слово, сказанное тихо, в минуту, когда ребенок разочаровался или отчаялся, не забудется общение с умным, понимающим собеседником.

За время обучения в школе каждый ученик получает около 9,5 тыс. уроков. Процесс воспитания на уроке – это сама жизнь ребенка, и она должна проживаться на уровне современной культуры. И если учитель неравнодушен к своим ученикам, то это зерно неравнодушия прорастает и дает плоды – отзывчивых, порядочных людей. Издавна известно: «Учитель, воспитай ученика!».

Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.

Методические рекомендации по реализации воспитательного потенциала урока математики:

- Проведение систематической диагностики уровня воспитанности ученика и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитательные цели. Обязательное обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках.

- При написании плана урока продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.

- Осуществить выбор оптимальных способов и приемов для начала урока, т.к. на этом этапе происходит влияние на потребностно-мотивационную сферу, и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока.

- Использовать на этапе актуализации опорных знаний работы по готовым чертежам, тренажеры, работу в парах, применять интерактивную доску.

- Использовать различные средства гуманитаризации.

- Специально подбирать задачи для урока.

- Использовать на уроке разные виды контроля, что позволит осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.

- Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ.

- Применять разные способы оценивания, что оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач.

- Проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока. Будучи элементом воспитания, урок не перестает оставаться частью жизни ребенка.

Воспитательные возможности урока включают следующие моменты:

  • Четкая организация познавательной деятельности учащихся;

  • Требовательность, но творческая взаимопомощь;

  • Привитие любви и уважения к предмету;

Высокий воспитывающий потенциал урока зависит прежде всего от учителя. Для этого я учитываю:

  • Цель урока (внеклассного занятия);

  • Дидактическую структуру урока;

  • Использование оптимальных методических приемов;

  • Стиль образовательного общения;

  • Умение эмоционально настроить учащихся на урок;

  • Воспитание интереса к предмету;

  • В содержании учебного материала такие элементы, изложение которых будет ненавязчиво, исподволь воспитывать учеников;

  • Умение вовремя закончить урок.


Структура современного урока в рамках ФГОС

1. Организационный момент

  • тема,

  • цель,

  • образовательные, развивающие, воспитательные задачи

  • мотивация их принятия

  • планируемые  результаты: знания, умения, навыки

  • личностно-формирующая направленность урока

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

  • постановка учебной задачи

  • актуализация знаний

4. Сообщение нового материала

  • Решение учебной задачи

  • Усвоение новых знаний

  • Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)

5. Закрепление изученного материала

  • Обобщение и систематизация знаний

  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)

6. Подведение итогов

  • диагностика результатов урока

  • рефлексия достижения цели

7. Домашнее задание

  • инструктаж по его выполнению


Этапы конструирования урока в рамках ФГОС

1. Определение темы учебного материала

2. Тип дидактической цели темы

3. Тип дидактической цели урока

4. Определение типа урока

  • изучения и первичного закрепления новых знаний

  • закрепления новых знаний

  • комплексного применения ЗУН

  • обобщения и систематизации знаний

  • проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

5. Продумывание структуры урока

6. Обеспеченность урока

7. Отбор содержания учебного материала

8. Выбор методов обучения

9. Выбор форм организации педагогической деятельности

10. Оценка ЗУН

11. Рефлексия урока

Сценарный план урока в соответствии с ФГОС II поколения

 

Тема урока

 

Цель урока

 

Планируемый результат обучения,  т.ч. формирование УУД

Познавательные:

Коммуникативные:

Личностные:

Регулятивные:

Основные понятия

 

Межпредметные связи

 

Ресурсы

 

 

 

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Оргмомент

 

 

 

1. Целеполагание и мотивация

 

 

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

 

 

 

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

 

 

 

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» обучающимися нового знания)

 

 

 

5. Реализация проекта

 

 

 

6. Первичное закрепление во внешней речи

 

 

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

 

 

8. Включение в систему знаний и повторение

 

 

 

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

 

 

 

Я рассматриваю развивающий, дидактический, воспитательный потенциал урока с позиции новых целей и нового содержания образования. Воспитательная цель при обучении математике - воспитание личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение нравственных ценностей из их содержания. Воспитание рассматриваю как обучение принципам жизни, как возможность тонкого регулирования процессов формирования всех видов опыта. Воспитание в процессе обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика, направленная на развитие способностей придавать смысл знаниям. В соответствии с личностной парадигмой образования воспитательная цель при обучении математике – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания. Цель ориентирует на то, что проявляет и востребует субъектные основы личности – сознание, смысл, ценности, переживания, личностный опыт и т.д. Поэтому воспитание в процессе обучения рассматриваю как обучение принципам жизни. Обращение к принципам предоставляет учителю возможность мягкого и тонкого, в основном незаметного регулирования процессов формирования всех видов опыта: от опыта отношений до опыта умений и навыков. Воспитание в процессе обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл знаниям. Благодаря такой переориентации понимания воспитания появляется возможность обращаться к тому в личности ученика, что представляет для него наибольшую ценность.

При реализации воспитательной функции, при изучении математики первое, с чем сталкиваюсь - это выдвижение воспитательных задач урока. Провожу диагностику уровня воспитанности каждого ученика и класса в целом. Также обсуждаю с детьми те качества личности, которые будут затрагиваться на уроках. Это необходимо для того, чтобы ученик понимал, что нужно ему самому. Это необходимо для того, чтобы ребенок в этом процессе не был «слепым», а понимал, что хочу помочь воспитать в нем, и что необходимо ему самому. В этом случае ребенок будет анализировать свои поступки и действия осмысленно, и мне легче корректировать воспитательные задачи урока. Круг воспитательных задач определен, далее идет самый сложный и ответственный этап в работе: как реализация задуманного. При составлении плана урока продумываю виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.

С воспитательной точки зрения очень важно начало урока, так как на этом этапе осуществляется влияние на потребностно-мотивационную среду, и успех урока часто зависит от умелой организации его начала. Одним из направлений воспитательной деятельности может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут быть строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей. «Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Л. Толстой

Как можно начать урок, чтобы он нес воспитательный заряд? Имеется в работе немало различных способов и приемов начать урок.

1. Например, можно начать урок таким способом. Назовем его образно «раскручивание формулировки темы». На доске записывается тема урока и учащимся предлагается вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога ученик-учитель, ученик-ученик. В результате решается сразу несколько педагогических задач:

- Во-первых, ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи.

- Во-вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества.

- В–третьих ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации. На этом этапе происходит умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах.

- В-четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух, мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно-потребностная сфера.

Ученики активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух. Поскольку при «раскручивании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

2. Урок можно начать с выполнения таких упражнений, которые выведут на возможность создать проблемную ситуацию. Например, при изучении темы формулы сокращенного умножения, можно организовать самостоятельное открытие формулы куб суммы (разности) двух выражений. Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоятельность, сила воли, трудолюбие, ответственность. Когда формула открыта и записана на доске, делается акцент на красоте формулы, анализируется какими способами ее можно получить, тем самым реализуется эстетическое воспитание.

3. Урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока раздадим каждому вырезанные из бумаги треугольники разного вида и предложим с помощью транспортира измерить все углы треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая – появляется гипотеза, которую нужно доказать. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.

Этап актуализации опорных знаний можно организовать тоже разными способами.

1. Это может быть по геометрии работа по готовым чертежам, составление своей задачи, задания – загадки «Что скрыто?», «Что ты видишь?» и т.д. Все это позволяет воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление.

2. Работа в парах с применением тренажеров для устного счета. Использование на уроке подобных тренажеров позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет. Использование на уроке такой формы работы с использованием тренажеров позволяет рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение, Как можно воспитывать познавательную активность, при этом, показывая связь с историей, с жизнью, т.е. осуществлять эстетическое воспитание? На уроках математики я говорю с ребятами об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о полезности математики, об обаянии истории, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы. На уроках стараюсь погружать ученика в историю развития науки. Например, на уроке геометрии при первом знакомстве с прямоугольным треугольником делаю акцент на то, как появился прямой угол, и затем уже прямоугольный треугольник. Предлагаю ученикам найти сначала в окружающей обстановке прямые углы, задумываемся как с помощью подручных средств можно получить шаблон прямого угла (с помощью веревки, отвеса и колышков). Проводим эксперимент. Рассказываю ребятам, что таким способом пользовались еще в древности. Применяя веревку с узелками, показываю им египетский треугольник. Сообщаю, что термины, которые мы только, что использовали - имеют и другое название. «Отвес» – значит катет, «натянутая»– гипотенуза, другой катет называли основанием. В заключении строим чертеж треугольника и подписываем названия его сторон.

Такое знакомство с прямоугольным треугольником позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание, показывая связь геометрии с историей, и практическое применение в жизни - это есть гуманитаризация процесса обучения. Большую роль в реализации воспитательного потенциала играют задачи, которые решают на уроках учащиеся, задачи интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, осуществляю и нравственное, и экономическое, и экологическое и другое воспитание.

На уроках математики погружаю учащихся в историю развития науки, так как история математики обладает огромным воспитательным воздействием. В ходе этой работы осуществляется воспитание познавательной активности, показывается связь с историей и практикой.

При изучении теоремы Пифагора показываю ее широкое применение в разных областях науки, техники, практической жизни. О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Витрувий, греческий писатель-моралист Плутарх, греческий ученый Диоген Лаэрций. История этой теоремы началась задолго до Пифагора. Одно из древнейших доказательств, как полагает математик V века Прокл дано чисто геометрическим способом Евклидом и изложено в "Началах". Эта теорема имеет название "теоремы невесты". В Средние века доказательство теоремы Пифагора называлось "ослиный мост" или "бегство убогих", так как некоторые "убогие" ученики не могли осилить доказательство теоремы и бежали от геометрии. Известно свыше 100 доказательств теоремы Пифагора.

Учащимся предлагаю сделать презентации с доступными для них доказательствами т. Пифагора.

Исторические сведения представляют собой благодатный материал для развития эстетического вкуса детей. Красоту науки отмечал Н.Е. Жуковский, он писал: "В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии".

Многие ученые, занимавшиеся исследованиями в области математики, были физиками, химиками, философами и поэтами: Ньютон, Паскаль, Эйлер, Омар Хайям.

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало ешь,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Известно, что математик Чарльз Л. Джонсон является автором сказки «Алиса в стране чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл. Как рассказывают биографы, королева Виктория пожелала прочесть все книги Л. Кэрролла. Можно представить ее удивление, когда ей представили стопку книг – трудов Ч.Л. Джонсона по математике.

Исторические сведения помогут сосредоточить внимание учащихся на изучении программного материала, помогут надолго сохранить в памяти те факты, которые были красиво описаны с помощью литературы.

Так, например, известно, что Диофант занимался решением уравнений в целых числах. С его именем связаны понятия Ал-джебра и Ал-мукабали.

Ал-джебра

При решении уравненья,

Если в части одной,

Безразлично какой,

Встретится член отрицательный,

Мы к обеим частям,

С этим членом сличив,

Равный член придадим,

Только с знаком другим,

И найдем результат нам желательный.


Ал-мукабали

Дальше смотрим в уравненье,

Можно ль сделать приведенье,

Если члены в нем подобны,

Сопоставить их удобно,

Вычтя равный член из них,

К одному приводим их.

После изучения подобных стихов легко выводить современные методы решения линейных уравнений: перенос слагаемых из одной части в другую, деление и умножение обеих частей на одно и то же число.

Симметрия, пропорции – слагаемые прекрасного. «Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? Что такое симметрия?.. Разве во всем в жизни симметрия?» (Л.Н. Толстой «Отрочество»).

Вместе с Николенькой Иртеньевым из трилогии Льва Толстого задумаемся и мы над тем, почему в природе царит симметрия. Почему симметрично все живое от микроорганизмов до человека? И почему симметрия приятна для глаз?

Ответ на первые вопросы существует: господство симметрии в природе прежде всего объясняется силой тяготения во Вселенной.

Струи наклонно бьющих фонтанов привлекают правильностью и красотой линий, хотя не каждый знает, что это параболы и тем более не каждый знает, как записать их уравнения.

История математики может вернуть нас к истокам исконно русских открытий, познакомить с отечественными учеными и их вкладом в развитие науки.

При изучении простых чисел можно познакомиться с русским ученым П.Л. Чебышевым (1821-1894), которому удалось вывести формулу, позволяющую приближенно найти число простых чисел между 1 и любым натуральным числом. Работа по исследованию простых чисел после Евклида 2200 лет занимала умы многих ученых, и свои открытием П.Л. Чебышев прославил русскую науку.

Учащиеся должны знать и такие имена как М.И. Остроградский (1801-1862), внесший вклад в развитие интегрального исчисления и теоретической механики.

Н.И. Лобачевский (1792-1856) – создатель неевклидовой геометрии, которая внесла коренные изменения в представления о природе пространства. Ему принадлежат труды по алгебре, математическому анализу, физике, теории вероятностей.

Н.Е. Жуковский (1841-1921) – применив математические методы, решил задачу, создав основу математической теории полета самолета, основоположник современной аэродинамики.

К.Э. Циолковский (1857-1935) – основоположник современной космонавтики. С детства потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно. В 1879г. экстерном сдал экзамены и всю жизнь преподавал математику и физику. Обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, изобретатель теории самолета и дирижабля, нашел ряд инженерных решений конструкции ракет.

М.В. Келдыш (1911-1978) – автор исследований по теории функций комплексной переменной, колебаний авиаконструкций, один из инициаторов освоения космоса.

Эти имена вошли в отечественную науку в связи с решением практических задач, имеющих большое значение для развития науки, военной техники.

А.А. Марков и М.М. Филоненко-Бордич – советские математики, пребывая на грани голодной смерти в блокадном Ленинграде, не прекращали работы над теорией упругости и пластичности, что имело большое оборонное значение и сделало возможным проложить «Дорогу Жизни» по Ладожскому озеру.

Неразрывная связь истории науки и преподавания темы по математике помогает учащимся осознать, что они изучают науку, которая является частью окружающего мира, частью нашей истории. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством отечественных ученых, стремящихся возвеличить науку родной страны, имеет огромное воспитательное значение в воспитании чувства долга, преданности Родине. Раскрытие роли ученых в становлении и развитии математической науки во всем мире, рассказы об их мужестве, любви к Родине, бескорыстии, самопожертвовании помогают учащимся в выработке правильных жизненных позиций.

Составляя и решая задачи, необходимо соблюдаю следующие требования:

  • задачи должны быть разнообразными по способам решения;

  • тематика задач должна относиться к разным областям человеческой деятельности;

  • желательно, чтобы конкретные задачи были составлены на местном материале; исторические задачи должны быть связаны с изучаемой темой.

    1. Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом. Именно решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими профессиями.

    2. В обучении математике с точки зрения нравственного и патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач, включающих исторические сведения. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.

    3. Формированию научного мировоззрения помогает введение в преподавание библиографических справок. Например, на уроке может быть сделано сообщение, рассказывающее о роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны (А.Н. Колмогоров во время Великой Отечественной войны способствовал созданию теории артиллерийской стрельбы).

    4. Такие темы из курса математики, как «Золотое сечение», «Симметрия» позволяют воспитывать в детях чувство прекрасного.

Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно всесторонний и осуществляется дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществляю контроль разными способами. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты, электронные тесты и т.д. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. Использую возможности формирования у школьников навыков самоконтроля. К концу 6-го класса желательно добиться систематического проведения самими учащимися контрольных действий, даже в условиях отсутствия установки на самоконтроль. Впервые ознакомление школьников при обучении математике со всеми основными приемами самоконтроля осуществляю в 5-м классе.

Я при изучении каждой темы обязательно провожу разнообразные самостоятельные работы, математические диктанты, мини-тесты (от 3- 7 заданий).

Формирование у школьников умений систематического проведения контрольных действий, бесспорно, является одним из важных компонентов их подготовки к самостоятельной трудовой деятельности. Самостоятельные работы основываю на учебном материале, которым должен овладеть каждый ученик.

При изучении математики использую разнообразные приемы самоконтроля, которые можно классифицировать следующим образом:

  • сверка с образцом (или ответом);

  • повторное решение задачи;

  • решение обратной задачи;

  • проверка полученных результатов по условию задачи;

  • решение задачи различными способами;

  • моделирование;

  • примерная оценка искомых результатов (прикидка);

  • проверка на частном случае;

  • испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.

При выполнении самостоятельных работ в качестве самоконтроля учащиеся, как правило, пользуются лишь ответами к решаемым задачам, в то время как на контрольных работах этой возможности они не имеют. Задания подбираю таким образом, что они способствовали обучению школьников основным приемам самоконтроля, что поможет учащимся выбирать наиболее удобные приемы для проведения контролирующих действий в каждом конкретном случае. Учу учащихся не только находить, но и обосновывать правильность решений задач, которые ставятся перед ними в повседневной жизни.

Анализируя сущность различных приемов самоконтроля, можно заметить, что при получении результата в ходе решения задачи и при наличии образца (ответа) путем их сверки устанавливается приемлемость найденного результата. Если же образец ( ответ) не представлен, то, используя другие приемы самоконтроля (повторное решение задачи, проверка на частном случае и т.д.), в конечном счете составляют образец и с его помощью осуществляют проверку.

Другими словами, ключевым звеном в проведении контролирующих действий является сверка с готовым, либо составленным образцом.

Процесс развития самоконтроля школьников базируется на переходе от готовых образцов к составленным и их сочетаниям, при постепенном проведении контролирующих действий.

Приложение по теме «Решение уравнений».

1. 1)В записи : 2х+…..=8,5 вместо пропуска поставить такое число, чтобы корнем полученного уравнения было 3,5.Проверку выполнить решением полученного уравнения;

2) Составить какое− либо уравнение, корнем которого является число -4,7.Решением составленного уравнения выполнить проверку. ( Самоконтроль осуществляется проверкой по условию задачи).

2. 1) если задуманное число умножить на 5, а из полученного произведения вычесть 1 3⁄7 ,то получится 13 2⁄ 7 .Обозначив через х задуманное число, составить уравнение по данному условию.

2) Первое число больше второго в 3 раза, а сумма этих чисел равна 2,8.Обозначив через х второе число, составить уравнение по данному условию.

3) Составить какое-нибудь уравнение, корнем которого является число 3,5.

4) Сделать запись 5,3- у=…..Написать в правой части равенства такое число ,чтобы корнем полученного уравнения было число -1,7.

5) Проверить, является ли 1⁄2 корнем уравнения у:7 1⁄7-0,06=0

3. Составление линейных уравнений с одним неизвестным.

Составляем какое− либо уравнение, корнем которого является данное число. Составленные уравнения должны быть различными.

  1. -2,5; 2) -3( 1⁄2); 3) -1 (1⁄2); 4) -3,5; 5)- 1,5; 6)-2(1⁄2).



На реализацию нравственного воспитания влияет оценивание работы учеников на уроке. Разные способы оценивания оказывают положительное воздействие на ребенка и в плане успеха, и в случае неудач. На уроках математики обязательно применяю разные подходы в оценивании. После проведения контрольной работы и по итогам четверти составляю с учениками «лестницу успехов». Используя этот прием много лет можно с уверенностью сказать, что прием очень эффективный, т.к. ребята, анализируя свои успехи и неудачи, проявляют такие качества как критичность, взаимоуважение, учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам. Систематическое использование таких «лесенок» в работе приводит к тому, что при анализе контрольной работы тем, кто получил пятерку, ребята начинают хлопать в ладоши, искренне радуясь за них, сопереживают неудачам других. На некоторых уроках целесообразно применяю оценочные жетоны, с помощью которых каждый сам себя оценивает за правильные ответы. Наблюдение показало, что активность на уроке увеличивается. В конце урока легко подвести итог и выставить соответствующую оценку в журнал. Этот прием позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение. Конечно, в течение урока обязательно присутствует словесная оценка учителя - одобрительные реплики, при некоторых видах деятельности оценивание со стороны одноклассников.

Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять как с помощью различных творческих домашних заданий, так и во внеурочной работе. Примерами могут служить:

- написание математических сочинений (сказок), начиная с 5 класса. Такой вид работы создает условия для развития воображения и фантазии, умения обдумывать предложенную ситуацию. Дети учатся добру и справедливости при сочинении своих сказок;

- выполнение рисунков при изучении понятия координатной плоскости и симметрии. При изображении фигурки гриба, кораблика, птицы, цветка и др. используется координатная плоскость, развивается воображение, фантазия, чувство красоты;

- участие детей в создании математических газет на самые разные темы, в различных конкурсах и соревнованиях во внеурочное время.

В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Анализ обучения математике в средней школе позволяет говорить, что еще рано делать вывод о том, что рефлексивные виды деятельности активно применяются учителем и учащимися на уроке. Вместо этого применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Тогда как известно, что тот, кто повторяет – не учится. Освоение происходит, когда включается направляемая рефлексия. Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы. Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах присутствует обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затрагиваются аспекты умственного воспитания.

Организация осознания учащимися собственной деятельности имеет два основных вида: текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса и итоговая рефлексия, завершающая логически и тематически замкнутый период деятельности.

Текущая рефлексия направлена на активизацию процесса осознания и осмысления осуществляемой в данное время предметной деятельности: ее направление, цель. основные этапы, проблемы, противоречия, способы деятельности, результаты. Текущую рефлексию можно подразделить на 3 типа:

  • рефлексия деятельности

  • рефлексия содержания учебного материала

  • рефлексия, направленная на выявление настроения и эмоционального состояния учащихся

Первый тип рефлексии дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. В практике обучения математике для реализации данного типа рефлексии использую следующие приемы:

1. Самооценка активности на каждом этапе урока

2. «Лестница успеха». В конце урока предлагаю учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

3. «Ключевые слова». Выбираю из текста 4-5 ключевых слов и выписываю их на доску. Далее учащимся предлагается несколько вариантов работы

4. «Я сделал!». На одном из этапов урока предлагаю учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Второй тип рефлексии использую, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание изученного. В конце урока подвожу итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока перед всей группой (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик) .

В практике обучения математике для реализации данного типа рефлексии использую следующие приемы:

1. Прием незаконченного предложения.

Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что…
Я думаю, мне удалось..

2. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.

Итоговая рефлексия отличается от текущей большим объёмом рефлексируемой деятельности и большей формализованностью. Содержание и приемы итоговой рефлексии определяю на основе образовательной программы. Итоговую рефлексию провожу в виде специального занятия в конце изучения большого раздела учебного предмета или, например, в конце четверти, учебного года, на котором ученикам предлагаю ответить на такие вопросы, как: Каков мой самый большой успех за этот год? Благодаря чему я смог его добиться? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолею? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? и т.д.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке математики, может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение более эффективным.


Кабинет математики, в котором я преподаю, оснащен компьютером и проектором с экраном. Учащиеся стали намного аккуратнее вести записи в тетрадях.

Являясь элементом воспитания, урок – часть жизни ребенка. Характер протекающей на уроке жизни становится качеством наглядного образа жизни, достойной человека.

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки образованной, интеллектуально развитой личности. Сама жизнь диктует школе новые ориентиры и перспективы в развитии образования. Я стремлюсь к повышению культуры обучающихся, к сопряжению полученных знаний с вечными жизненными и духовными ценностями. Именно так, по моему убеждению, можно воспитать свободную, творческую, интеллектуально и духовно развитую личность, способную в дальнейшем к самоопределению. Учитель отчасти хранитель души ученика, если на уроке создается обстановка понимания ребенок учится понимать других. Если учитель его одобряет, он учится верить в себя. Если он растет в честности, то учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.












13