ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ 23»
Мисько Наталья Владимировна
Конституция Российской Федерации
Ст.68 Конституции РФ :
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантируе т всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОСах общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» как самостоятельные и обязательные для изучения с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский.
• Родной язык – язык из числа языков народов России, в том числе это и русский язык.
• Выбор языка - право родителей (п. 1 ч. З ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
1) статью 11 дополнить частью 5.1 следующего содержания http://zakon-ob-obrazovanii.ru/11.html :
«5.1 Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации , в том числе русского языка как родного языка»
в статье 14 http://zakon-ob-obrazovanii.ru/14.html :
4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка , в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка , в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
часть 6 дополнить предложением следующего содержания: " Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка , государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования."
Основой родного языка как школьного учебного предмета является наука о русском языке, базирующаяся на современных коммуникативных практиках, основах диалектологии, графики, орфографии и пунктуации.
- Обучение родному языку в детском саду и школе базируется на пополнении активного словаря, необходимого для формирования представлений об окружающем мире, изучении различных дисциплин, успешной социализации.
- Содержание словарного фонда определяется особенностями образовательной обстановки, что обуславливает возможность последовательно знакомить учащихся со словами, которые в стихийных условиях приобретаются медленно и с трудом.
Выбор класса(-ов) для изучения предметов ОУ определяет самостоятельно с учетом:
- достижения предметных результатов в соответствии с ФГОС;
- возможности использования соответствующего содержания предмета на уровне образования;
- наличия учебников, включенных в федеральный перечень;
- наличия рабочих программ по предметам «Русский родной язык», «Русская родная литература»
Количество часов на изучение каждого предмета ОУ определяет самостоятельно в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы для достижения планируемых результатов
Количество часов на изучение предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» должно быть не менее 1 часа в неделю. Указанные предметы могут изучаться в течение 1 года или нескольких лет. При наличии соответствующих возможностей количество часов на изучение предметов может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательных отношений
Порядок введения предметов в ОУ
- Приказ по ОУ.
- Положение о преподавании РРЯ и РРЛ.
- Принятие локального акта в ОУ.
- В журнале – отдельные страницы: «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)». Выставляется отметка.
- Оценивание – лучше проектом.
- В соответствии со ст. 12 ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ОУ самостоятельно разрабатывают основные образовательные программы (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ).
- В соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО рабочие программы учебных предметов при реализации предметной области «Родной язык и родная литература» разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно .
- Рабочие программы учебных предметов «РРЯ» и «РРЛ» разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно. На сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ fgosreestr.ru размещена примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для ОУ, реализующих программы ООО (для 5-9 классов). (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
- Данная РП может быть использована в качестве основы для разработки РП по предмету «РРЯ».
Недопустимо изучать учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература» (предметная область «Родной язык и литература») за счёт учебного времени, отведённого ОУ на изучение учебных предметов «Русский язык» и «Литература» (предметная область «Русский язык и литература»),
использовать время, отведённое на изучение учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература» (предметная область «Родной язык и литература»), для подготовки к любым формам государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).
Пунктом 18.3.1.приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «ОБ утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» предметы «Русский язык» и «Литература» включены в предметную область «Русский язык и литература». Поэтому учебный план СОО должен содержать один предмет из предметной области «Родной язык и родная литература». Это может быть «Русский родной язык» или «Русская родная литература».
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить (ФГОС ООО):
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров .
- сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
- включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним;
- приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
- сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
- свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Основными целями курса
разработчики назвали
- воспитание гражданина и патриота,
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
- углубление и, при необходимости, расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка,
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
- развитие проектного и исследовательского мышления.
Основные задачи реализации предметных областей
Русский язык и литература
Родной язык и родная литература
Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России , о языке как основе национального самосознания . Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Содержание курса «Русский родной язык»
направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» с изменениями и дополнениями от 17 апреля, 28 мая 2014г., 8 июня, 31 мая 2016г., 9 января 2017г., приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2018 г. № 315 "О внесении изменений в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115", Письмом от 5 февраля 2019 г. №ТС-357/04 "О порядке заполнения и выдачи документов об образовании" итоговая отметка выпускника выставляется в аттестат
- по каждому учебному предмету инвариантной части базисного учебного плана;
- по каждому учебному предмету вариативной части учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, изучавшемуся выпускником, в случае, если на его изучение отводилось по учебному плану ОУ, осуществляющей образовательную деятельность, не менее 64 часов за два учебных года».
Содержание учебного предмета «Русский РОДНОЙ язык» Первый год обучения (35 ч)
- Раздел 1. Язык и культура
- Раздел 2. Культура речи
- Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст