СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании методической комиссии промышленно-бытового профиля Тема «Обмен опытом по применению современных технологий проведения уроков производственного обучения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании методической комиссии промышленно-бытового профиля Тема «Обмен опытом по применению современных технологий проведения уроков производственного обучения»»



Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Стахановский политехнический колледж»







Выступление на заседании методической комиссии промышленно-бытового профиля














Тема «Обмен опытом по применению современных технологий проведения уроков производственного обучения»



















Подготовила: мастер п/о Радионова Екатерина Владимировна





Стаханов 2021г



Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к

овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению –

гораздо более достойная задача,

чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности и это касается всех видов труда – от самого простого физического, до сложного умственного. Проявляются совершенно новые тенденции, о которых ранее даже не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.

Система профессионального образования в Луганской Народной Республики претерпевает трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; как следствие, происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами. Способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи – не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально-компетентного, конкурентоспособного выпускника, который готов к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений, являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций, а компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.

Применение современных образовательных технологий при проведении практических занятий позволяет оптимально соединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия и получить высокие качественные образовательные результаты.

Под технологией обучения (от греч. techne – мастерство, искусство и logos – знание, учение) понимается совокупность методов и средств обработки, изменения и представления учебной информации. Это наука о способах воздействия преподавателя/мастера на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство мастера состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии мастер основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. При этом преподнесение информации практически всегда происходит в форме монолога. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развёрнутый ответ обучающегося с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ обучающихся в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое обучающихся, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задаёт применяемая технология. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, адаптированную к современным требованиям.

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.

Среди многообразия современных образовательных технологий можно выделить некоторые:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • игровые технологии;

  • проблемное обучение;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии

Информационно–коммуникационные технологии

Среди многих форм активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях довольно широко в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: разнообразить формы работы, осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями персонального компьютера, развивать интерес к изучаемому материалу, активизировать внимание обучающихся, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность, формировать коммуникативные навыки, повышать творческий потенциал личности и мотивацию, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.

Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если человек привлечён в активные действия в процессе обучения.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с группой.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Можно применять видеоролики, презентации, различные тесты, задания развивающего характера.

Одним из преимуществ использования мультимедийных презентаций в обучении является возможность выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать необходимые таблицы, схемы, графики на доске, бумаге или показать на плакате. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Другое преимущество заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала.

Презентацию можно считать увлекательным способом вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности обучающихся и создает у них положительную мотивацию.

Применение компьютерных технологий позволяет:

- наполнить учебную практику новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность обучаемых;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность обучаемых, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Игровые технологии

Главная цель учебной практики – практическое обучение обучающихся профессиональному производительному труду, т.е. целесообразной деятельности человека по созданию материальных ценностей.

Чтобы привлечь обучающихся к работе, заинтересовать их, необходимо активизировать их мыслительную и познавательную деятельность. В решении задач по формированию личности, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, нестандартные формы и методы проведения урока.

По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных практике:

практика в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, викторина;

практика, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике;

практика, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, телемост, диалог;

практика-фантазии: практика-сказка, практика-сюрприз.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

  1. Развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  2. Иглотерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  3. Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  4. Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Деловые игры в производственном обучении (игры учебно-производственного характера) – метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих и конкретных практических задач, максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения производственно-технических, социально-экономических, управленческих проблем.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, дает возможность обучающихся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Использование игровых форм обучения позволяет существенно пересмотреть процедуру контроля знаний. Игровые ситуации вырабатывают у обучающихся способность к критической оценке другого, действующего производства, умения находить решения по его совершенствованию и являются стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний, умений, навыков. И в этой связи следует не забывать о том, что очень важно мастеру производственного обучения в процессе игры помогать общению между обучающимися.

Мастер п/о является организатором игровых ситуаций, и тут должны проявляться его организаторское мастерство и способность уметь направлять игру в нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Игровой темп также зависит от мастера. Он должен уметь четко и понятно изложить условия игры, организовать быструю раздачу игрового оснащения.

Проблемное обучение

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят обучающихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя/мастера самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Основная задача – направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.

Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

Проблемное изложение. Мастер ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.

Частично–поисковая деятельность. Работа обучающихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.

Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск обучающихся решения проблемы.

Сущность проблемного обучения заключается в столкновении обучающихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При подготовке к практике необходимо моделировать разные варианты отдельных моментов занятия, направленных на оформление мысленной деятельности обучающихся. В исследовании и формировании мышления особенно велико значение моделей-эталонов, пользуясь которыми мастер п/о может прогнозировать различные ситуации, например, такие, как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами мысленной деятельности. Они помогают при планировании целей и задач практике.

Мастер п/о, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие возможности представляет учебный материал для развития мышления обучающихся и как на этой практике они могут быть реализованы.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов мастера п/о, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для обучающихся. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении закреплении, контроле. Создавая проблемную ситуацию мастер направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат – у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.

Список используемой литературы:


  1. Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998.

  1. Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. – М.: Баласс, 2008.

  1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. –

М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  1. Кругликов Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  1. Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения. –

М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  1. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  1. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. –

М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  1. Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе. – М.: Народное образование, 2009.

  1. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.