Компетентностно-ориентированный подход в рамках современного урока математики
Учитель математики
МАОУ «СОШ № 1 г. Немана» Васильев П.В.
- Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области.
- Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
С позиции компетентностно- ориентированного подхода уровень образованности определяется не только объемом знаний, но и готовностью человека решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Формируемые компетенции в процессе обучения:
- информационные;
- коммуникативные;
- готовность к самообразованию;
- исследовательские;
- готовность к решению проблем
Информационные компетенции
- Решение задач, содержащих информацию, представленную в различной форме (таблицы, диаграммы, графики и т.д.).
- Решение задач с практическим содержанием.
- Умение работать с различными источниками информации (учебник, словари, интернет, СМИ и т.д.).
Задача, содержащая диаграмму и краеведческий материал
Изменения климата стало основной темой на саммите G8 (большой восьмерки), который прошел 7-9 июля 2008 года в Японии на острове Хоккайдо. Он напомнил об инициативе Японии вдвое сократить выброс парниковых газов до 2050 года. Выбранная тема является реакцией на угрозу глобального потепления. Глобальное потепление – процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры Земли и Мирового океана.
Изучая вопрос о температурных изменениях на Земле, необходимо знать изменение температурного режима в населенных пунктах в течение дня, месяца и года каждого города планеты .
На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Балаково за каждый месяц 2012 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру в 2012 году. Ответ дайте в градусах Цельсия.
В задачи есть сюжет, описана ситуация и присутствуют лишние данные (фон).
Умение работать с различными источниками информации (учебник, словари, интернет, СМИ и т.д.)
Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Уже не первый год я использую дистанционное обучение. Дистанционное обучение — способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся. В своей работе я чаще всего использую платформу Российская электронная школа.
В курсе представлен краткий обзор теоретического материала, алгоритмы решения задач, обучающие флеш - ролики и видео уроки, тренировочные тесты и контрольные работы.
Умение работать с различными источниками информации (учебник, словари, интернет, СМИ и т.д.)
Преимущества дистанционного обучения:
- развитие способности работать самостоятельно, планировать свое время;
- обучение способности работать с литературой;
- весь процесс обучения фиксируется и доступен для родителей;
- работа с материалом происходит в удобное для ученика время, с учетом его физических и психических особенностей.
- Возможность обращения ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.).
С помощью программы Skype и электронной почты я организую работу с учениками на дому.
Коммуникативные компетенции
- Групповая форма работы на уроках, работа в парах
- Развитие устной и письменной речи
Групповая форма работы на уроках, работа в парах
В своей работе для организации устной работы, групповой работы, работы в парах я использую компьютерные технологии, игровые формы. Например, устную работу можно провести с помощью математического лото, где можно организовать как групповую работу так и работу в парах.
Групповая форма работы на уроках, работа в парах
На своих уроках я использую готовые мультимедийные продукты, например математический тренажер для 5 класса. С помощью него можно организовать устную работу в игровой форме практически по любой теме.
Исследовательские компетенции
- Выполнение заданий, в которых необходимо исследовать всевозможные варианты решения задачи и сделать определенный вывод.
- Выполнение проектных и исследовательских работ.
Выполнение проектных и исследовательских работ
Предлагая ребятам, выполнять проектные работы я стараюсь подбирать интересные и актуальные темы, с предметной интеграцией, например, в прошлом году я предложила поработать над темами: «Математики и математика в годы Великой Отечественной войны», «Математики и их открытия в годы Великой Отечественной войны».
Готовность к разрешению проблем
- Учебный эксперимент
- Практические работы
- Домашнее задание поисковой направленности
- Задачи исследовательского характер
Готовность к самообразованию
- Ведение конспектов
- Работа с текстом (выделять в тексте новое для себя, находить главное, опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить элементы рассуждений, доказательств и т.д.).
- Доклады, короткие сообщения, презентации учащихся по теме
Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия.