Выступление
на заседании школьного муниципального объединения классных руководителей по теме: «Самоуправление в классном коллективе»
(Слайд 1) Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс – это семья, и, как во всякой семье, в ней не обходится без конфликта, поэтому обе стороны должны научиться уважать права друг друга.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
(Слайд 2) Великий русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…Разобщённость в обществе, материальное неравенство, семейные неурядицы, политические и природные катаклизмы… и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. От них нельзя отгородиться теоретическими «догмами» и нравоучениями – типа это «хорошо», значит – «можно», а это «плохо», значит – «нельзя».
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
Организационные моменты в самом начале учебного года дают хороший задел, эмоциональный заряд на последующую работу, взаимопонимание и добрый микроклимат в коллективе. Поэтому в сентябре – октябре мы вместе с уч-ся обсуждаем следующие вопросы: каждому дело – по душе, законы школьной жизни, дисциплина – свобода или необходимость, свободное время – простор для развития способностей, коллектив и его роль в формировании личности школьника.
Классным руководителем я работаю 3-й год. В 2015-2016 учебном году я работала в классе – комплекте (3-4 классы),
(Слайд 3) с 2016 года 2-й год в общеобразовательном классе: из 26 человек: 7 девочек и 19 мальчиков. Из них: 3 ученика обучаются по АООП ЗПР (7.1).
Коллектив дружный, дети уважительно относятся к взрослым и друг другу, присутствует взаимовыручка. Ребята доброжелательно относятся к новым ученикам.
Многие ребята добрые, отзывчивые, спокойно реагируют на замечания и стараются не нарушать правила поведения в школе. Но на некоторых учеников необходимо обращать внимание в плане дисциплины: опаздывают на уроки и бывают неподготовленными. По развитию дети в классе неодинаковые. Из ребят можно выделить более активных, способных - эти дети быстро усваивают учебный материал, усидчивы, обладают хорошей памятью, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Есть дети, которые бывают, пассивны на уроках, отвлекаются, нуждаются в помощи учителя и постоянном контроле.
Используя в работе разнообразные формы, средства я стараюсь использовать и направлять детей на самостоятельность, творчество, поиск, ищу необычное в обычном, делаю «открытия» и всегда помню, что за внешней обычностью, скрывается удивительная неповторимость. Конечно основа всей моей работы это план по воспитательной работе:
(Слайд 4) Цель:
Обеспечить системный подход к созданию условий для становления высоконравстивенного, ответственного, творческого, инициативного, компетентностного гражданина России.
Задачи:
1.Формировать гражданско-патриотическое сознание, развивать чувства сопричастности к истории, малой родины, Отечества
2.Воспитывать активную жизненную позицию через творческую и проектную деятельность
3.Развивать у учащихся инициативу, стремление к самообразованию, саморазвитию, самоуправлению, способности к успешной социализации в обществе и культуру межличностных отношений
4.Проводить профилактику асоциальных явлений в детской и подростковой среде.
5.Совершенствовать условия взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.
(Слайд 5) Реализация цели и задач предполагает:
Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.
Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.
Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности.
Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе.
Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; социума; школы и семьи.Своим ученикам я доверяю работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, темы для классного часа, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, помощь в сборе и проверке дневников, выписывание оценок.
(Слайд 6) Мои ученики, их родители и я, классный руководитель – все мы являемся содружеством триединства «ученик-учитель-родитель», вся деятельность проходит через электронный дневник.
(Слайд 7) Представляю структуру органов самоуправления в классе:
1. Учебный сектор - (Слайд 8) | 2. Трудовой сектор - (Слайд 9) |
Помогает неуспевающим исправить положение, закрепляет шефские пары, проводит рейды по проверке сохранности учебников, школьно - письменных принадлежностей, ведению дневников. Подводит итоги успеваемости учащихся. Выбирают из ребят тех, кто хорошо учится и подаёт пример другим. | Организует и ведет работу по уборке кабинета, организует дежурство по классу, ухаживает за комнатными растениями в кабинете. |
3. Спортивный сектор - (Слайд 10) | 4. Культмассовый сектор - (Слайд 11) |
Готовит и проводит календарные праздники и развлечения. Организует и проводит творческие конкурсы, викторины, соревнования, выставки. Ребята выбирают тех, кто ходит в танцевальную студию, на хор, в музыкальную школу. | Готовит и проводит календарные праздники и развлечения. Организует и проводит творческие конкурсы, викторины, соревнования, выставки. Ребята выбирают тех, кто ходит в танцевальную студию, на хор, в музыкальную школу. |
5. Сектор редколлегии - (Слайд 12) | |
Он выпускает стенгазету, поздравительные открытки ко Дню рождения, поздравляет участников и победителей олимпиад, конкурсов и т.д. Выбрали ребят, которые хорошо рисуют и посещают художественную школу. | |
(Слайд 13) Школьная жизнь сложна и разнообразна: в ней немало радостей, но есть и печали. Обязанности классного руководителя множатся с каждым днем. Самое страшное, что распространяется потребительски неуважительное отношение к учителям и среди родителей и среди учеников.
При этом я как классный руководитель всегда стараюсь:
не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять;
не принуждать, а убеждать;
не командовать, а организовывать;
- не ограничивать, а предоставлять свободу выбора, соблюдая устав школы и другие правовые документы.
Главное - помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
(Слайд 14) Ребята участвуют во всех мероприятиях школы, класса они не выпадают из жизни школы, они не забыты, они на равных принимают участие в мероприятия таких как:
- классные часы, на которых с ребятами мы учимся «Как научиться прощать», «Учимся анализировать своё поведение в конфликтной ситуации», «Что означают наши имена», учимся правильно жить и дружить и т.д., так же проводим тематические классные часы по различным тематикам:
- День знаний;
- Государственные символы. Герб. Флаг. Гимн.;
- День открытых дверей; Урок Мужества;
- Праздник – День защитника Отечества; «Подарок ветерану»).;
- общешкольные мероприятия, такие как: концерты к праздничным датам, праздник «Осени» - изготовление поделок из бросового материала, «Новогодний марафон» - изготовление стенгазеты, оформление класса, участвуют в конкурсе чтецов, в предметных неделях, принимает активное участие в различных олимпиадах (особенно любимый у детей сайт Учи.ру) и др.
- Спортивно-оздоровительное мероприятия которые направлены на развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом. (Дни Здоровья; «Весёлые старты») и др.
- мероприятия районного масштаба – организация встреч с интересными людьми с представителями различных служб и организаций села, экскурсии (Пожарная часть, Анюйский парк, с. Найхин рыбзавод, и т.д.
- проводится работа с родителями.
Основные направления работы с семьёй:
1) психолого - педагогическое просвещение родителей;
2) индивидуальные и тематические консультации;
3) родительские собрания по темам:
1.«Искренняя любовь родителей ко мне».
2. «Ответственность родителя в жизни ребёнка».
3. «Влияние родителей на детей» и др.
4) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
5) внеклассные мероприятия;
6) участие родителей класса в работе родительского комитета.
- собираем портфолио ученика, портфель достижений (далее вы увидите наши достижения).
В своей системе воспитательной работы я использую ресурсы, внутренней и внешней связи, такие как: ДК с. Джари, Троицкое, школьная и районная библиотеки, музей, Центр внешкольный работы, Интернет – сайты и др..
Таким образом, организованная система должна способствовать становлению личностных характеристик выпускника – (так называемому «портрету выпускника начальной школы»):
- любящего свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
- любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;
- владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности;
- готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
(Слайд 15-24) И вот наши достижения за небольшой период совместной деятельности!
В нашей школе много неравнодушных педагогов, которые постоянно стремятся создать особое образовательное и воспитательное пространство, которое обеспечивает социальную адаптацию, подготовку школьников к самостоятельной жизни. Мы прилагаем все усилия, чтобы школьная жизнь была интересной увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом добра, справедливости, чтобы школа стала «вторым домом», в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку.
(Слайд 25) Уважаемый классный руководитель!
Твори, ищи, фантазируй смелее –
Поиск идет необычной идеи!
Совмещаем мы порой невозможное…
Репетиции вместе с контрольными,
Тренировки с сочинениями,
Конкурсы, выборы и изложения.
Может, что-то и не успевается,
Это жизнью у нас называется.
Спасибо за внимание!
Учитель начальных классов Жульпа Светлана Анатольевна