СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов «Формирование УУД на уроках в начальной школе»."2021 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов «Формирование УУД на уроках в начальной школе»."2021 год»

Современные методисты (М. И. Оморокова, В.А. Лазарева) приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего школьника. Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. Передо мной как педагогом встала проблема: каким образом способствовать формированию читательских умений младших школьников.

Основной целью данной статьи является описание методов и приёмов, используемых мною по формированию читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения.

В процессе изучения произведений с различными формами выражения авторского сознания я часто применяю всем известный методический приём – «устное словесное рисование». На моих уроках дети много рисуют, чаще всего непосредственно во время чтения произведения, и особенно при повторном чтении, когда идёт более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Именно через рисунки детей к литературным произведениям я могу получить очень важную информацию о том, например, представляет ли мой ученик-читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу.

Очень важно и для полноценного восприятия художественного произведения, и для развития эстетических и нравственных представлений ребёнка его литературное творчество на уроке и дома. Конечно, я не думаю, что всех учеников можно научить, например, писать стихи, такой цели я не преследую. Но призвать их попытаться создать своё лирическое произведение, выразить свои чувства и «изобразить» словами картины, которые потрясли воображение – это ли не способ самовыражения и самопознания, не путь развития эмоциональной сферы ребёнка, эстетического и нравственного его развития?

Работа над развитием творческих способностей учащихся ведётся на уроках постоянно и в системе, постепенно усложняясь. Начинается эта работа с самого простого, с подбора эпитетов к «голому, неукрашенному», как определили сами дети, нехудожественному тексту. Это - подражание мастерам, «работа по образцу». Например, после того как все дети прочитали несколько стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в частности над эпитетами, им даётся текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не любые определения.

Или дописать рассказ, который прочитан без окончания. Затем степень самостоятельности увеличивается. Дети уже сами могут написать сказку, рассказ и даже придумать свой миф для объяснения явления природы, обосновать которое научно они ещё не могут. Эта работа – тоже «по образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы её сюжета, а затем придумывали свои сюжеты.

 Очень часто в начале урока на стадии «вызова» или в конце на стадии «рефлексии» использую методический приём из технологии развития критического мышления (ТРКМ) – синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Например, работая над произведением С. Есенина «Черёмуха» ещё перед первичным чтением я предлагаю детям составить синквейн.

Фрагмент урока на стадии «вызова».

- Ребята, поэты все испытанные ими чувства, впечатления от увиденного передают в своих стихах. Попытайтесь передать свои впечатления, которые вы испытываете, услышав слово «черёмуха». Напишите синквейн.

На работу было отведено 3 минуты, вот что у них получилось. 

Фрагмент урока на стадии «рефлексии».

После анализа литературной сказки И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» ребятам предлагается составить словесный портрет зайчонка в виде синквейна.

  1. Зайчонок.

  2. Любопытный, легкомысленный.

  3. Убегает, спасается, возвращается.

  4. Любознательный зайчонок любит приключения.

  5. Путешественник.

Работа над повествовательным текстом, или так называемое чтение стопами. В начале урока даю установку не смотреть на текст, который будем читать и не забегать вперёд. После вступительной беседы об авторе и рассказе ученикам предлагается читать текст определёнными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения первого абзаца прошу ответить на вопросы, затем так же обсуждается второй кусок и т.д. После прочтения всего текста и ответов на вопросы, предлагаю ученикам какие-либо две цитаты для сравнения, подходящие по теме, таким образом, завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказать свои взгляды. И в конце такого обсуждения прошу учащихся в индивидуальном порядке поразмышлять над рассказом, то есть что-нибудь написать. При подготовке такого урока есть трудности с вопросами, которые, естественно, должны стимулировать критическое мышление. Вопросы должны быть составлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию.

Литературное чтение - это особый урок, поскольку сам предмет изучения – это Искусство. И цель работы на этом уроке – развить способности учеников- читателей полноценно воспринимать художественный текст.

Главная задача педагога на уроках литературного чтения – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как всё это передаёт нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.

Формирование читательских умений и навыков не должно быть самоцелью. Важнейшей целью учителя должно оставаться формирование духовной ценности и значимости для ребёнка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке. Читательские умение в данном случае – только лишь средство для достижения этой цели.

Таким образом, формирование читательских умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения возможно только при организации системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников, через введение в преподавание учебного предмета специальных приёмов, методов и технологий.







































Обобщение опыта

«Формирование читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения».















Выполнил: учитель начальных классов

Безбородова Е.В.















МОАУ «СОШ №37 г. Орска» 2016г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!