Башмачинская ОСШ
Доклад учителя географии Рахмангуловой С.К.
на тему: «Методические аспекты в подготовке к ЕНТ»
Апрель 2018 г
Методические аспекты применения форм и методов в организации подготовки к сдаче ЕНТ
На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.
Уровень знаний и умений выпускников по предметам должен соответствовать требованиям стандарта, а процедура оценки достижений учащихся должна быть объективной и адекватной этим требованиям. Таким инструментом и стала форма проведения выпускного экзамена (аттестации) выпускника – единое национальное тестирование (далее – ЕНТ), который, в свою очередь, является одной из форм взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования. Основная цель ЕНТ - объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников. Создание условий для успешной сдачи Единого национального тестирования (далле-ЕНТ) – одна из основных задач педагогического коллектива. Главное в достижении результатов-активность ученика, его целеустремленность. Целенаправленную работу по предмету география я начинаю с составления диагностики знаний каждого учащегося, выявления его способностей, психологического напряжения. При выполнении такого вида работы необходимо использовать различные методы и формы, цель которых – помочь выпускнику достичь высоких результатов. Это зависит и от меня самой, от моей профессиональной подготовки и даже от интуиции. Основными направлениями моей деятельности по подготовке учащихся к ЕНТ является целенаправленное использование метода психологической и педагогической диагностики, позволяющей выявить наиболее слабо усвоенные учащимися темы. В целях повышения качества подготовки учащихся к ЕНТ мною разработан и утвержден план мероприятий.
Составляется план работы по подготовке к ЕНТ на новый учебный год с учетом прошедшего года. Разработана система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕНТ, содержащая в себе следующие направления деятельности:
· система работы учителя на уроках ;
· прикладные курсы, расширяющие программу базового обучения (факультатив «Глобальная география»);
· пробные тестирования;
· дополнительные занятия по предмету и индивидуальные консультации.
Учителем ведется мониторинг выполнения требований Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.
Мониторинг ведется по следующим направлениям:
входящий контроль;
контроль текущей успеваемости по четвертям;
полугодовой и годовой срез знаний;
результаты пробных тестирований по предмету.
Тестированные задания составляются согласно разработанным правилам составления тестов. В целях коррекции знаний разрабатываются рекомендации по повышению качества знаний не только текущей успеваемости, но и итоговой аттестации выпускников в форме ЕНТ.
Решение тестов ЕНТ подразумевает комплексный подход к подготовке. Понадобится навык «раскусывать» задания ЕНТ , видеть подвохи, научиться планировать время на экзамене и тратить его с пользой.
I. Техническая подготовка к ЕНТ.
При работе с тестами я приучаю учащихся не делать подробные записи каждого шага своих рассуждений.
Вырабатываю и приучаю детей внимательно и до конца дочитывать вопрос.
Практика показывает, что учащиеся очень часто допускают ошибки в простых несложных вопросах и это не от незнания, а от невнимательности, при разборе заданий. Дети это и сами понимают.
II. Методическая подготовка к ЕНТ.
1. Обеспеченность учащихся литературой.
2. Часто учащиеся при подготовке к ЕНТ пытаются проанализировать как
можно больше вариантов предыдущих лет. Опыт показывает, что такой путь не всегда перспективен.
- не заучивать тесты прошлых лет, а учить теоретический материал по спирали: от простого к сложному в определенной последовательности.
Как правило:
- у школьников не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующего вида.
- у школьника появляется чувство растерянности и полной безнадёжности: заданий так много и все они такие разные, и каждый раз нужно применять соответствующий подход. Нетвёрдо владеющий
общими способами деятельности с учебным материалом школьник через время пытается его вспомнить. Естественно, запомнить все ответы тестовых заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам в подготовке к ЕНТ.
Принципы построения методической подготовки к ЕНТ по географии.
Первый принцип – тематический. Выстраиваю такую подготовку, соблюдая «правило спирали» - от простых типовых заданий до заданий со звёздочками, от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.
Второй принцип – на этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего.
Третий принцип – переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрель – май), когда у школьников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт их применения на заданиях любой степени сложности.
Четвёртый принцип – все тренировочные тесты провожу с жёстким ограничением времени.
Пятый принцип – максимализация нагрузки (по содержанию и по времени) для всех школьников в равной мере. Это необходимо, поскольку тест по определению требует всех ставить в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
III. Психологическая подготовка к ЕНТ
Психологическая служба школы проводит работу с учащимися, тренинги, круглые столы, индивидуальные беседы. Разработаны советы психолога для учащихся и родителей.
1. Прекратить пугать учеников предстоящим ЕНТ и начать формировать в них твёрдое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл: время для подготовки ещё не полностью потеряно. Конечно, не стоит «перегибать палку» и внушать школьнику, что ЕНТ – это легко и просто. Но не нужно и внушать им мысль о полной безнадёжности.
2. Необходимо выбрать цель! Начать с вопроса «Что каждый из вас хочет получить на ЕНТ?» (например, «наберу 100 баллов на ЕНТ»). Таким образом, сразу определяется планируемый результат обучения. Важно, чтобы школьник сам его четко сформулировал для себя. На него следует постоянно ориентироваться. Достойная цель всегда сопряжена с трудностями. Не надо только их преувеличивать.
3. Следует учить школьника технике сдачи теста. Эта техника включает следующее:
а) обучение жесткому постоянному самоконтролю времени;
б) обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;
в) обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после выполнения задания;
г) обучение приёму «спирального движения» по тесту.
4. Следует учить школьника искусству управлять собой.
Основные направления деятельности учителя при подготовке к ЕНТ:
· Прежде всего, это работа на уроке, затем прикладной курс, дополнительные занятия, индивидуальные консультации. Применение элементов новых педагогических технологий. Таких как: обучение в
сотрудничестве (работа в малых группах, в парах), личностно-ориентированный подход, позволяют провести урок с большей эффективностью. Выбор технологии зависит от темы урока и содержания урока, мы все знаем наши современные учебники 10-11 класса и порой материал можно дать лекционно, доступно. Важную роль играет дифференцированный подход к обучению. Учащиеся получают индивидуальные задания, которые позволяют определить уровень базовых знаний основного
курса предмета, с целью последующей коррекции пробелов знаний. Большое значение уделяется тематическому контролю.
С целью отработки навыков тестирования, активизации учения, повышения уровня знаний, для обучения и контроля, самообразования и самоконтроля учащихся на уроках и дополнительных занятиях, применяются различные виды тестов: С целью отработки навыков тестирования, активизации учения, повышения уровня знаний, для обучения и контроля, самообразования и самоконтроля учащихся на уроках и дополнительных занятиях, применяются различные виды тестов:
· Тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов;
· Тесты открытой формы;
· Тесты на установление соответствия;
· Тесты на установление правильной последовательности.
Организация дополнительных занятий и индивидуальных консультаций для учащихся.
Дополнительные занятия по подготовке к ЕНТ проходят, начиная с 10 класса. Ежегодно утверждаются индивидуальный план учителя по подготовке к ЕНТ и календарно-тематическое планирование. Занятия проводятся на бесплатной основе во внеурочное время.
Алгоритм проведения дополнительных занятий:
· Теоретическое повторение материала по блокам, темам.
· Закрепление в виде решения задач, развивающих логику, позволяющих
установить причинно-следственную связь, диктантов на знание терминов, понятий, процессов и другие .
· Тестовый контроль, включающий в себя различные типы тестовых заданий по темам, которые изучаются.
· Главное: краткость, наглядность, сущность.
· Обеспеченность справочным материалом.
Пробные тестирования:
По результатам пробных тестирований ведется мониторинг – это отслеживание результатов с целью коррекции. Проводятся следующие виды мониторингов:
· Мониторинг результатов пробных тестирований.
· Мониторинг результатов пробных тестирований в динамике.
· Мониторинг ошибок, допущенных в тестировании.
· Мониторинг ошибок в динамике.
После результатов пробного тестирования, тестового тематического контроля с целью коррекции знаний проводятся индивидуальные консультации с каждым учащимся. Мониторинг результатов пробного тестирования отслеживает не только учитель-предметник, но и ученик. Обязательно ведется письменный сравнительный анализ допущенных ошибок при пробном тестировании. Также каждый ученик по установленной форме проводит анализ индивидуальных ошибок, допущенных при тестировании. На основе данных мониторингов предметником составляются рекомендации по недопущению ошибок при дальнейших тестированиях.
2. Современные технологические приемы и средства подготовки к ЕНТ.
- Технология интенсивного тренинга («муштрирования»).
- Электронные технологии и тренажеры.
- Технология дистанционной подготовки.
-Технология проектирования для выполнения раздела С.
- Диагностика уровня подготовленности. Текущая и итоговая аттестация.
-Тесты предварительной подготовки, узконаправленные тесты. Тренировочные тесты.
-Контрольное тестирование.
-Критерии экспертизы при проверке тестовых заданий.
- Методические подходы к решению задач.
2.1. Преимущества использования ИКТ:
Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся. Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Наиболее приемлемыми методами обучения (наряду с ИКТ) считаю проблемные (беседа, проблемная ситуация, обобщение), частично-поисковые (наблюдение, синтез, анализ, абстрагирование), исследовательские (исследовательское моделирование, проектирование). Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.