Выступление « ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Исполнитель: учитель Игнатова И.В.
Одним из важнейших вопросов в жизни каждого человека является вопрос о его профессиональной карьере, о поиске, выборе и овладении профессией. В условиях создавшегося рынка труда повышаются требования к специалистам. Они должны обладать профессиональной компетентностью и мобильностью, уметь быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям , овладеть новыми технологиями и профессиями. Эта проблема связана с подготовкой молодёжи к адекватному профессиональному самоопределению.
Однако исследования показывают , что за последнее время возросло число выпускников школ , не имеющих обоснованные профнамерения, и оно сейчас составляет около 50%. Достичь высокого мастерства и добиться профессионального успеха невозможно без сознательного планирования своего труда. Чтобы разработать план, надо поставить перед собой конкретные цели и наметить сроки. Такое планирование лучше осуществить в школьные годы.
Профориентация –это система мероприятий , направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении , становлении и развитии.
Выбор профессии – дело семейное. Конечно, решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет – это очень серьезное подспорье для школьников в профессиональном выборе. Поэтому, мероприятия по профориентации в школе предлагаются вести по таким направлениям:
1) классные часы с учащимися
2) собрания с родителями
3)встречи с представителями различных профессий
4) профориентационная работа на различных уроках ( технологии , ОБЖ и т.д.)
5) экскурсии на предприятия
Профориентационная работа направлена;
- на формирование готовности личности к выбору профессии
- познание индивидуальных особенностей
- анализ профессий
- совместный с учащимися поиск психологического профиля профессии, который бы наилучшим образом соответствовал индивидуальным психологическим особенностям учащихся
- определение и обсуждение с учащимися сложностей и проблем при выборе профессии
- поиск и обсуждение возможных путей решения выявленных проблем
- помощь личностному росту учащихся
- работа с самооценкой, умение принимать решения и брать на себя ответственность за свои действия
- организация пробы сил учащихся (диагностика, анкетирование и др.)
2.Диагностика
Вот одна из анкет , предлагаемых учащимся :
Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости)
Назовите преимущества вашей будущей профессии
Назовите минусы вашей будущей профессии
Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии
Назовите ваши качества характера, которые могут вам помешать приобрести любимую профессию
Кто или что повлияло на выбор вашей будущей профессии
-родители
-родственники
-педагоги
-друзья
-знакомые
-книги и фильмы
-жизненные обстоятельства
-что-то иное
3. Информирование (формула выбора профессии):
Формула выбора профессии .Сделать правильный выбор- значит найти профессию , которая отвечает таким требованиям:
Хочу – это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем детстве, например склонность работы с людьми, техникой или природой.
Могу – это способность человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Выполнению быстрому и качественному.
Надо – социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.
4. Мотивы выбора профессии
Обязательные: интерес, возможность трудоустройства , соответствие своим способностям
Желательные: престижность, высокая зарплата, хорошие условия труда, доступность обучения
Неудачные :советы других людей ,пример знакомых , указания родителей.
5. Возможные ошибки при выборе профессии :
1) Незнание своих способностей
2) автоматический перенос своего интереса к школьному предмету на будущую профессию
3)выбор профессии за компанию с другом
4)активное влияние родителей
5)выбор учебного заведения , которое поближе к дому
6)игнорирование ситуации на рынке труда , там где вы живёте.
В нашей школе проводятся и классные часы и родительские собрания , посвящённые выбору профессии, всевозможное анкетирование , приходят представители различных учебных заведений , различных профессий и также рассказывают учащимся о профессиях и где их можно получить , на всех уроках ведётся разнообразная профориентационная работа.
Моё мнение по этому вопросу , какую бы профессию не приобрели вы , если у вас и ваших родителей нет блата , нет очень хороших знакомств и денег , ни на одну хорошую работу вы не устроитесь .