Государственное бюджетное образовательное учреждение Луганской Народной Республики
«Кировский методический кабинет»
Выступление на тему:
«Актуальные проблемы деятельности школьных библиотек в условиях реализации государственных образовательных стандартов»
Рекиян О.Н.,
методист по фондам учебной литературы
ГБОУ ЛНР «Кировский методический кабинет»
Кировск–2019
В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение - это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.
Следовательно, при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.
В соответствии с поставленными новыми образовательными стандартами задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов.
Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогических работников в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть (цитирую) «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…».
Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новых стандартах предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».
Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой. Вот почему сегодняшний наш семинар проходит на базе Кировской многопрофильной гимназии, где есть как, скажем так, обычная традиционная библиотека, так и электронная библиотека. О ее функционировании расскажет Наталья Владимировна.
Новый статус школьной библиотеки в контексте государственных образовательных стандартов рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию стандартов. И образовательное учреждение, и библиотека преследуют единую цель: способствовать формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.(модель 3-х С: самообразование, самовоспитание, саморазвитие).
Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом.
Осуществить поставленные государственными образовательными стандартами цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.
Все это верно, но если посмотреть на ситуацию реально существующую. Мы увидим, что она сильно отличатся от идеала.
Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение учащихся необходимой литературой. В начале учебного года вы, уважаемые мои коллеги, проводите работу по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки ЛНР к использованию в образовательном процессе и с каталогами издательств. Увы, последние годы мы не формируем централизованный заказ на учебные издания, а пользуемся той учебной литературой, которую получаем в качестве гуманитарной помощи. В школьной библиотеке постоянно ведется прием и обработка поступившей учебной литературы, проводится списание устаревшей по содержанию и ветхой литературы. И, конечно же, в условиях реализации государственных образовательных стандартов, библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку всех участников образовательного процесса.
Пользуясь случаем того, что мы с вами собрались вместе, хочу сообщить, а может быть и просто напомнить, что ежегодно, начиная с 2012 года, 14 февраля отмечается Международный день дарения книг (International Book Giving Day), который объединяет всех, кто дарит книги детям и прививает им любовь к чтению. Я призываю организовать в наших образовательных учреждениях созвучные акции с привлечением общественности.