СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме "Формирование учебной мотивации на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной  дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности. Учитель способен изменить характер учебной мотивации с отрицательного отношения к учёбе на положительное, используя в работе способы формирования мотивации учебной деятельности.

    Остановимся подробнее на описании приёмов, которые можно использовать на разных этапах урока в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Формирование учебной мотивации на уроках в начальной школе"»

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Формирование учебной мотивации на уроках в начальной школе».


Можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной  дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности. Учитель способен изменить характер учебной мотивации с отрицательного отношения к учёбе на положительное, используя в работе способы формирования мотивации учебной деятельности.

Стимулом для этого является похвала, хорошая оценка. Для младших школьников важно:

1. «Учить, играя», ведь игра образ жизни и деятельности ребенка. Играть - это всегда весело, интересно. Во время игры ребёнок подсознательно, без напряжения усваивает и закрепляет информацию.

2. Создать ситуацию успеха для ребенка, формировать веру в собственные силы.

3. Развивать естественную любознательность младшего школьника, сделав процесс обучения интересным.

4. Устанавливать позитивные отношения с родителями школьников. От отношения к школе всей семьи зависит и желание учиться.

4. Научить обучающихся разделять сложные задачи на этапы и выполнять эти этапы последовательно. Это снизит у ребёнка напряжение перед большими и сложными задачами, придаст ему уверенности и научит планировать свою деятельность.

5. Учитывать, что по типу восприятия материала обучающихся условно можно разделить на три типа: визуалы, аудиалы и кинестетики и подбирать такие методы, приёмы и средства обучения, при которых ученик любого из этих типов был бы успешным и чувствовал бы комфортно.

Мотивация обучения на уроке происходит в несколько этапов:

1 – во время этапа первичной мотивации ученик должен понять, что полезного и нового он узнает, где может применять полученные знания.

2 – во время этапа выполнения работы, закрепления и усиления мотивации учитель ориентируется на широкий спектр познавательных и социальных мотивов учения. На данном этапе могут быть использованы чередование различных видов деятельности: репродуктивных и поисковых, устных и письменных, индивидуальных и фронтальных. Важен и метод изложения материала: интересные примеры, опыты, парадоксальные факты, исторические экскурсии, необычная форма представления материала; эмоциональность речи учителя; познавательные игры; дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения.

Особое внимание учитель должен уделять школьной оценке, подключать обучающихся к самооценке и самоконтролю. На формирование положительной мотивации влияет способ ознакомления обучающихся с оценкой. Например, учитель не только констатирует факт, а обязательно хвалит обучающегося за каждое новое достижение в усвоении учебного материала.

3 - во время этапа мотивации завершения урока важно осуществить выход обучающегося из деятельности с положительным собственным опытом и положительной установкой на обучение в будущем. Для формирования такой мотивации не всегда целесообразно говорить об успехах, важно также показать обучающимся их слабые места, чтобы сформировать объективное представление о своих возможностях.

Остановимся подробнее на описании приёмов, которые можно использовать на разных этапах урока. На уроке литературного чтения можно использовать приём «Фантастическая добавка». Обучающимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Аналогичное задание – пересказ от 3-го лица, от лица сказочного героя.

Приём «Прогнозирование». Предлагаем послушать названия нескольких произведений и определить их жанр, с которым будем работать на уроке и обосновать свой ответ.

Приём «Да-нет». Например, даём задание отгадать персонажа детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».

На уроке окружающего мира можно использовать приём «Удивляй». Это мини-сообщения, в которых содержатся интересные и необычные факты, проиллюстрированные картинками.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. Например, сообщаем ребятам, что на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. Приём даёт возможность замотивировать детей, привлечь к следующему уроку, желание приготовить сообщение на данную тему.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, - отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Ребятам предлагаем помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости» как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен обучающимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. Дети сами выбирают фишки: красные – это «гости», жёлтые - это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают задание, написанное на карточке, проверяют выполненное задание и ставят отметку. Затем приглашают нового «гостя».

Интересны для младших школьников игры с предметами, словесные игры. Например, дидактическая игра с природным материалом «Лист». Учащиеся делятся на две команды, учитель по очереди показывает листья деревьев. Задача детей состоит в том, чтобы правильно назвать от какого дерева лист. Побеждает команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов. Данная дидактическая игра может проводится как с целью закрепления, так и с целью проверки знаний учащихся.

Дидактическая игра «Отличный улов». К каждой картинке с изображением животных прикреплена скрепка. Иллюстрации помещаются в аквариум (можно использовать обычную коробку). Учащиеся по одному выходят к аквариуму, учитель дает им удочку с магнитом на конце. Они вылавливают изображение животного и рассказывают все, что о нём знают. Все остальные внимательно слушают, после того как ученик все рассказал он задает вопросы классу. Учитель фиксирует кто отвечает и выставляет баллы за правильные ответы. Побеждает тот, кто наберет большее количество баллов. Игра может проводится с целью проверки знаний после изучения раздела раздела или с целью проверки уже имеющихся у учащихся знаний перед началом его изучения.

Для проведения игры «Среда обитания» необходимо игровое поле, в качестве которого выступает парта, на парте листы бумаги (разные территории), на которых написано название страны и условия, характерные для данной территории. Каждому учащемуся дают несколько карточек с соответствующим названием вида живого организма и его требования к среде обитания. Задача учеников заключается в расселении разных видов организмов на подходящие для них территории, при этом объясняя почему выбрана именно эта территория. За каждое правильное выполнение задачи ученик получает 5 очков, за неправильное — 5 очков отнимается. Побеждает тот, у кого в сумме большее количество очков.

Игра «Живые буквы» . Учащиеся делятся на две команды. Каждому игроку дается карточка с одной из букв, которая прикрепляется на грудь. Учитель читает загадку, а учащиеся, отгадав её, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Команда, которая быстрее справилась с составлением слова получает очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков. Данная дидактическая игра может включать в себя загадки на различную тематику.

Таким образом, формирование мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, важносоздать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе сделать мотивацию устойчивым личностным образованием обучающегося.



Учитель нач. классов Белова Т.Н.











декабрь

2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!