СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: «Опыт работы педагогов центра цифровой и гуманитарной направленности «Точка роста» по развитию функциональной грамотности обучающихся на примере предметной области «Информатика»»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме: "Опыт работы педагогов центра цифровой и гуманитарной направленности «Точка роста» по развитию функциональной грамотности обучающихся на примере предметной области «Информатика»»

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: «Опыт работы педагогов центра цифровой и гуманитарной направленности «Точка роста» по развитию функциональной грамотности обучающихся на примере предметной области «Информатика»»»

Тема:

«Эффективный опыт работы педагогов центра цифровой и гуманитарной направленности «Точка роста» по развитию функциональной грамотности обучающихся на примере предметной области «Информатика»»


Ставропольский край


Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и расположенных в сельской местности и малых городах, и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

С введением ФГОС нового поколения предмет «Информатика» в школьном курсе начинается с 7 класса. Поэтому стало сложнее обучающихся вводить в курс предмета. Всё труднее становиться формировать мировоззрение школьника, его жизненную позицию, закладывать основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности.

В мире, где господствуют такие слова как интернет, социальные сети, дети стали задавать вопрос:

- А зачем нужен вообще предмет «Информатика».

Их не интересуют простые понятия и знания строения компьютера. Вот и начинаешь задумываться над вопросом: «А как сделать более интересным и понятным предмет, заинтересовать.»

Нам, как учителям информатики, необходимо строить каждый урок так, чтобы у всех учеников вызвать устойчивый интерес, сформировать учебную активность и желание творить и познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы – это и есть задача современного учителя. Без применения эффективных педагогических идей, активных форм и методов обучения и компьютерных технологий при подготовке таких уроков здесь не обойтись.

И сегодня как никогда востребованы люди, способные генерировать новые идеи, творчески мыслить; коммуникабельные, контактные в различных социальных группах.

Одна из основных задач, которые мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире – формирование функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность складывается из компьютерной, информационной, коммуникативной, экономической, гражданской, общественно-политической, языковой, бытовой и общей грамотности человека.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, которая предполагает:

  • Знание назначения и пользовательские характеристики основных устройств компьютера.

  • Знание основных видов программного обеспечения.

  • Знание пользовательских интерфейсов.

  • Умение производить поиск, хранение, обработку различных видов информации с помощью соответствующего ПО.

Что очень важно в настоящее время, так как всё больше профессий связано с использованием вычислительной техники от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств.

В настоящее время наш центр образования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста» активно задействован в учебном процессе: в нем проводятся уроки, проходят занятия и мероприятия по внеурочной деятельности.

Огромным преимуществом работы центра стало то, что дети изучают предметы на новом учебном оборудовании.

Информатика – предмет школе не новый, но в центре «Точка роста» он приобрёл новую окраску.

Прошло совсем немного времени с открытия центра «Точка роста» в нашей школе, а он уже стал важнейшим звеном, в котором интересно участвовать и взрослым, и детям.

Быстрый прогресс в области информационных технологий заставляет также быстро изменять содержание курса информатики. Планируя курс информационных технологий, возникает проблема не как научить, а как правильно сформировать практические задания и оценить креативные способности обучающихся во время проведения занятий.

Ориентируясь на цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых предметов «Информатика и информационные технологии», я ставлю цель подготовить учеников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся информационному миру.

На своих уроках я использую компьютерные технологии как источник дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока, формируется особый вид грамотности – информационная, которая предполагает:

  • умение искать информацию, критически её оценивать, выбирать нужную, использовать её и создавать новую.

  • умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации.

Эти умения необходимы в современном динамично развивающемся информационном обществе, где информационные технологии всё глубже проникают в жизнь человека.

Для формирования функциональной грамотности учащихся мной используются следующие технологии.

Первое направление – применение программ-тренажеров. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при изучении нового материала и для отработки уже приобретённых умений. Например, при изучении темы «Клавиатура, её назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер», в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание.

Второе направление – применение программ-тестов, которые мной используются для диагностики и оценки результатов обучения. Что является очень актуальным.

Третье направление – компьютерный эксперимент. Технология компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах. Например, при изучение темы «Компьютерная графика» использую компьютерные модели преобразования цвета на сайте составителя учебника Босовой Л.Л. На её сайте представлены материалы для проведения уроков информатики – это презентации, анимированные модели, уроки на платформе РЭШ, заготовки для практических работ.

Таким образом, развивается логическое мышление учащихся, отрабатывается алгоритм решения задач.

Способность человека делать открытия — не случайное качество, а мощное генетически заложенное средство развития. Поэтому я стараюсь помочь учащимся самореализоваться, почувствовать себя успешными. Для этого использую различные творческие задания. Тема «Компьютерная графика» изучается на протяжении всего курса информатики, т. е. с 5 по 11 класс, потому и уровень заданий соответствует классу. Например, задание в 5 классе это двумерное изображение, а в старших класса это уже трёхмерное и объёмное изображение.

Во внеурочной деятельности, по направлению предметной области «Информатика», в нашем центре «Точка роста» задействованы обучающиеся с 5 по 9 класс.

В 5 классе кружок «Программирование в Scratch». Программа данного курса посвящена обучению школьников началам программирования на примере графического языка Scratch, а также умению работать с данными в текстовых документах.

В 6 классе кружок «Графика 3-D моделирование. Создание презентаций Libre Office.org Impress». Программа данного курса посвящена обучению школьников умению работать с растровой и векторной графикой, умению создавать трехмерные модели в различных программах, а так же умению создавать презентации в различных компьютерных программах.

В 7 классе кружок «Азы программирования» и в 8 классе «Программирование на современном языке Python», программы данных курсов посвящены обучению школьников различным аспектам программирования.

В 9 классе кружок «Веб-разработка сайтов». Программа данного курса направлена на получение учащимися теоретических и практических знаний в области современной информатики, касающейся работы с данными, сетевыми технологиями, веб-разработкой.

Все занятия курсов направлены на развитие мышления, логики, творческого потенциала учеников. Повышение компьютерной грамотности и компетентности учащихся, способствует развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов к информационным технологиям. Создание условий для формирования интереса к профессиям связанным с мультипликацией, дизайном.

В будущем полученные знания особенно пригодятся тем ребятам, которые планируют учиться по специальностям технической направленности.

Для меня центр «Точка роста» стала главной составляющей в моей работе. В обучении и выявлении талантливых обучающихся.

Подробно остановлюсь на двух кружках.

Кружок «Азы программирования» посещают учащиеся 7-го класса. На занятиях ребята познают основы программирования на примере графической среды Scratch. С удовольствием и желанием ребята составляют алгоритмы, проявляя свои лучшие качества как: работать в группе, взаимопомощь. Итогом работы кружка является проект. В этом году мы выбрали тему: «Разработка викторины по ПДД в среде Scratch». Проект, над которым работают ребята, позволяет:

– разработать алгоритм создания викторины, посвящённой правилам дорожного движения;

– развивать познавательный интерес у учащихся, умения применять имеющиеся знания по работе в середе программирования Scratch на практике, мыслить логически, осуществлять самоконтроль и взаимный контроль;

– воспитывать творческое отношение к работе, самостоятельность, умение оценивать и ценить чужой труд.

В процессе работы над проектом обязательно разбираются ситуации из жизни. Начиная с таких понятий как: светофор, цвет светофора, дорога, разметка на дороге. А также повторяются правила дорожного движения, которые обучающиеся должны знать и помнить всегда.

Кружок «Веб-разработка сайтов» посещают учащиеся 9 класса. Тяжело вовлекать учащихся старших классов в кружки дополнительного образования. Для этого приходиться на своём примере показывать результат их будущих работ. И мне это удалось. Редкие пропуски занятий тому пример.

На занятиях с ребятами мы более подробно рассматриваем темы: интернет, сайт, строение и создание сайта. Результатом работы будет проект: страница сайта «Школа нашими глазами».

Применяя интерактивные формы обучения, учитывающие интересы ребенка, его возможности, отношение к предмету, освоение им проблемно-поисковых методов всё это является огромной помощью в организации проектно-исследовательской деятельности. Создавая Web-страницу или свой сайт, дети учатся анализировать и решать различные проблемы, воспитывают в себе культуру сотрудничества, умение управлять своей деятельностью, высокую мотивацию саморазвития.

Перед созданием сайта, мы с ребятами разбираем структуру. Просматриваем примеры сайтов на данную тему и постепенно, ребята приходят к своему сайту, своему видению темы.

Занятия строю на деятельной основе с применением проблемно – исследовательской, проектной и игровой технологии, что обеспечивает развитие познавательной деятельности учащихся, через проблемные задания. Предлагаю основу, а ребята должны ее «обыграть». Например, при составлении кода цвета страницы. Ребята самостоятельно выводят код цветовой палитры. При том я достигаю следующие цели: побудить интерес к изучению предмета и показать его глубину и необходимость в реальной жизни.

На занятиях обучающиеся показывают хорошие навыки владения компьютером, умения представлять и защищать свои интересы, грамотно выражать свои мысли, показывая глубокие знания теоретического материала, умение оценивать работы других учащихся, творчески работать с тегами HTML, Web-страницами.

Все знания, умения и практический опыт поможет ребятам, которые хотят связать себя с программированием, построением и созданием сайтов, в выборе будущей профессии.

Педагоги активно используют оборудование Центра в образовательных целях: демонстрация видеофильмов, видеоуроков, проводят практические занятия.

Простым примером может быть изучение финансовой грамотности. Просмотр и участие в онлайн-уроках, с использованием таких образовательных платформ как: resh.edu.ru – российская электронная школа, сайт проекта «Онлайн-уроки финансовой грамотности», банк заданий проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».

Помимо этого, овладение новыми знаниями и компетенциями, работа в условиях коворкинг-центра с использованием медиа-зоны позволяет детям 8-11 классов совершенствовать коммуникативные навыки, креативность, стратегическое и пространственное мышление на более современном оборудовании.

Доступ к работе в Центре для всех обучающихся является равным. Поэтому двери открыты для всех классов.

 Центр «Точка роста» - бесценный ресурс формирования современных цифровых компетенций у обучающихся так и педагогических работников в современном мире.

С помощью "Точки роста" можно не только выявить талантливых детей, но и позволить каждому из них выбрать интересующее направление и реализовать на практике свои способности.  

По моему мнению, профессию учителя можно сравнить с мифологической птицей Феникс – символом вечного обновления. Для преподавателя информатики это особенно важно, т.к. очень быстро устаревает компьютерная техника и программное обеспечение к ней. Поэтому для высокой эффективности процесса обучения учителю необходимо повышать своё педагогическое мастерство, совершенствовать себя. Что я и делаю: участвую в различных заочных и дистанционных конкурсах, прохожу профессиональную переподготовку на курсах повышения квалификации по разным направлениям.

Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Учить сегодня – сложная задача,

Ученье, как вершина, нас зовёт.

Быть современным, грамотным,

А это значит – учить себя, чтоб двигаться вперёд!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!