СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: «Повышение качества образования обучающихся на школьном логопункте в условиях введения ФГОС»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: «Повышение качества образования обучающихся на школьном логопункте в условиях введения ФГОС»»

Выступление на педсовете по теме:

«Повышение качества образования обучающихся на школьном логопункте  в условиях введения ФГОС»

                                                        

                                        

                                                                                Подготовила:

                                                        учитель-логопед

                                                                   Звягинцева Е.Н.


  Современные дети сильно изменились. Замещение игры как ведущего вида деятельности дошкольника занятиями учебного типа приводит к трудностям развития, несформированности произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивает формирование психологической готовности к школьному обучению. Дети мало читают, что приводит к трудностям, связанным со смысловым анализом текстов; несформированности внутреннего плана действий; трудностям логического мышления и воображения. Ограниченность общения со сверстниками во внеурочное время приводит к нарушению коммуникативной функции. Число детей, не умеющих работать самостоятельно, детей со снижением познавательной активности и с трудностями обучения увеличивается. Растет и число детей с различными речевыми нарушениями.

   Изменения, происходящие в обществе и в развитии современных детей, вызвали

необходимость разработки и внедрения в школу новых подходов к системе обучения и воспитания - Федеральных государственных образовательных стандартов  (ФГОС).

    Введение ФГОС в систему образования требует и от учителя-логопеда нового подхода к планированию и проведению логопедических занятий с младшими школьниками в общеобразовательной школе. Новый образовательный стандарт нацелен на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося путём освоения различных способов деятельности. Главное - не знания, а умения их добывать и ими пользоваться. Следовательно, перед логопедом стоит задача не только корригировать речевой дефект, но и добиваться развития детей с нарушением речи через всевозможные виды деятельности, т.е. во главу ставится деятельностный подход в коррекции  речевых нарушений.

   Образование нацелено не только на предметные результаты, но и указывает на важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках учебного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации). Учителю-логопеду придется задуматься о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных действий, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования.

   Особенности речевого развития младших школьников, обучающихся на логопункте общеобразовательной школы.

В настоящее время очень важно учитывать логопедические проблемы учащихся общеобразовательной школы. Трудности усвоения письменной речи испытывают примерно 25 % от общего числа учеников в классе. У учащихся с речевыми нарушениями наблюдается низкая познавательная потребность, что влияет на учебную мотивацию, и, в итоге, на усвоение программного материала по предметам.

Если  проанализировать распределение специфических ошибок в зависимости от выполняемого типа заданий, то наибольшее количество ошибок допускается учащимися в заданиях, которые требуют от ребенка последовательного, развернутого ответа, выражения собственного мнения, приведение доказательств.

То есть отмечается увеличение специфических ошибок в заданиях, определяющих познавательные умения учащихся, и эти же задания оказываются трудновыполнимыми для них.

Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики и интонационно-выразительных средств, связной речи. Следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка являются: недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи.

 У учащихся с ОНР наблюдается качественное своеобразие в использовании речевых средств, проявляющиеся в особенностях употребления частей речи, построения предложения, недостаточном использовании инициативных высказываний, неумении пользоваться выразительными средствами речи, что создает определенные барьеры в процессе общения. Данная категория детей испытывает трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели.

 Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, нарушена моторика. Таким детям трудно сохранить усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия.

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности.

 С началом обучения в школе требования к речи ребенка повышаются: во-первых, язык и система его средств становятся предметом специального обучения, во-вторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как основной ее формы. С другой стороны, общение вне учебной ситуации также усложняется. Установление социальных контактов подразумевает использование всех вербальных и невербальных средств общения младшего школьника и включает в себя умение начать и завершить разговор, привлечь внимание собеседника, слушать и понимать его, эмоционально сопереживать ему, задавать вопросы, отвечать на них, проявлять свое активное отношение. 

Ценностно-ориентированный подход к развитию личности ребенка предполагает использование таких методов, технологий и форм логопедической работы, которые помогли бы ему усвоить навыки речевой и учебно-практической деятельности, способствовали социализации, вхождению в единое информационное пространство общества путем получения соответствующего образования.

Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой. В рамках данного подхода коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей.

Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе учебы изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Это высказывание лежит в основе логопедической работы. Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:

  • единство диагностики и коррекции (один из важнейших принципов);

  • деятельностный принцип коррекции (уч-ся упражняются в правильном звукопроизношении, закрепляют в интересной форме лексико-грамматические категории, развивают связную речь, получают хороший опыт общения друг с другом и с взрослыми);

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

  • комплексность методов психологического воздействия (этот принцип позволяет использовать в обучении детей с ОНР всё многообразие методов, приемов и средств – методы игровой коррекции, рисование крупами, пальчиковая гимнастика и т.д.);

  • активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком (с этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков уч-ся, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях, родительские собрания).

Одним из важнейших условий организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. Исходя из данных особенностей детей с общим недоразвитием речи, перед учителем-логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

   Значимость логопедической работы в формировании универсальных учебных действий у учащихся с речевой патологией трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы, и создание современных программ по преодолению нарушений чтения и письма. Своевременная и действенная коррекционная работа предупредит или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов, будет способствовать повышению качества образования и тем самым подготовит эту категорию учащихся к дальнейшему обучению в средней и старшей школе, что является важнейшим условием их интеграции в систему общего образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.

  3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов

  4. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О.А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

  5. Планируемые результаты начального общего образования. Пособие для учителей под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М., Просвещение, 2009 г.

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителей под ред. А.С. Асмолова, М., Просвещение, 2008 г.

  7.  Иванова Н. В. Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и ее формирование на логопедических занятиях // Логопед, 2007, №3.

  8.  Шипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 4.