Приёмы обучения в инклюзивном классе
(на примере математики)
Лев Семёнович Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.
Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включённое образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
До недавнего времени, обучение детей с ОВЗ носило исключительно индивидуальный характер. Группы данных детей курировались специальными педагогами в специальных учебных организациях.
В настоящее время каждый имеет право решать, где и как ему учиться. Образование стало доступным для всех.
Инклюзивное образование играет важную роль в саморазвитии каждого ребенка. Дети с ОВЗ приобретают навыки саморазвития, самосовершенствования, укрепляют своё положение в социуме.
Одна из главных проблем, которые приходится решать учителю на уроке — это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающие — дети, плохо подготовленные к учебному материалу, имеющие низкий уровень интеллектуальных способностей. Работать с такими детьми сложно во многом из-за того, что у таких детей нет элементарного интереса к предмету, отсутствует стимул хорошо учиться, а давление со стороны учителей и родителей лишь усугубляет ситуацию.
Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?
В практике можно применять большое количество разнообразных приёмов. Заслуживает внимания такой приём, как «алгоритмическая деятельность». Этот приём НЕ приводит к стандартизации мышления, не подавляет творчество, но даёт возможность усвоить обязательный уровень знаний наиболее слабым обучающимся. Следует выделить 3 этапа работы с этим приёмом при обучении решению задач:
-
схема к задаче, включающая условие и вопрос задачи;
-
составление плана решения (что главное? Что от чего зависит? Как можно найти ответ на вопрос задачи?);
-
анализ решения задачи, т.е. сам ученик рассказывает как решал задачу, почему в такой последовательности, почему выбрал данное арифметическое действие сначала, потом …
Данный навык учитель начинает формировать через «рассказ», «объяснение» на конкретной задаче. Для закрепления и отработки алгоритма решения задач идёт в практической работе на уроке. При этом я использую разные формы работы: фронтальный — всем классом проговаривая каждый этап, групповой — здесь нужно рационально организовать, объединить детей в группу (когда более «сильный» ученик показывает дополнительный пример более слабым обучающимся), индивидуальный — это наиболее результативная форма работы. Для того, чтобы выявить тех учащихся, которые что-то не поняли, провожу небольшие самостоятельные работы, и оказываю им оперативную помощь.
Как один из эффективных приёмов считаю использование «памяток», в которых записаны правила и образцы выполнения заданий (всем хорошо известен факт, что у слабоуспевающих детей есть проблема с запоминанием. Здесь учителю поможет работа с чертежами, рисунками, схемами, таблицами. Всё это способствует развитию зрительной памяти).
Составлена памятка для каждого слабого обучающегося, где указана приёмы работы с учебным материалом (с учебником математики). Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно работать или при дистанционном обучении.
Запомни и действуй:
-
Прочитай содержание параграфа или отдельного пункта;
-
Выдели новые, непонятные слова и выражения. Выясни их значение через разные источники;
-
Сформулируй себе вопросы по теме и ответь на них;
-
Выпиши основные понятия;
-
Внимательно разбери схему, таблицу, чертёж, рисунок, …;
-
Попробуй составить схему, используя свои обозначения;
-
Прочитай ещё раз, предварительно поставив цель «Запомнить»;
-
Ответь на вопросы, если они есть в конце параграфа учебника.
Отметила, что большой интерес вызывает у учащихся решение задач жизненного характера. Практико-ориентированные задачи:
-
1. Необходимо добраться от Переславля-Залесского до Ярославля. Расстояние - 120 км, скорость - 40 км/ч. Найти время в пути.
-
Какова будет стоимость вегетарианского борща, если 0,5 кг капусты стоит 85 руб., 0,5 кг картошки– 70 руб., 0,2 кг свёклы – 45 руб., 0,2 лука – 40руб., 0,4 кг моркови – 50 руб.
-
Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Ещё один момент, ньюанс, который следует учитывать в работе с такими детьми — это рациональное распределение учебного материала. Он должен даваться в определённой последовательности и степень трудности нарастает постепенно, по мере усвоения фактического материала.
В работе со слабоуспевающими обучающимися следует отмечать и поощрять малейшие удачи, даже незначительные сдвиги — это вселяет уверенность в ребёнка.
Учитель всегда помнит — в центре внимания — ученик! Я никогда не сравниваю детей между собой, но обязательно показываю достижения ребёнка по сравнению с его предварительным (вчерашним) достижением.
Использую систему разноуровневых домашних заданий: дозировка, творческий характер, соизмерение объёма домашнего задания и сложность с возможностями каждого ученика. Например, слабоуспевающий решает задачу на движение, а сильные ученики — самостоятельно придумать аналогичную задачу. Или решать уравнения «по аналогии» с примерами и составить собственные уравнения.
Подготовке к ГВЭ по математике
Особое значение уделяю подготвке к ГВЭ по математике. Цель: мотивация и успешное прохождение экзамена.
На консультациях я неоднократно использую бланки ответов, анализируем вместе с ребятами ошибки заполнения, особенности записи ответов. Тем не менее, обучающиеся не всегда обращают внимание на образцы цифр и букв, некорректно записывают ответы (используют в записи единицы измерения величин, вместо запятой – точку, разделяют точкой с запятой ответы в заданиях на соответствие).
Систематически провожу внутришкольный мониторинг, который позволяет проверить уровень усвоения материала и определить пробелы в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу с обучающимися. Мониторинг и диагностика проводится на основе экзаменационных материалов.
По результатам мониторинга можно определить набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, западающих для всего класса и для каждого обучающегося в отдельности.
Организация повторения
Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение разделов курса математики 5–6-х классов, алгебры и геометрии 7–9-х классов и и систематический мониторинг продвижения отдельных обучающихся по ликвидации пробелов за основную школу.
На каждом уроке включаю материал на повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ГВЭ.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов обучающихся по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.
Для организации разного уровня обучения и обобщающего повторения обучающиеся с ОВЗ разбиваются на 3 группы.
1 группа - группа «риска» - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». Необходимо учесть, чтобы обучающиеся первой группы уверенно выполняли 3 задания.
Обучающиеся:
1) должны выучить всю теорию;
2) научиться решать все типы заданий базового уровня;
3) на контрольных работах, тестах не списывать.
2 группа - обучающиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями, то есть применять ЗУН в измененной ситуации. Обучающиеся этой группы должны выполнять от 4 до 7 заданий.
А для этого они:
1) должны выучить всю теорию;
2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;
3) уметь объяснять, почему так решаешь;
4) уметь решать задачи на уравнения, проценты.
3 группа - обучающиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, которые умеют решать задания самой высокой сложности, то есть применять ЗУН в новой ситуации. (8-10 заданий).
Обучающиеся этой группы:
1) должны выучить всю теорию;
2) научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;
3) уметь объяснять, почему так решаешь;
4) знать теорию геометрии;
5) знать материал по теории вероятности и статистике.
Я провожу консультацию раз в неделю для всех обучающихся. А по пятницам консультирую обучающихся заинтересованных в высоком балле за экзамен. Отвечаю на вопросы, вместе анализируем их ошибки, разбираем типы заданий. Рекомендовала всем завести тетрадь для подготовки к экзамену, в которых последние несколько страниц отвести под формулы и свойства, записывая их здесь по мере решения задач; рекомендую рассмотреть видеоуроки по различным темам, которые вызвали затруднение, интерактивные тесты. Непременное условие хорошей результативности экзамена – это стремление самого обучающегося к успеху.
Карта мониторинга
Решение задач ГВЭ на уроках и консультациях, при этом можно начинать с заданий обязательного уровня, затем постепенно их усложнять, учитывая индивидуальные особенности обучающегося. Предлагаю домашнее задание: тренировочные работы. Для этого я использую дидактические материалы, где они знакомятся с разнообразием заданий, проверяют уровень своих знаний, в случае затруднения просматривают правильное решение или выносят вопросы на консультацию.
- обучаю приёму «спирального движения» по тесту, отметить то, что кажется простым, понятным и лёгким, выполнить задания, которые можно выполнить без раздумий.
- обучаю обучающихся внимательному и осмысленному прочтению текстов задач, в том числе и геометрических, а также выбору оптимальной стратегии их решения.
-проверяю полученный результат решения.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов обучающихся по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.
Интернет-ресурсы при подготовке к ГВЭ
-
СДАМ ГИА: РЕШУ ГВЭ (https://math9-gve.sdamgia.ru)
-
Инфоурок (https://infourok.ru)
-
Мультиурок (https://multiurok.ru)
-
ФИПИ (https://fipi.ru)
Работа учителя (как должна строится):
-
каждый урок - продолжение предыдущего;
-
многократное повторение основного материала;
-
учёт низкой скорости чтения, счета и письма;
-
для лучшего запоминания чаще предлагать однотипные задания;
-
задания, идущие от простого к сложному;
-
постоянно поддерживать у ребёнка уверенность в своих силах;
-
нужно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить через некоторое время;
-
не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения;
-
использовать зрительные опоры, схемы, таблицы.