ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ:
«Применение элементов технологии критического мышления на уроках биологии»
Работу выполнила
Учитель биологии Казаковцева В.М
Орлов 2025
Технология критического мышления на уроках биологии.
Ж.Пиаже писал, что к 14 – 16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. В настоящее время Педагоги пришли к выводу, что, хотя получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически.
В современной школе используется много различных методов обучения и одной из них является технология критического мышления.
Развитие критического мышления - не простая задача. Нет окончательно заданных путей, которые ведут к критическому мышлению. Однако существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:
1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
2. Давать возможность учащимся размышлять.
3. Принимать различные идеи и мнения.
4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления.
При этом учащиеся должны:
1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;
2. Активно участвовать в учебном процессе;
3. С уважением выслушивать различные мнения;
4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.
Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность обучающихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
ТКМ - образовательная технология — совокупность приёмов, направленная:
сначала заинтересовать ученика (пробудит в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец,
помочь обобщить приобретённые знания.
Три этапа
Вызов
Осмысление новой информации
Рефлексия
Первая стадия – вызов. Как вы уже знаете,
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить обучающегося к активной работе на уроке и дома.
Учение становится активным, обучающийся целенаправленно думает, выражает свои мысли собственными словами.
Вторая стадия – осмысление.
Эта стадия позволяет обучающемуся:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия.
Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На данном этапе происходит выведение знаний на уровень понимания и применения, идет рефлексия своего процесса учения.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Как вы уже знаете, элементы новизны содержатся в приемах работы с учащимися на каждом этапе урока.
Главная цель технологии – научить обучающегося самостоятельно под руководством учителя добывать знания, развивать умения и навыки, вырабатывать свое мнение .
Урок, построенный по ТКМ состоит из трех основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия.
1. Вызов – побуждение к деятельности.
Цель первой стадии – активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучаемой теме.
На данном этапе урока происходит вызов того, что учащийся знает по данной теме. Это заставляет анализировать собственные знания и думать о теме, которую ему предстоит разбирать.
Происходит активизация материала. Участие обучаемых становится активным.
Предлагаю подумать над вопросом о теме урока.
Заполняется таблица З-У-Х
На основе колонки хочу знать, обучающиеся сами формулируют цель урока.
Всегда следуем на уроке правилу: «Любое мнение ценно»!
На начальной стадии урока может применяться прием «Корзина идей, понятий, имен». Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой проблеме урока. Условно в корзине собирается все, что ученики знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинку». В нее могут сбрасываться факты, мнения, имена, проблемы, понятия.
Либо обучающимся могут предлагаться сигнальные слова по теме. Обучающиеся после осмысления (работа в группа, в парах) обмениваются полученными результатами. Все слова, которые не нашли своего объяснения, заносятся в графу «Хочу знать».
На 2 этапе урока - осмысление важно поддержать активность, интерес к теме, созданную во время стадии вызова. Могут применять такие приемы как,
Работа с текстом.
Прием «Работа с текстом» инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Система маркировки текста. Прием осуществляется в несколько этапов. Читая текст они его маркируют.
• V «галочка» (то, что уже известно)
• знак «минус» (то, что противоречит представлению)
• + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)
• ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
• Заносят данные в таблицу.
Затем последовательно обсуждаются моменты каждой графы. Прием является средством отслеживания понимания материала.
3.ВЗАИМООПРОС. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.
Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
4.Прием «Мозговой штурм» - решение той или иной проблемы.
По ходу решения проблемы учащиеся заносят свои предположения в в тетрадь « Мои предположения» и «Новая информация».
На этой стадии урока также осуществляются;
5.Решение задач по теме.
6. проведение лабораторных работ, опытов.
Лабораторные работы, их характер должен измениться.
Сейчас учащимся предлагается четкий алгоритм л.р. В жизненных же ситуациях ученик оказывается в позиции исследователя, следовательно, и л.р. необходимо построить так, чтобы ученики осуществляли микроисследование.
Работа с электронным практикумом по теме: « сердце»
Интересным является прием составление кластера – это графическая организация материала, показывающая смысловые того или иного понятия. Составление кластера позволяет ученику свободно думать по поводу любой темы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. «Наглядный мозговой штурм»: Мысли не громоздятся, а гроздятся.
3 этап – рефлексия (размышлении) - на этой стадии урока вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу, выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её.
На данном этапе урока заполняется графа «УЗНАЛ», излагается основная идея урока.
А также учащимся предлагается закончить записанные на доске предложения:
-А я и не знал …
-На будущее мне надо иметь в виду …
-Самым сложным для мен сегодня было …
Это прием учит детей анализировать свою деятельность, материал закрепляется путем многократного повторения.
*Учащимся может быть предложено, выразить свое настроение на разных этапах урока.
Интересным приемом является написание синквейна . Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам
1 строка – существительное
2 – два прилагательных
3 строка – 3 глагола, описывающих действие по теме
4 строка – фраза, высказывающая свое отношение к теме урока.
5 строка- слово, резюме, которое дает новую интерпретацию темы, ученик выражает свое отношение к теме.
Писать стихи за несколько минут сложно. Но данная стихотворная форма, по ТКМ позволяет справиться с этим почти всем.
ИТАК, Данная технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр задач: обучающих, воспитательных и развивающих.
Целью биологического образования является формирование не только ключевых, но и предметных компетенций – это формирование здорового образа жизни. Сейчас много социальных роликов о вреде курения и алкоголя на организм, видео.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии являются, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких образов, они сокращают время обучения. Использование электронных информационных объектов активизирует образное мышление уч-ся. Повышает их интерес к изучаемому предмету, усиливает мотивацию.
У каждого учителя приемы развития КМ свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают обучающемуся конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии КМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.
Итак, применение приемов ТКМ обеспечивает
Формирование ключевых компетенций
ТРКМ позволяет ученикам хорошо овладеть набором теоретических знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций, т.е. способствует формированию следующих компетенций:
• 1) Образовательная (формируются знания о работе сердца)
• 2) Учебно-познавательная (элементы общеучебной деятельности: целеполагание, анализ, рефлексия, самооценка, приемы решения учебно-познавательных задач).
• 3) Информационная ( поиск, анализ, отбор необходимой информации).
• 4) Коммуникативная ( взаимодействие в группе).
• 5) Социально-трудовая ( роли эксперта, специалиста, учителя, ученика).
• 6) Личностного самосовершенствования ( правила профилактики, формирование ЗОЖ).
• Усиливает мотивацию
• Развивает самостоятельную деятельность
• Активизирует мышление
• Всестороннее развивает навыки и умения учащихся
• Вырабатывает системное логическое мышление.
Итак, главными слагаемыми урока должны быть комфорт, творчество и развитие, формирование ключевых и предметных компетенций.
Список используемой литературы:
1.Антонова Е.В. Развитие критического мышления через чтение и письмо,2010
2. Исмаева Р.Н. Развитие критического мышления, Бишкек, 2010г.
3. Каменская А.А. Введение в общую биологию М., 2008г.
4. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8класс М., 2007г.
5. Кулев А.В. Общая биология, 11класс, методическое пособие – СПб: «Паритет», 2001. Мухина В.С. Возрастная психология, М., Академия 1999г
6. Национальная доктрина образования в РФ Учительская газета, №43, 2000.
7. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М., 2009.
8.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Творческий центр.- М, 1996.
9. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии, - М, Народное образование, 1998г.
10. Сиратюк И. Н. Обучение детей с учетом психофизиологических особенностей. М., 1998.
11. Сиротина Л.М. Использование на уроках химии и биологии элементов технологии развития критического мышления. 2009.
12. Холодная М.А. Когнитивные стили, о природе индивидуальности ума. М., 2005.
13.Щебланова О.Р. Психологическая диагностика одаренности школьника. М., 1998.
14. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Педагогическое общество России., М- 2007.
15. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.