СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «Применение элементов технологии критического мышления на уроках биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления предполагает трёхфазовую структуру урока: стадия вызова, стадия осмысления содержания и стадия рефлексии. 

Некоторые приёмы, которые можно использовать на уроках биологии с применением этой технологии:

  • «Верные и неверные суждения». Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить, верно ли оно или неверно. Например, при изучении темы «Класс Паукообразные» ученикам предлагают выбрать верные утверждения из предложенных. 
  • «Корзина» идей, понятий, имён. Приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает ученикам за определённое время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. 
  • «Кластер». Приём развивает у учащихся умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов. 
  • «Тонкие и толстые вопросы». Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, толстые — вопросы проблемного характера. 
  • «Закончить текст». Приём предполагает прочтение учащимися текста и на основе анализа его завершение. 

Применение приёмов развития критического мышления на уроках биологии позволяет сделать работу более эффективной, интересной и творческой, помогает сформировать у учащихся отношение к себе и к миру, повысить их коммуникативный потенциал. 

Просмотр содержимого документа
«ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «Применение элементов технологии критического мышления на уроках биологии»»











ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ:

«Применение элементов технологии критического мышления на уроках биологии»















Работу выполнила

Учитель биологии Казаковцева В.М



















Орлов 2025











Технология критического мышления на уроках биологии.

Ж.Пиаже писал, что к 14 – 16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления.  В настоящее время Педагоги пришли к выводу, что, хотя получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически.

В современной школе используется много различных методов обучения и одной из них является технология критического мышления.

 Развитие критического мышления - не простая задача. Нет окончательно заданных путей, которые ведут к критическому мышлению. Однако существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:

1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

2. Давать возможность учащимся размышлять.

3. Принимать различные идеи и мнения.

4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.

5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.

7. Ценить проявление критического мышления.

При этом учащиеся должны:

1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;

2. Активно участвовать в учебном процессе;

3. С уважением выслушивать различные мнения;

4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность обучающихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

ТКМ - образовательная технология — совокупность приёмов, направленная: 
сначала заинтересовать ученика (пробудит в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, 
помочь обобщить приобретённые знания.

Три этапа

  Вызов

  Осмысление новой информации

  Рефлексия

Первая стадия – вызов.  Как вы уже знаете,

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить обучающегося к активной работе на уроке и дома. 

 Учение становится активным, обучающийся целенаправленно думает, выражает свои мысли собственными словами.

Вторая стадия – осмысление. 

Эта стадия позволяет обучающемуся:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

   Третья стадия – рефлексия.

 Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На данном этапе  происходит выведение знаний на уровень понимания и применения, идет рефлексия своего процесса учения.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное,  как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

   В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?  Как вы уже знаете, элементы новизны содержатся в приемах работы с учащимися на каждом  этапе урока.

Главная цель технологии – научить обучающегося самостоятельно под руководством учителя добывать знания, развивать умения и навыки, вырабатывать свое мнение .

Урок,  построенный по ТКМ состоит из трех основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия.

1.      Вызов – побуждение к деятельности.

Цель первой стадии – активизация ранее полученных знаний, создание  ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучаемой теме.

На данном этапе урока происходит вызов того, что учащийся знает по данной теме. Это заставляет анализировать собственные знания и думать о теме, которую ему предстоит разбирать.

Происходит активизация  материала.  Участие  обучаемых становится активным.

Предлагаю подумать над вопросом  о теме урока.  

Заполняется таблица З-У-Х

На основе колонки  хочу знать,  обучающиеся   сами  формулируют  цель урока.

Всегда следуем на уроке правилу: «Любое мнение ценно»!

На начальной стадии урока может применяться прием  «Корзина идей, понятий, имен».  Этот  прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой проблеме урока. Условно в корзине собирается все, что ученики знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинку». В нее могут сбрасываться  факты, мнения, имена, проблемы, понятия.

Либо обучающимся могут предлагаться сигнальные слова по теме.  Обучающиеся после осмысления (работа в группа, в парах) обмениваются полученными результатами. Все слова, которые не нашли своего объяснения, заносятся в графу «Хочу знать».

На 2 этапе урока -  осмысление важно поддержать активность, интерес к теме, созданную во время стадии вызова. Могут применять такие приемы как,

  1. Работа с текстом.

 Прием «Работа с текстом» инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Система маркировки текста. Прием осуществляется в несколько этапов. Читая текст они его маркируют.

•         V «галочка» (то, что уже известно)

•         знак «минус» (то, что противоречит представлению)

•         + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

•         ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

•         Заносят данные в таблицу.

Затем последовательно обсуждаются моменты каждой графы. Прием является  средством отслеживания понимания материала.

3.ВЗАИМООПРОС. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.

Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

4.Прием «Мозговой штурм» -  решение той или иной проблемы.

По ходу решения проблемы учащиеся заносят свои предположения в в тетрадь « Мои предположения» и «Новая информация».

На этой стадии урока также  осуществляются;

5.Решение задач по теме.

6. проведение лабораторных работ, опытов.

Лабораторные работы, их характер должен измениться.

 Сейчас учащимся предлагается четкий алгоритм л.р. В жизненных же ситуациях ученик оказывается в позиции исследователя, следовательно, и л.р. необходимо построить так, чтобы ученики осуществляли микроисследование.

Работа с электронным практикумом по  теме: « сердце»

Интересным является прием составление кластера – это графическая организация материала, показывающая смысловые того или иного понятия. Составление кластера позволяет ученику свободно думать по поводу любой темы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. «Наглядный мозговой штурм»: Мысли не громоздятся, а гроздятся.

3 этап – рефлексия (размышлении) -  на этой стадии урока  вырабатывается собственное отношение  к изучаемому материалу,  выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её. 

На данном этапе урока  заполняется графа «УЗНАЛ»,  излагается основная идея урока.

А также учащимся  предлагается закончить записанные на доске предложения:

-А я и не знал …

-На будущее мне надо иметь в виду …

-Самым сложным для мен сегодня  было …

Это прием  учит   детей анализировать свою деятельность, материал закрепляется путем многократного повторения.

*Учащимся может быть предложено, выразить свое настроение на разных этапах урока.

Интересным приемом является написание синквейна . Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам

1 строка – существительное

2 – два  прилагательных

3 строка – 3 глагола, описывающих действие по теме

4 строка – фраза, высказывающая свое отношение к теме урока.

5 строка- слово, резюме, которое дает новую интерпретацию темы, ученик выражает свое отношение к теме.

Писать стихи за несколько минут сложно. Но данная стихотворная форма, по ТКМ позволяет справиться с этим почти всем.

ИТАК, Данная технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр задач: обучающих, воспитательных и развивающих.

Целью биологического образования является формирование не только ключевых, но и предметных компетенций – это формирование здорового образа жизни. Сейчас  много социальных роликов о вреде курения и алкоголя на организм, видео.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии являются, которые позволяют представить учебный материал  как систему ярких образов, они сокращают время обучения. Использование электронных информационных объектов активизирует образное мышление уч-ся. Повышает их интерес к изучаемому предмету, усиливает мотивацию.

У каждого учителя приемы развития КМ  свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают обучающемуся конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии КМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.

Итак, применение приемов ТКМ  обеспечивает                     

         Формирование ключевых компетенций

ТРКМ позволяет ученикам хорошо овладеть набором теоретических знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций, т.е. способствует формированию следующих компетенций:

•         1) Образовательная  (формируются знания о работе сердца)

•         2) Учебно-познавательная (элементы общеучебной деятельности: целеполагание, анализ, рефлексия, самооценка, приемы решения учебно-познавательных задач).

•         3) Информационная ( поиск, анализ, отбор необходимой информации).

•         4) Коммуникативная ( взаимодействие в группе).

•         5) Социально-трудовая ( роли эксперта, специалиста, учителя, ученика).

•         6) Личностного самосовершенствования ( правила профилактики, формирование ЗОЖ).

•         Усиливает  мотивацию

•         Развивает  самостоятельную  деятельность

•         Активизирует мышление

•         Всестороннее развивает  навыки  и умения  учащихся

•         Вырабатывает  системное  логическое  мышление.

Итак, главными слагаемыми урока должны быть комфорт, творчество и развитие, формирование ключевых и предметных компетенций.

Список используемой литературы:

1.Антонова Е.В. Развитие критического мышления через чтение и письмо,2010

2. Исмаева Р.Н. Развитие критического мышления, Бишкек, 2010г.

3. Каменская А.А. Введение в общую биологию М., 2008г.

4. Колесов Д.В. Биология. Человек. 8класс М., 2007г.

5. Кулев А.В. Общая биология, 11класс, методическое пособие – СПб: «Паритет», 2001. Мухина В.С. Возрастная психология, М., Академия 1999г

6. Национальная доктрина образования в РФ Учительская газета, №43, 2000.

7. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М., 2009.

8.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Творческий центр.- М, 1996.

9. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии, - М, Народное образование, 1998г.

10. Сиратюк И. Н. Обучение детей с учетом психофизиологических особенностей. М., 1998.

11. Сиротина Л.М. Использование на уроках химии и биологии элементов технологии развития критического мышления. 2009.

12. Холодная М.А. Когнитивные стили, о природе индивидуальности ума. М., 2005.

13.Щебланова О.Р. Психологическая диагностика одаренности школьника. М., 1998.

14. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Педагогическое общество России., М- 2007.

15. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.