СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме : "Применение игровых технологий как метод инновационного подхода на уроках в школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме : "Применение игровых технологий  как метод инновационного подхода  на уроках в школе".

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме : "Применение игровых технологий как метод инновационного подхода на уроках в школе".»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Латненская поселковая СОШ









Методическое портфолио


«Применение игровых технологий
как метод инновационного подхода
на уроках в школе.
»







Учитель нач.классов

Глухова Л.А.





2018 г.


Содержание:

  1. Введение.

Образование в начальной школе – фундамент дальнейшего учебного процесса ………3

  1. Цель игровых технологий в начальной школе ……………………………………………..3

  2. Виды игровых технологий …………………………………………………………………...4

  3. Классификация педагогических игр …………………………………………………………5

  4. Игровые технологии на уроках русского языка……………………………………………..8

  5. Игровые технологии на уроках математики………………………………………………..15

  6. Игровые технологии на уроках литературного чтения…….………………………………18

  7. Игровые технологии на уроках окружающего мира………………..……………………...22

  8. Игровые технологии на уроках изобразительного искусства………………..……………24

  9. Заключение……………………………………………………………………………………25

  10. Список используемой литературы…………………………………………………………..27





































«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости

и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

Сегодня перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Образование в начальной школе – фундамент дальнейшего учебного процесса. Если ребенок усваивает простейшие понятия, в старших классах ему легко даются сложные предметы. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы учащиеся показывали хорошие результаты в обучении. Детям 6-9 лет неинтересно изучать сухую теорию. Поэтому многими учителями используется игровая технология в начальной школе, позволяющая сделать уроки яркими и запоминающимися.

Задача учителя - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.
Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.
Цель игровых технологий в начальной школе Традиционный подход в обучении ориентирован на средний уровень образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что ребята теряют интерес к обучению. Они продолжают ходить в школу потому, что «так нужно». Хорошие оценки стараются при этом заработать дети для того, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу родителей. Игровая технология в начальной школе направлена на разогрев интереса ребят к основным предметам. Это математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем. Еще одна цель игры – укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребят, которые не уверены в себе.

Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи: Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи. Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе. Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса. Большинство педагогов считает, что игровая технология в начальной школе должна стать приоритетным направлением в организации учебного процесса у ребят младшего возраста.

Виды игровых технологий Все игры, которые могут использоваться в процессе обучения, разделяют на группы: обучающие, развивающие, репродуктивные, диагностические. Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу. В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее. Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически. Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью. Независимо от вида, каждая игра имеет четкую структуру и должна включать: роли, которые берут на себя играющие, игровые действия, сюжет. Для совершенствования учебного процесса в начальной школе могут использоваться два основных метода: ролевые игры на уроке, а также соревнования. Последний вариант в большей степени мотивирует ребят к обучению. Каждый ребенок стремится получить знания, чтобы стать лучшим.

Игровые педагогические технологии должны использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен присутствовать эффект неожиданности. Лучшего результата удастся достичь педагогу, если он будет совмещать традиционное обучение с игровым. Ребята не должны идти на урок, заведомо зная, что он пройдет в нестандартной форме.

Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения. К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

· В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

· Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

· Как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Классификация педагогических игр:

- По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

- По характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

- По характеру игровой методики:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

- По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Так как в учебном процессе решаются еще задачи воспитания толерантности и укрепления взаимопонимания между участниками игры.

Какова же цель игры на уроке ?

Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

 - идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.


Игры занимают одно из приоритетных мест в моей педагогической практике, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и увлекательной деятельность учащихся на творческо-поисковом уровне.    

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять.

В практике своей педагогической деятельности использую разнообразные игровые технологии.

Учащимся младшего школьного возраста очень нравятся развивающие игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить и развить свои способности, включающие их в соревнование с другими детьми. Участие детей в игровой деятельности на уроке способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые пригодятся детям в их будущей взрослой жизни. В дидактических играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию и прогнозированию, предметная деятельность, логика, формируются умения и навыки делового взаимодействия с другими людьми. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в действии, привести эти знания в систему.

Используя игры -

  • Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;

  • Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

  • На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;

  • Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

А также ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.

Использование игр и игровых ситуаций на уроках

При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  •  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют  роли контролёра, судьи, учителя и т.д.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

 Применение игровой технологии даёт возможность  сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. 

 Игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.

 Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Подбирая игры и игровые упражнения к уроку, я стараюсь учитывать познавательные интересы и сохранные психические качества личности учащихся своего класса, поэтому предпочтение отдаю таким играм, которые вызывают непосредственный интерес у детей, предоставляют возможность каждому ребенку проявить свои способности, обеспечивают развитие уровня самостоятельности в поиске знаний и формировании умений и навыков.

Используя дидактические игры на уроке, я обязательно продумываю систему заслуженного поощрения за успехи, причем, не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию в ней применения новых знаний, умений и навыков. Планируя урок, я стараюсь использовать игры, которые направлены на развитие разных способностей, потому что детям неинтересно на протяжении всего урока выполнять одни и те же или сходные действия, вследствие которых они быстро устают и урок не приносит желаемого результата. Для учащихся очень важна сменяемость заданий, требующая мобилизации разных способностей: умения сосредотачивать внимание, логично мыслить, фантазировать, шутить. Однако, чередуя разные игры, я стараюсь не переусердствовать, используя лишь тот объем, который доступен восприятию учащихся моего класса. Подбирая игры, всегда слежу за уровнем сложности заданий, потому что использование трудных для учащихся вариантов игры может привести к тому, что у них пропадет интерес.

В практике своей педагогической деятельности мне нравится использовать дидактические игры, игры-соревнования, игры-путешествия, деловые игры, сюжетно-ролевые игры, игры с использованием сказочных и литературных персонажей, главное, чтобы игра была интересна и посильна для учащихся, потому что познавательный интерес нужно удовлетворять сразу, пока он не угас. Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из Интернет-ресурсов, многие придумываю сама, опираясь на тему и идею урока, многие идеи к таким урокам подсказывают сами дети. Учащихся младших классов нетрудно заинтересовать математикой, письмом или чтением, ведь самое обычное решение примеров или упражнение на усвоение правил правописания можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной: для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, например, пускай один из любимых сказочных персонажей обратится к ребятам за помощью – тут даже самый слабый ученик активно включится в мыслительную деятельность, желая прийти на выручку попавшему в затруднение герою. Можно включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание. Игровую форму занятий на уроках я использую как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Очень гармонично на уроках в начальной школе используются предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры, игры- драматизации. Уроки закрепления изученной темы стараюсь проводить в нетрадиционной форме: урок–соревнование, урок–конкурс, урок–путешествие, урок–КВН, урок–путешествие.

Во многих дидактических играх, которые я использую на уроках, заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети  стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр стараюсь проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт. Для развития воображения и творчества детей использую игры на составление рассказов, например, «Рассказ по картинкам»: предлагаю ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок, придумать продолжение, можно усложнить задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой. Одна из сложных задач, стоящих перед учащимися начальной школы – научиться правильно и красиво писать. В этом мне помогают пальчиковые игры, основанные на инсценировке каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения, достигает хорошего развития мелкой моторики рук.

На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока мы слышим от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Игровые технологии на уроках русского языка. Предмет «Русский язык» является одним из наименее любимых у ребят младшего школьного возраста. Если же провести урок в игровой форме, учителю удастся получить отличный результат. Быстро запомнить новые правила помогают игры-упражнения. Педагог предлагает каждому ученику составить кроссворд или ребус, касающийся основных аспектов русского языка, изученных ранее. Здесь можно использовать соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные ребусы рассматриваются на уроках, автор получает положительную отметку в дневнике. Такая игровая технология может применяться во втором или третьем классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний.

Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут игры-путешествия. Педагог может заранее продумать сценарий нестандартного урока, на котором ребята отправятся в гости в страну Букваринию или яркий Алфавитный сад, где на деревьях будут расти не обычные плоды, а буквы. Игры-путешествия помогают развивать фантазию ребят, закреплять учебный материал. Малыши гораздо быстрее запомнят предмет, если он будет ассоциироваться с положительными эмоциями. Закрепить выученный материал помогут также игры-соревнования. Педагог разделяет класс на две команды. Далее ребятам предлагается решить поставленные задачи (исправить ошибки в предложениях, вставить пропущенные буквосочетания, исправить пунктуационные ошибки). За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Побеждает та, которая к концу игры имеет больше баллов. В качестве приза учащиеся могут быть освобождены от выполнения домашнего задания.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры, которые я применяю на своих уроках.

I. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.


I 


рыбка 


вьюга 


чулок 


II 


подъезд 


склад 


ворона 


дубки 


варенье 


чучело 


съемка 


град 


ворота 


гриб 


ручьи 


чум 


подъем 


клад 


воробей 



II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.


огород 


парк 


море 


школа 


столовая 


зоопарк 


гря-ки 


доро-ки 


пло-цы 


кни-ки 


хле-цы 


кле-ка 


кали-ка 


бере-ки 


фла-ки 


обло-ки 


пиро-ки 


марты-ка 


реди-ка 


ду-ки 


ло-ки 


тетра-ка 


сли-ки 


тра-ка 


морко-ка 


ли-ки 


остро-ки 


промока-ка 


голу-цы 


реше-ка 


Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.


III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк



лыжи

санки

коньки


Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)


IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями и игровыми приёмами.

Вот некоторые из них.

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК


КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА


БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА







КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ





Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

Закончи предложения:


У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли ………….

Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.


Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков.

И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

На данный момент у меня 3 класс .Одной из основных тем 3-4 класса является изучение частей речи. Учащиеся при изучении имени существительного, имени прилагательного, глагола, испытывают трудности. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Приведу примеры игр по теме «Глагол»

Закрепление понятия о глаголе


Игра “Найди глаголы”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.


Материал для игры:

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,


Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,


В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье


Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

( П. Башмаков).


Игра “Кто больше?”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.


Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.

Материал для игры:

1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.


Игра “Что делать? Что сделать?”

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Материал для игры:

Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.


Игра “Объясни значение”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с многозначностью слова.

Содержание. Играют 3 команды по 3 человека. На доске записаны слова в 3 столбика словосочетаний с многозначными глаголами. Задача игроков: объяснить значение глагола в каждом словосочетании. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Изменение глаголов по числам


Игра “Кто как кричит?”

Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

Коровы - (мычат),

куры - (кудахчут),


Свиньи – (хрюкают),

вороны - (каркают),


Собаки – (лают),

воробьи - (чирикают),


Кошки -(мяукают),

кукушки - (кукуют),


Утки - (крякают),

соловьи - (поют),


Гуси - (шипят),

лягушки – (квакают),



Игра “Кто что делает?”

Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.


Материал для игры:

Повара - (варят)

ветры – (дуют)


Кузнецы - (куют)

ручьи – (текут)


Маляры - (красят)

цветы - (цветут)


Строители - (строят)

травы - (зеленеют)


Врачи – (лечат)

дожди – (идут)



Изменение глаголов по временам

Игра “Какое время?”

Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.

Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.


Длинной шеей поверчу -

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут – положу:

Человеку послужу.


Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.





Игра “Кто внимательнее?”

Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно записан на доске.

Осторожно ветер

Пожурил за что-то


Из калитки вышел,

Воробьёв знакомых


Постучал в окошко,

И, расправив бодро


Пробежал по крыше,

Молодые крылья,


Поиграл немного

Полетел куда-то


Ветками черёмух,

Вперегонку с пылью.


Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс - “л”. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.


Игра “Замени одним глаголом ”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.


Материал для игры:

Совать нос,

дать стрекача,


Клевать носом,

выходить из себя,


Зарубить на носу,

чесать языки,


Унести ноги,

бить баклуши,


Надуть губы,

ломать голову,


Заговаривать зубы,

водить за нос.



Игра “Закончи пословицу”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.

Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.


Материал для игры:

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).



Игра “Раскрой скобки”

Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Содержание. Играют 2 человека или 2 команды по 5 человек. На доске записано 2 текста, в которых есть глаголы с частицей не.

Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Класс оценивает работу игроков. Если играют 2 команды игроков по 5 человек, то каждый игрок раскрывает только одну скобку.

Материал для игры:

Нам сказали: в Новый год

Дед Мороз к нам в дом придёт.

Мы /не/ ели, мы / не/ пили,

Никуда мы /не/ ходили,

/Не / гуляли, /не/ играли-

Дед Мороза в гости ждали.

Оказался он не дед,

А дядя Стёпа, наш сосед!


Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками


И /не/ клади на грязный стол.

/Не/ перегибай книгу и

/ Не/ загибай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То /не/ забудь её вернуть в срок..


Игра “Найди своё слово”

Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.


Материал для игры:


Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный.


Главный результат своей работы я вижу в том, что дети начинают по-другому относиться к слову и сами становятся авторами языковых игр, то есть активными творцами.

Я уверена, что обучать ребёнка необходимо радостью, воспитывать его с большей любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале.


Игровые технологии на уроках математики.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Уроки с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством повышения качества обучения и воспитания, т.к. введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры.

Отдельные упражнения из занимательной математики, математические игры могут доставлять детям удовольствие и служить средством разумного отдыха. Надо только умело подбирать математические задания, чтобы они вызывали интерес у младших школьников, ибо возбудить интерес детей к математике – это главная цель.

Игровая деятельность на уроках математики повышает интерес детей, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Игра делает некоторые элементы урока эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой, стройность мыслей при решении логической задачи.

Математика – это предмет, целью которого является обучение ребят не только счету, но и логическому мышлению. Интересный урок математики может включать в себя следующие игры: «Лишний предмет».

На магнитной доске учитель выставляет ряд предметов, один из которых отличается по форме, цвету или значению. Ребята должны определить, какой предмет лишний и обосновать свою точку зрения.

«Веселый трамвай». Учитель раздает учащимся карточки с цифрами от 1 до 10. Далее вызывается трамвай под номером 10. В него должны сесть пассажиры с номерами с общей суммой 10 (к примеру, 3 и 7 или 2, 3 и 5 и т. д.). Таким образом учитель поступает и с остальными цифрами. Игра помогает детям в первом классе запоминать составы чисел.

«Назови следующее число». Все ребята стоят в кругу. В центре находится учитель, который бросает мячик выбранному ученику и называет число от 1 до 9. Школьник должен назвать следующее число и вернуть мяч педагогу.

«Назови фигуры». На белом полотне (это может быть магнитная доска) с помощью различных геометрических фигур составлен сказочный персонаж. Ребята должны назвать, какие виды фигур используются, подсчитать сколько их. В дальнейшем из полученных фигур каждый может составить другое изображение (домик, собачку, цветок и т. д.)

«Ворота». Игра также направлена на изучение состава чисел. К доске приглашаются двое ребят, которые с помощью рук создают ворота. Им дается определенное число от 2 до 10. Остальным учащимся также раздаются карточки с числами. Каждый должен найти себе пару, чтобы пройти через ворота. К примеру, чтобы пройти через число 8, необходимо иметь карточки 6 и 2.

Существуют и другие примеры игровых технологий в начальной школе, которые могут использоваться на уроках математики. Все они направлены на закрепления материала, который дети получают на традиционных уроках

Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют ролевые игры. Математические игры бывают связаны с определёнными сюжетами. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры: «Поймай рыбку», «Футбол», «Борьба за цифру», «День и ночь» и т.д. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Полёт в космос», «Найди дорогу» и др. или военизированные сюжеты: «Преодолей посты».

Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон».

Игра «Поймай рыбку».

На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан пример: 7+8 9+6 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и решают выражения. Остальные выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведённого на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в игре.

Игра «Самый быстрый почтальон».

Учитель раздаёт пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).

Кто быстрее и правильнее разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания (умножения и деления), внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Например, дать самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к её решению для каждого ученика разная.

Например, хорошо подготовленным ученикам предложить решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение, а слабо успевающим ученикам – составить задачу по краткой записи и закончить её решение.

Карточка 1.

                                        Цена             Количество             Стоимость

1-й покупатель         одинаковая              7м                   ? на 18 р. больше

2-й покупатель         одинаковая              5м                               ?

Составить задачу по краткой записи и реши её выражением.


Карточка 2.

                                       Цена              Количество            Стоимость

1-й покупатель         одинаковая              7м                   ? на 18р. Больше

2-й покупатель         одинаковая              5м                              ?

Решение:

  1. 7 - 5=… (м)…

  2. 18: …= (м)…

       3)

       4)

Объяснить цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.

На таких уроках ставится цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть спортсменами.

В завершении задания на доске написать фамилии учащихся, справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, дать индивидуальную  помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.

На уроках надо часто включать и логические игры, в которых путём несложных умозаключений можно получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.

Вот как можно проводить некоторые игры.

Лучший лётчик.

Провести небольшую беседу по вопросам: «Кто хочет стать лётчиком?», «Что он должен хорошо знать и уметь?». Дети обобщают: «Лётчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно вести свой самолет. И прежде всего он должен правильно вести расчёты».

Чтобы лётчиком стать,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка, друзья,

Лётчикам поможет математика.

На доске записаны три столбика выражений, под ними – рисунки самолетов. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный.

4   7   5                3   4   5                   8   6   7

3+2                      2+2                         5+3

5   6   7                8   9   7                   10   9   7

4+2                     10 – 3                      10 – 1  

Класс делится на три команды. В каждой назначаются лётчики. Они по команде и по очереди вычисляют значения выражений, начиная с нижнего, обводят ответ и ведут свой самолет по намеченному курсу.

В конце игры подводятся итоги.

Учитель показывает на выражение. Контролёры подтверждают ответ или исправляют ошибку, если она допущена. Определяют лучшего лётчика. Допущенные ошибки анализируются.

 Математические ручейки.

Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Сказать, что только что прошёл необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеёк самый быстрый, какой раньше достигнет озера?

По сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание, на умножение или деление и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа.  Составив новое выражение, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

Забей мяч в корзину.

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут)  как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

Во многих дидактических играх, таких как «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.

Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе.

В математике на уроках путешествиях с применением транспортных средств и сказочных героев использую такие названия станций:

Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.

Помогайка. Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Знайка. Изучение нового материала.

Поиграйка. Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.

В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.

Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

 При закреплении, повторении, объяснении нового материала использую следующие игры:
«Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы)
* «Найди ошибку» (100,200,300,500,600,400,700,900,800,1000)
* «Чей домик» (10, 20, 20, ?,40,?и т.д.)
* «Когда это было», «Соберем урожай», «Кто больше» (примеры)
* «Интеллектуальная разминка».
* Сколько пальцев на 2 руках?
*  Сколько недель в месяце?
*  Порядковый номер пятницы в неделе?
* Наименьшее двузначное число?
* Какого числа последний день года?
* « Продолжите числовые ряды»
1.         2 3 4 5 6 7… …
2.         9 8 7 6 5 4… …
3.         28 29 30 31 32 33 34… …
4.         3 5 7 9 11 13 … …

«Провоцирующие задачи». 
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.
Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.
У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.

Тестовые вопросы. Целесообразно использовать этот прием при закреплении учебных навыков. Например:  ученику необходимо быстро ответить на вопросы учителя.

   На доске записано число 36. 

1) Назовите число: а) большее 36; б) меньшее 36.

2) представьте число 36 в виде суммы: а) двух равных слагаемых; б) двух неравных слагаемых; в) трех неравных слагаемых; г) трех равных слагаемых.

3) назовите дополнение числа 36: а) до 100; б) до 1000.

4) представьте число 36 в виде произведения: а) двух равных множителей; б) двух неравных множителей


Игровые технологии на уроках литературного чтения. Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к этому предмету. Наиболее эффективными считаются различные сценки и спектакли, посвященные определенному литературному произведению. Ролевые игры вообще помогают развивать творческие способности ребят. Благодаря таким нестандартным урокам многие дети еще в начальной школе решают посвятить свою дальнейшую жизнь театру. Мои дети принимают участие в школьном театральном кружке.

После изучения определенного произведения педагог предлагает ребятам поставить собственный спектакль. Ученики стараются хорошо запомнить свои слова, чтобы красиво смотреться на сцене. Использование игровых технологий в такой форме позволяет развивать память у ребят, творческие способности. Кроме того, таким образом учащиеся отлично разбираются в пройденном материале. Ребята буквально проживают жизнью конкретного литературного персонажа. Хорошие результаты также дает игра-импровизация. На одном из уроков педагог предлагает ребятам сочинить собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофон. Затем ребята прослушивают свое произведение, анализируют его. Часто такие импровизированные рассказы получаются достаточно смешными. Урок в игровой форме пробудит интерес у ребят к изучению литературы. Кроме того, импровизация способствует развитию фантазии.

На уроках литературного чтения использую творческие работы, которые оживляют процесс обучения, вызывают у детей радость, воодушевление,


Работа с пословицами.

Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.

На таких уроках дети выполняют задания:

1)собирать пословицы на какую-нибудь тему;

2)продолжить пословицы:

(Детям раздаю карточки, где даны начало и конец пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы).


Пословицы для карточек.

-Нет друга – ищи …

-Друзья познаются …

- Сам пропадай,…

-На нашел – береги.

-… в беде.

-… а товарища выручай.

3)закончить историю пословицей (читаем какой-нибудь текст, а заканчиваем пословицей);

4)придумать небольшие рассказы по двум пословицам, по выбору;

5)нарисуй к пословице картинку;

6)сочини сам пословицу.


Работа с загадками.

Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

Сначала на первых уроках разбираем, как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не прямо, а с намеком.

Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении.

Жёлтая монетка-

В небе видим нередко.

(Солнышко)

Попозже будет объявлен конкурс на лучшую загадку.


Сочинение сказки.

Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.

Дети еще в первом классе знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения.

-Сегодня мы сочиним сказку про маленькую тучку. Наша сказка так и будет называться «Сказка про Тучку»

- Наша сказка будет состоять из трех частей. В первой части расскажем о том, как появилась Тучка на небе, во второй части – о приключениях маленькой Тучки, в третьей – о том, как она вернулась в свой дом.

Я даю начало сказки:

-Высоко-высоко в небе, на самой вершине горы стоял Тучкин домик. (Дети описывают домик).

-В домике жили мохнатые снежинки. Они веселились и танцевали. Наконец им захотелось прогуляться, полетать по небу.

(Так ведется дальнейшая работа).

Я задаю вопросы, дети отвечают. И так коллективно сочиняется сказка. Дети дома оформляют ее.


Во ΙΙ-ΙΙΙ классах дети сами сочиняют самостоятельно.

Сочинение стихотворения.

Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.

Сначала детей знакомлю, чем же проза отличается от стихотворения. Детей приведу к выводу:

Стихи отличаются:

1)ритмом

2)рифмой

3)выразительностью, яркостью;

4)краткостью, точностью.

-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и мы с вами вначале поучимся рифмовать.


1) Игра «Кто больше подберет рифм».

-Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:

Пирожок – рожок, горшок…

Даль – медаль, жаль, печаль…

Грач – плеч, передач, циркач…

2) Игра «Скажи в рифму».

Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?

(стрекоза)

3) Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Снегирек.

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(обсуши нам снегирька.)

4) Сочинение стихотворения.

Я приведу (примеры) – работы своих учеников.


Выглянуло солнце,

Лучик золотой.

Прямо мне в оконце.

Весело с тобой.

Солнышко пригреет-

Птицы запоют.

Радостью повеет.

Дни хорошие придут


Подарили мне щенка,

Я довольною была.

А кормить пришёлся срок-

Ну не ест он, мой щенок.

Я ему конфетку дам,

И бананчик отломлю.

И скажу ему: «Ам, ам»

И селёдкой покормлю.

Помогите мне, друзья,

Накормить моего щенка.

1.Когда готовимся писать сочинение- описание, я провожу такую работу. Например, тема «Зима».

Дети должны подобрать как можно больше прилагательных.

Снежинки – ажурные, причудливые, пушистые, искусные.

Небо – лазурное, изумрудное, голубое.

Тишина – торжественная, мёртвая, таинственная.

Солнце – янтарное, золотистое

Тени от деревьев – лиловые, фиолетовые.


На тему «весна» я даю существительные: дети эти предметы охарактеризуют.

Берёзки – молодые, белоствольные, зеленокудрые.

Ручейки – говорливые, хрустальные…

Птички – певчие…

Облака – бирюзовые…

Травка – молодая…

Затем дети пишут сочинение.


Следующий вид творческой работы – это работа с фразеологизмами.

Даётся, например, изображение кошки.

Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?

Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.

1. Живут как кошка с собакой – что это значит?

2. Между ними чёрная кошка пробежала – ? и т. д.


Очень интересное занятие – рисовать картинки к фразеологическим оборотам. Дети сами составляют фразеологические словари.


К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений:

Сочинение – повествование;

Сочинение – повествование с элементами описания;

Сочинение – описание;

Сочинение – рассуждение;

Сочинение заметок в газету

Выпуск стенной газеты и т. д.


Игровые технологии на уроках окружающего мира. С интересом к предмету обычно проблем не возникает. Даже в сухой форме малыши хотят узнавать, почему земля круглая и зачем поют птицы. Важно также развивать фантазию ребят, их физические данные. Поэтому часто педагоги прибегают к проведению уроков по окружающему миру на свежем воздухе. Здесь ребята активно проводят время, получают заряд бодрости и параллельно изучают местную флору и фауну. Наиболее актуально проводить занятия такого рода в сентябре и мае, когда погодные условия располагают к обучению. - Начиная со второго полугодия в первом классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний, можно проводить уроки в форме следующих игр:

«Четвертый лишний». Урок может проводиться с использованием проектора или магнитной доски и заранее подготовленных материалов. Ребятам предлагаются четыре представителя флоры или фауны. Необходимо определить, кто является лишним. К примеру, лошадь, кошка, собака, таракан. Последний относится к группе насекомых, поэтому лишний.

«Паутина». Учитель задает вопрос школьнику. При правильном ответе ученик получает клубочек шерстяных ниток. Далее ребенок сам задает вопрос и перелает клубочек следующему. В конце игры получается паутина, которая показывает тесную взаимосвязь между отдельными компонентами природы.

Игры проводятся на различных этапах урока:

- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы);

-проверка домашнего задания (Игра-лото, графический диктант или тестовые задания;

- изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.);

- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);

- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).

Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.

Например: при изучении темы «Что и кто?» проводится игра-поручение «Живой уголок». Первоклассники получают поручение поместить животное в соответствующие условия проживания, подобрать корм и средства ухода.

Во втором классе игровые приёмы усложняются, могут проводится в течение целого урока – это игры-путешествия, игры – заочные экскурсии, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото. В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность. Например: при изучении темы «Поселок, где мы живём» - обучающиеся выступают в роли фотокорреспондентов, журналистов, редакторов, экологов и в ходе урока создают газету.

В третьем классе используются сюжетно-ролевые игры.

Игра «Зимовье зверей», познавательная игра «Эти удивительные птицы», «Своя игра «Удивительный мир растений и животных», «Создание Красной книги Воронежской области», «Азбука здоровья».

Для того, чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю на своих уроках элементы информационных технологий, использую информацию из Интернета, провожу занятия с использованием мультимедийного проектора.

ГДЕ РАСТЕТ?

Задача: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Игровые действия: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ И ТРАВЫ

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

Задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Игровые действия: учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.

ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ

Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.

Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.

ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова)

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звезд, тот и победитель.

Кто из этих животных не живет в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса)

Все ли эти птицы занесены в Красную книгу? (1-утка-мандаринка,2-сокол,3-воробей)

Какой из грибов ядовитый? (1-белый гриб,2-дождевик, 3-белый навозник).

Все ли перечисленные растения являются лекарствами? (1-крапива,2-колокольчик,3-синий василек)

Кого называют королем грызунов? (1-суслик,2-бобр,3-хомяк)

Назовите лекарственные растения? 91-ель,2- береза,3-клен)

Кого называют глазастым охотником? (1-варан, 2- стрекоза,3-лягушка)

Какого жука называют опасным преступником? (1-майский жук,2-колорадский жук, 3-жук-олень)

Все ли перечисленные змеи ядовитые? (1-гадюка, 2-уж, 3-кобра)

Какое из этих животных живет в пустыне? (1-верблюд, 2-тигр, 3-волк)

Назовите перелетных птиц (1-кукушка, 2-ласточка, 3-стриж)

О какой птице загадка:

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегули, на ходу ли-

Им с ходулей не сойти.(1-зарянка,2-ворона, 3-журавль).

Назови детенышей

Задача: знать название детенышей домашних и диких животных.

Игровые действия: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.

Съедобное и несъедобное

Задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

Эстафета цветов – «Шаг-цветок»

Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Назвал растение – шаг вперед, повторился с названием или не сказал – оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту.

УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗАПАХИ

Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона. Желательно добавить несколько цветущих растений (бархатцы, душистый табак, душистый горошек и т.д.) каждый образец положить в баночку с крышкой, играющие должны по запаху определить название цветка.

ПОСТАВЬ НА СВОЕ МЕСТО

Игровые действия: школьникам (3-4человека) раздают по одной карточке, на которой написаны названия растений. Предлагается все слова разместить по группам

Примерный набор: сурепка, яблоня, томаты, хризантемы, огурец, алыча, пырей, абрикос, кольраби, патиссоны, камелия, лебеда, айва, осот, перец, флокс, гладиолус, черешня, лук.

Группы: плодовые, сорные, декоративные, овощные.


Игровые технологии на уроках изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства являются для младших школьников наиболее любимыми, а для учителей – одними из самых сложных. Порой уроки изо требуют от учителя большей подготовки, чем уроки по другим предметам: необходимо подобрать зрительный ряд, музыкальное сопровождение, продумать, как заинтересовать учащихся, чтобы они рисовали с удовольствием.

Одним из ведущих методов, используемых на уроках изо, является метод игровых ситуаций. Создать игровые ситуации на уроках рисования можно с помощью сказок. Самый первый урок изо всегда начинается со сказки «Старичок Бардачок». Эта сказка настраивает учащихся на запоминание и соблюдение правил, помогающих организовывать рабочее место. В результате первоклассники даже на первых уроках практически никогда не проливают воду и не роняют краски. И что самое удивительное – в классе не бывает того шума, который обычно сопровождает уроки творчества.

Игровая ситуация

« Волшебные палочки»

( Тема: «Три основных цвета. Смешивание цветов».)

- Что умеют делать волшебники? Они могут превращать одни предметы в другие, делать некрасивое красивым, а трудное – легким. Что им в этом помогает? Волшебна палочка.

Хороший художник – тоже волшебник. Он способен увидеть прекрасное в самом обычном предмете или явлении и показать это всем. А что художнику помогает творить чудеса? Ведь у него нет волшебной палочки! Зато у него есть кисть. Кисть, как волшебная палочка, может, например, превратить один цвет в другой.

Смешаем две краски – красную и желтую. Что получилось? Разве это не волшебство? А теперь смешаем желтую и синюю краски. Опять волшебство!

Значит, вы тоже волшебники. Давайте теперь попробуем превратить наши разноцветные пятна в воздушные шарики. Дорисуйте ниточки и блики – у вас получится очень красивая работа!


Сказка «Морозные узоры и Снежная королева»

(Тема: «Морозные узоры на окне».)

- Видели ли вы морозные узоры на окне? Откуда они берутся? Что это такое?

Ученые считаю, что это замершие на стекле капельки воды. А сказочники уверяют, что их рисует своим волшебным морозным дыханием Снежная королева. Она любит украшать все вокруг: деревья, кусты, заборы. Провода, крыши домов. Но особенно ей удается ледяные картины на окнах. Снежная королева расписывает стекла причудливыми серебристо – белыми мазками, из которых складываются удивительной красоты растения с резными листьями и диковинными цветами. Люди, любуясь этими картинами, забывают про холод и перестают грустить о теплом лете.

Снежная королева любит не только рисовать сама, но и наблюдать за работой художников. Может, это она у них подсматривает узоры? Увидев, красивый рисунок, Снежная королева радуется и смеется, и тогда на землю начинают падать звездочки – снежинки.

Кто хочет порадовать снежную королеву? Тогда приступим к работе.


Сказка «Веселая кисточка»

(Тема: «Чем и как работают художники».)

- Жили - были у одного мальчика разные кисточки. Одни кисточки были широкими и рисовали только толстые линии и большие пятна. Другие кисточки – средние рисовали линии потоньше. И были еще совсем тонкие линии.

Однажды все кисточки ушли в гости к знакомому художнику. Дома осталась только одна кисточка. Мальчику вдруг очень захотелось рисовать. Он взял лист бумаги, обмакнул кисть в краску и замер. Время шло, а он не рисовал. Что случилось? Оказывается, юный художник не знал, как одной кисточкой можно изобразить разные линии. Вдруг кисточка в его руке заговорила: «Если тебе надо изобразить широкую линию, представляй, что я еду на лыжах, и нажимай на меня посильнее – получится широкая линия. А если тебе надо провести тоненькую линию, представляй, что я хрупкая балерина и порхаю над сценой, едва касаясь ее своими туфельками. Ты тоже чуть касайся бумаги самым кончиком кисти». Мальчик очень удивился, что кисточка умеет разговаривать, но воспользовался ее советами, и у него получился замечательный рисунок.

Попробуйте и вы нарисовать одной кисточкой разные линии.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:

«Анаграммы». 
Решите анаграммы
НИАВД - ДИВАН      СЕОТТ - ТЕСТО     КАОЛД - ЛОДКА
СЛОТ -СТОЛ              РАКЫШ - КРЫША
ГИАР –ИГРА                КООН - ОКНО
 «Ребусы». 
1очка (одиночка)     1бор (разбор)     ш1а (школа)             ф1а (фраза)         2д (парад)
100Л(стол)                7Я (семья) и т.д.
«Умозаключения» 
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад              (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река             (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение         (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра           (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма         (слагаемое, равенство, множитель, результат);
                


Заключение.

Преимущества использования игровых технологий .

  • способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

  • несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

  • идет передача опыта старших поколений младшим;

  • способствует использованию знаний в новой ситуации;

  • является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

  • способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Недостатки при использовании игровых технологий следующие:

  • - сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

  • - подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

  • - увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

  •  - невозможность использовать на любом материале;

  • - сложность в оценки учащихся.

Опыт показывает, что внедрение игровых технологий в процесс обучения в начальной школе дает положительные результаты. У малышей появляется интерес к изучению даже скучных предметов, они стремятся стать лучше, получить похвалу. Кроме того, игра позволяет раскрыть личность ребенка, убрать комплексы, которые были заложены в семье. В процессе соревнований и ролевых игр учащиеся показывают свои способности одноклассникам, тем самым поднимаясь в их глазах. Игра и учеба – два разных вида деятельности. Между ними существуют качественные различия. Особенности игровых технологий в начальной школе заключаются в их тесной взаимосвязи с процессом изучения предмета. Учитель должен сделать все, чтобы заинтересовать ребят. При этом игра будет частью урока. Вовлекать в такую деятельность необходимо всех ребят без исключения. Результатом станет прочное усвоение знаний и формирование мотивации к дальнейшему обучению в школе.



Результат игровых технологий. 
Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а так же развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Игры способствуют преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся

Мои ученики являются постоянными участниками и призерами всероссийских и международных олимпиад.

































Список литературы

1. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114

2.Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений// Педагогический университет. «Первое сентября» 2005. № 22.

3.Асмолов А.Г. Системно деятельный подход к разработке стандартов нового поколения ФГОС. Публикации. 2010.

4.ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.Просвещение. 2010.

5.Бобровская Т.П. Урок математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2010. № 12. с.25.

6.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика – Пресс, 1996 . 671с.

  • 7. Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89

  • 8. ..«Педагогический поиск» -Игровые технологии в образовательном процессе. М.: « Педагогика». 1988

  • 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.

  • http://school2-zaleg.lbihost.ru/

  • http://s11024.edu35.ru/

  • http://kosimowa-e.narod.ru/

  • http://ic.pics.livejournal.com/letopisec_dn/31937300/147594/original.jpg

  • http://static.headline.kz/assets/images/2014/01/b78ff602667e0d8a7bec0d2cb19ba262.jpg

  • http://great-income.ru/wp-content/uploads/2012/05/2012-05-01_205041.jpg

  • http //2011-03-29-09-03-14/79genera-didactic-techniques/ues/4899-2014

  • http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/922

  • http://xn--80abucjiibhv9a.xn--

  • http://fb.ru/article/283714/igrovaya-tehnologiya-v-nachalnoy-shkole-vidyi-tseli-i-zadachi-aktualnost-interesnyie-uroki-v-nachalnoy-shkole





19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!