Выступление на РМО
подготовила учитель
начальных классов
Токарева М.А.
Проблема современного урока математики в начальной школе.
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - так гласит китайская мудрость.
Современный мир меняется с невероятной скоростью. И мы, как учителя, имеющие дело с подрастающим поколением, в каком-то смысле ответственны за будущее страны. Поэтому нам важно увидеть перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".
В жизнь системы образования нашей страны, а посему и в нашу, прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС».
Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть на мой взгляд не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком ,которыйспособен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что учитель должен быть активным пользователем информационных технологий. По замыслу разработчиков Стандарта, учитель, как и университетский преподаватель, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт.
Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения», понимаю, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но, всё же, основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему на мой взгляд остаётся урок. Урок, его планирование (проектирование) и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно... Современный урок математики – это урок на мой взгляд творчества и радости от достигнутых результатов, на котором учитель – помощник и консультант
Если вдуматься, то требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для учителей начальной школы. И всё же у многих педагогов, в том числе и у меня они вызывают тревогу, проблему и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок математики по-новому, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий по математике целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными ? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять сегодня на уроке? Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? И, наконец, как же учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? И это далеко не все вопросы и проблемы, которые сегодня волнуют меня, как учителя реализующий новый стандарт образования.
Какие бы новации не вводились на мой взглад, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
И что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, именно учитель начальных классов всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом. И как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что учитель – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а, наоборот, осложняет нашу современную жизнь. Передо мной – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые современные ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Предлагаю вам оценить три важных условия современного урока. Это:
Результативность, комфорт, творчество.
Первое и, пожалуй, главное, что должен обеспечить современный урок математики - это создание на мой взгляд комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта самим учителем.
Вы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? И да, и нет. На самом деле, изменилось очень многое.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Виды УУД: личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся; регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем; коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Проектируя занятие, составляю технологическую карту или конструкт урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока стараюсь определять все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, я формулирую проблемные вопросы для учащихся, направленные на достижение результата.
Итак, вот основные структурные элементы современного урока математики в начальной школе, в условиях введения ФГОС:
1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность).
2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить, узнать, научиться»).
3. Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно).
4. Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе).
5.Взаимопроверка, взаимоконтроль.
6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Что же сейчас главное в уроке? Времена, когда учителей заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.
Время «готовых» уроков постепенно отходит. Таким образом, с внедрением нового стандарта должна поменяться позиция учителя, который должен инициировать, консультировать и корректировать действия учащихся, применяя передовые технологии.
Не является секретом, чтобы получить фундаментальные базовые знания на уроке математики, учитель требует от учащихся отработки, заучивания основных понятий, без которых они не смогут освоить курс. Научить мыслить, ставить цели, мотивировать свои действия, решать проблемы самостоятельно – это задачи не только учителей, но и родителей.
Можно долго спорить и рассуждать о том, каким должен быть урок сегодня. Неоспоримо только одно: для меня он должен быть одушевленным именно личностью учителя.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ!