Ассоциация учителей русского языка и литературы Карагандинской области
Конференция: « Открытый урок – источник инновационного опыта»
Реализация воспитательной ценности "Национальный интерес"
в рамках открытого урока по русскому языку
Лепехина Надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
КГУ «Общеобразовательная школа № 11» ОО г. Темиртау,
педагог - исследователь
Слайд 3. В современных образовательных практиках открытый урок занимает особое положение. Он выполняет функцию не только педагогической самореализации, но и выступает важным источником инновационного опыта, а также эффективным инструментом для реализации воспитательных ценностей. Открытый урок - это не просто занятие, где учитель передает знания, но и возможность создать атмосферу и площадку для обсуждения и осмысления воспитательных ценностей не только с учащимися, но и родителями, коллегами.
Слайд 4. Воспитание и обучение тесно связаны, представляют собой единый процесс, который невозможно отделить друг от друга. В «Единой программе воспитания», основанной на национальных, общечеловеческих ценностях казахского народа, определены цель и задачи воспитания, которые должны быть реализованы в воспитательной работе организаций образования. Комплексный план ««Единой программы воспитания» включает в себя следующие Национальные ценности: национальный интерес, совесть, стремление. Сегодня я хочу подробнее остановиться на том, какие направления имеет ценность «Национальный интерес» и поделиться с вами тем, как можно осуществить реализацию некоторых из них в рамках открытого урока по русскому языку.
Слайд 5. Казахстан - уникальная страна с богатым историческим наследием, культурой и языком. Сохранение и продвижение национального интереса важно не только для укрепления и развития нашего государства, но и для формирования гражданской идентичности у каждого человека. Исторический опыт становления и развития нашего государства указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Казахстана является патриотическое воспитание граждан. Реализация воспитательной ценности «Национальный интерес» в рамках предмета «Русский язык» дает возможность развивать у учащихся навыки бережного отношения к национальному достоянию страны, уважение к национальным символам, сохранения мира, согласия, сплоченности и национального единства; воспитывать добросовестного гражданина, впитавшего в себя общечеловеческие и национальные ценности.
Слайд 6-7. Для начала давайте вспомним, какие направления имеет воспитательная ценность «Национальный интерес»:
-
Участие в укреплении государственности Казахстана;
-
Готовность служить национальным интересам Казахстана;
-
Служение во благо общества;
-
Активно способствовать формированию казахстанского имиджа;
-
Быть готовым обеспечить безопасность Казахстана;
-
Бережно относиться к национальному наследию;
-
Прославлять национальную культуру;
-
Расширять сферы применения казахского языка.
Слайд 8. Реализация воспитательной ценности "Национальный интерес" на уроках русского языка осуществляется через комплексный подход, включающий в себя следующие аспекты:
Во-первых, важным моментом является использование на уроках русского языка текстов, отражающих национальное достояние и культуру казахского народа. Это помогает формировать у учащихся национальную самоидентификацию и развивать интерес к родной стране и ее традициям.
Слайд 9. Во-вторых, важной частью реализации данной воспитательной ценности является изучение и осмысление исторических и литературных произведений, раскрывающих главные культурные ценности казахов – уважение к старшим, миролюбие и терпимость, открытость к общению, гостеприимство и стремление жить в гармонии с окружающим миром. Учащиеся должны понимать вклад казахской нации в мировую культуру, а также осознавать важность сохранения и продолжения национальных традиций казахского народа.
Слайд 10. В-третьих, для эффективной реализации воспитательной ценности «Национальный интерес» необходимо активно привлекать учащихся к проектной деятельности, связанной с изучением происхождения казахского народа, его языка и культуры.
Слайд 11. В-четвертых, это могут быть организованные виртуальные экскурсии в музеи Казахстана, тематические встречи, мероприятия, культурные проекты или литературные конкурсы, направленные на расширение знаний о казахском народе и развитие национального интереса, которые послужат материалом для написания сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
Слайд 12. В-пятых, применение интерактивных методов работы с текстами, отражающими национальные ценности, в целях повышения функциональной грамотности учащихся.
Слайд 13. Изучив педагогическую литературу, проанализировав личный опыт и опыт коллег, представим наиболее эффективные, методы и приёмы, позволяющие качественно организовать реализацию воспитательной ценности «Национальный интерес» на уроках русского языка.
Музыкальное наследие каждой нации является важной составляющей ее культуры и традиций. Музыка – это язык, который способен проникнуть в самое сердце человека и передать национальную идентичность. С целью реализации воспитательных ценностей - бережное отношение к национальному наследию, прославление национальной культуры, - на уроке русского языка в 8 классе по теме «Музыкальное наследие Казахстана. Инверсия.» можно использовать материалы текстов учебника, а также дополнительный материал для ознакомления с этой удивительным аспектом культуры нашей страны.
Развивая навыки говорения, на уроке можно запланировать и организовать показ видеоурока «Музыкальное наследие казахского народа», из которого учащиеся узнают об особенностях казахской инструментальной музыки, о великих домбристах XIX века, познакомятся с национальными музыкальными инструментами Казахстана, такими как домбыра, кылкобыз, сыбызгы. Рассказ об истории и уникальных особенностях каждого инструмента позволит учащимся проникнуться уважением к народному искусству и обогатить свой словарный запас.
Слайд 14. После просмотра видеоурока учащимся можно предложить составить текст монолога, рекламы, афиши или приглашения на фестиваль, где в качестве зрителей будут учащиеся школы, педагоги, родители.
Слайд 15-16. Далее учащиеся по материалам учебника узнают о новом направлении в музыке «NEO-Ethno-Folk» ( Нео-этно-фолк) и его создателях, казахстанской группе ARKAIYM. Здесь можно провести работу по развитию функциональной грамотности учащихся и предложить задания, оформленные в «Рабочем листе».
Слайд 17. Для укрепления практической стороны изучаемого материала можно организовать концерт-фестиваль, в рамках которого учащиеся смогут выступить с исполнением народных песен Казахстана, а также услышать произведения современной казахстанской группы ARKAIYM, показывающей своим примером, как можно сохранять традиции и культуру своих предков. Такой проект поможет учащимся выработать командный дух, проявить свои творческие способности и укрепить понимание "Национального интереса" (прослушивание отрывка из музыкального произведения, где используется 26 музыкальных инструментов).
Слайд 18. Одной из задач комплексного плана ««Единой программы воспитания», основанного на национальных, общечеловеческих ценностях казахского народа, является привитие у учащихся таких качеств, как доброта, честь, совесть, достоинство, ответственность, чувство заботы и справедливости. Работу по развитию данных качеств у учащихся можно провести в рамках урока русского языка в 7 классе по теме: «Социальная помощь бездомным. Глаголы в повелительном наклонении.», реализуя ценности «Национальный интерес» через направление «Служение во благо общества».
Современное общество сталкивается с обострением проблемы бездомности, которая является одной из самых острых социальных проблем. Тема бездомных является актуальной и общественно значимой, поэтому внедрение новаторских подходов на уроке русского языка при изучении этой темы позволит стимулировать интерес учащихся к данной проблеме, активизировать их критическое мышление и развить навыки коммуникации.
Один из инновационных методов, который может быть использован, - это проектное обучение. Учитель может предложить учащимся провести мини-исследование о бездомных людях и их социальных проблемах, составить анкеты, интервьюировать бездомных, чтобы получить первоначальные данные и записать их, используя графический органайзер «Песочные часы», где учащимся предлагается в верхней части перечислить «Прошлое», а в нижней части « Будущее» бездомного человека, описывая прогноз, предположительно положительную динамику изменения условий его жизни.
Слайд 19. Другим инновационным методом может быть использование интерактивных технологий. Учитель может пригласить специалиста из социальной службы, который расскажет о своей работе с бездомными людьми и о сложностях, с которыми они сталкиваются. Также можно провести виртуальную экскурсию по приюту для бездомных или кризисному центру, где учащиеся могут узнать о работе таких учреждений и условиях проживания бездомных людей. Такая технология будет способствовать формированию эмпатии и понимания проблем бездомных. Такие подходы позволят развивать навыки сбора информации, обработки данных и презентации результатов исследования перед аудиторией.
Слайд 20. По окончании работы по теме, учащимся можно предложить составить «Позитивный (или мотивационный) постер» в поддержку бездомного, используя в своей работе глаголы повелительного наклонения. (С использованием нейросети)
Таким образом, анализ реализации воспитательной ценности "Национальный интерес" на уроках русского языка позволяет сделать вывод о неизбежности активной педагогической работы по формированию патриотической позиции учащихся. Использование разнообразных методов и приемов, основанных на использовании национальных материалов, изучении казахской культуры и актуальных проблем общества, способствует развитию национального интереса и повышению гражданской активности учащихся.
Слайд 21. В заключение хочется отметить, что открытый урок действительно является источником инновационного опыта, который может быть полезным для всех участников образовательного процесса. Он является основой для профессионального развития учителей, способствует повышению качества образования, стимулирует развитие инновационных подходов, которые в конечном итоге приводят к успешному обучению и развитию учащихся. Открытый урок – это не только обычное занятие, но и целая педагогическая практика, способствующая укреплению взаимоотношений между участниками образовательного процесса и развитию воспитательных ценностей всех его участников. А участие родителей в открытом уроке позволит им лучше понять, какие ценности и традиции важны для нашего народа, и как они могут помочь своим детям развиваться как граждане Казахстана.