СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме "Система подготовки к ЕГЭ по физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Система подготовки к ЕГЭ по физике"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)








Доклад

по теме самообразования




«Система подготовки обучающихся

к ОГЭ и ЕГЭ по физике»




учителя физики


Львовой Натальи Вячеславовны


(2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД)












Ведущей целью школьного физического и математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в ВУЗе.

В своей работе я использую различные формы и методы проведения учебных занятий, разнообразные виды деятельности: создание проблемной ситуации, самостоятельную работу, дидактические игры, тесты, тренажеры и др. Для успешной его сдачи экзамена по физике учащийся должен быть подготовлен не только практически, но и психологически. Прежде всего на своих уроках, выполняя типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником – ситуация успеха.

Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто показать ему то, что данные задания он способен выполнить, если будет использовать определенный алгоритм или логические рассуждения. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Использую сотрудничество «учитель – ученик» и « ученик - ученик». На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно проходить в «атмосфере непринужденности, чтобы дети и учитель свободно дышали на уроках». От учителя требуется и мастерство, и большое терпение, и любовь к учащимся. Но увеличение умственной нагрузки на уроках физики заставляет задуматься еще и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Для решения этой задачи в своей работе использую различные виды и формы деятельности учащихся на уроке, нетрадиционные формы проведения учебных занятий.

Хочу уделить внимание тестированию. Тестирование уже давно вошло в практику школы. Эта форма контроля предполагает не только выбор ответов, но и объяснение, и собственную оценку экзаменующегося. Разноуровневые задания (каждому по способностям) базового и повышенного уровня гарантируют объективную оценку знаний и умений учащихся.

Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по физике начинается в десятом классе и продолжается в одиннадцатом. Подготовка проводится как на уроках, так и во время дополнительных внеурочных занятий.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с разнообразными формами контроля:

– тесты;

– собеседования;

– устный ответ;

– письменный ответ.

Значимую роль играет тестовая форма, удобная как при контроле усвоения нового материала, так и при итоговом контроле.

В 10-м классе используется тематический контроль в тестовой форме наряду с проведением классических контрольных работ для всех учащихся класса.

В 11-м классе методика немного поменяется, так как выпускники уже сориентируются в выборе экзаменов. Поурочный тестовый контроль останется общим, но вводятся так называемые вопросы «за чертой», т. е. вопросы, проверяющие глубокое понимание темы, способность сделать выводы, соотнести полученные знания с другими – из области естественных наук и жизнедеятельности человека.

Тематический контроль проводится дифференцированно, т. е. учащиеся, выбравшие физику в качестве ЕГЭ, получают более сложные задания, включающие также задачи на повторение основных тем курса.

В 9 и 11-х классах на дополнительных занятиях проводятся репетиционные тесты в форме ЕГЭ.

Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий: самостоятельно разработанных мною и учащимися слайдовых презентаций, цифровых образовательных ресурсов, материалов школьной медиатеки и возможностей Интернет. Использую «Открытый банк физических задач», обеспечивающий поддержку работы учителя и самостоятельной работы учащихся по подготовке к сдаче экзамена на базовом уровне.

Повысить уровень обученности и качество знаний учащихся позволяет использование мониторинга знаний умений и навыков, применение самодиагностики, самооценки, проведение индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. На каждого ученика 11 класса ведется мониторинг выполнения работ по заданиям частей 1 и 2. Для качественной подготовки школьников к экзамену по результатам первой диагностической работы определены 2 группы учащихся:

первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 40-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню подготовки по физике;

вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в вуз, предъявляющий высокие требования к уровню подготовки абитуриентов по физике.

В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, когда за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом и творческому применению знаний. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению. Применение этого позволило значительно повысить результаты последних диагностических работ по сравнению с первыми.

Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:

- обучение постоянному жесткому контролю времени;

- обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий;

- обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания;

- обучение приему «спирального движения» по тесту.



ОГЭ (Основной государственный экзамен) представляет собой обязательный экзамен в Российской Федерации, который сдают по окончании 9 класса средней школы.

Основная цель – контроль знаний выпускников, полученных за 9 лет прохождения общеобразовательной программы. Результаты ОГЭ будут учитываться при поступлении в классы с физико-математическим уклоном, технические училища, техникумы и ВУЗы. Набранное количество соответствует определенной оценке по 5-бальной системе. 

В настоящий момент предлагается 2 способа подготовки: самостоятельное изучение и помощь репетитора. Выбор того или иного метода обусловлен уровнем знаний выпускника и его стремление получить определенную оценку. Важно! Начинать подготовку настоятельно рекомендуется как можно раньше.  Найти подготовительные материалы довольно просто: преподаватели и ученики старших классов, как правило, легко предоставляют необходимые учебники, брошюры и сохранившиеся у них конспекты. Также крайне полезными будет изучение теоретической и практической части по видео-урокам. Их можно легко отыскать в Интернете. Полезно изучать дополнительные материалы и принимать участия в пробных тестированиях. Их часто устраивают в учебных заведениях. Это дает ученикам возможность заранее проанализировать ответы и оценить свои силы. По статистике, выпускники, проходившие тестовые занятия, более успешно сдают ОГЭ. Подготовка должна быть четко структурирована. Рекомендуется следовать плану, предложенному в соответствующих пособиях. Изучение желательно проводить по методу «от простого к сложному». Благодаря этому, ученики более глубоко закрепляют уже изученный материал и у них останется время для изучения новых тем. 

Единый государственный экзамен – одна из самых обсуждаемых тем в педагогическом сообществе России. Физика всегда стояла особняком, а экзамен по ней традиционно считается намного сложнее, чем по другим школьным предметом. В то же время успешная сдача ЕГЭ по физике это проходной билет в большинство технических ВУЗов.

Для решения большинства задач их курса предмета «физика» необходимы не только хорошее знание законов и понимание физических процессов, а и хорошая математическая подготовка, а потому задаваться вопросом расширения и углубления знаний стоит задолго до предстоящего ЕГЭ. Соотношение теоретических и практических заданий в экзаменационных работах 3:1, а это значит, что для успешной сдачи в первую очередь необходимо владеть основными физическими законами и знать все формулы со школьного курса механики, термодинамики, электродинамики, оптики, а также молекулярной, квантовой и ядерной физики. На шпаргалки и различные иные хитрости рассчитывать не стоит. Использование блокнотов с формулами, калькуляторов и других технических средств, чем так грешат многие ученики на школьных контрольных работах, является на экзамене недопустимым. Помните, что за соблюдением этого правила следят не только наблюдатели, а и неутомимые глазки видеокамер, распложенных таким образом, что бы заметить каждое сомнительное движение экзаменуемого. Подготовиться к ЕГЭ по физике можно, обратившись к опытному преподавателю, или еще раз самостоятельно повторив школьную программу. Учителя, преподающие предмет в профильных лицеях, дают такие простые, но действенные советы: Не пытайтесь запомнить сложные формулы, пытайтесь понять их природу. Зная, как выведена формула, вы без труда распишете ее в черновике, тогда как бездумное запоминание чревато механическими ошибками. Решение задачи начинайте с выведения конечного выражения в буквенном виде и лишь потом ищите ответ математически. «Набивайте руку». Чем больше разнотипных задач по теме вы решите, тем легче будет справиться с заданиями ЕГЭ. Начинайте готовиться к ЕГЭ по физике как минимум за год до экзамена. Это не тот предмет, который можно взять «нахрапом» и выучить за месяц другой, даже занимаясь с лучшими репетиторами. Не зацикливайтесь на однотипных простых заданиях. Задачи на 1-2 формулы – это только 1 этап. К сожалению, многие учителя в школах просто не идут далее, спускаясь к уровню большинства учеников или рассчитывая на то, что учащиеся гуманитарных классов не выберут не профильный для них предмет при сдаче ЕГЭ. Решайте задачи, объединяющие в себе законы из разных разделов физики. Еще раз повторите физические величины и их преобразование. При решении задач будьте особенно внимательны к тому, в каком формате представлены данные и при необходимости не забывайте их приводить к нужному виду. Отличными помощниками в подготовке к ЕГЭ по физике станут пробные варианты экзаменационных заданий, а также задачи по разным темам, которые сегодня без труда можно найти в сети. Прежде всего, это сайт ФИПИ, где находится архив ЕГЭ по физике с кодификаторами.

ЕГЭ по физике – экзамен, включающий все темы: механику, термодинамику и молекулярную физику, электричество, оптику, ядерную и квантовую физику. В вариант ЕГЭ включены также элементы астрофизики.

Недостаточно присутствовать на школьных уроках физики, чтобы сдать этот экзамен. Нужна специальная подготовка.

Школьные уроки строятся по единой схеме: выучить параграф, рассказать, – и на этом все заканчивается. Задачи в школах, как правило, не решаются. Или решаются, но самые простые, на уровне «подставил данные в формулу, получил ответ».

Всего этого для сдачи ЕГЭ недостаточно, потому что на ЕГЭ по физике надо решать задачи. И эти задачи не сводятся к подстановке чисел в формулу. В большинстве из них еще и надо подумать, что с чем скомбинировать. Чтобы этому научиться, старшеклассник должен решить самостоятельно довольно большое количество задач.

Важно также понимать, что именно в задаче требуется найти.
Это специфическая проблема ЕГЭ по физике. Часто старшеклассники неправильно понимают условие задачи. Так делают и обычные школьники, и учащиеся математических школ – прочитав условие, часто начинают решать совсем другую задачу, делает то, чего в условии не требуется. И только с опытом приходит умение четко и правильно понять, чего же хотел автор задачи.
Итак, подготовка к ЕГЭ по физике с нуля – это прежде всего решение задач, причем по всем темам ЕГЭ.

В 11 классе учитель в школе идет по определенной программе. Например, в сентябре-октябре проходят электродинамику, затем оптику. При этом материал 9-10 класса, например, механика, уже не повторяется. Возврата к нему нет. Не говоря уже о гидростатике, которая закончилась в 7 классе, об уравнении теплового баланса –его прошли в восьмом.

Часто ребятам трудно освоить физику, потому что у них сложности с математикой. Во-первых, проблемы чисто алгебраические. Если школьник плохо владеет техникой алгебраических преобразований, ему трудно выразить одну величину через другую, и он делает глупые ошибки. Для старшеклассников характерно тотально плохое владение тригонометрией. А без тригонометрии на ЕГЭ по физике не обойдется – потому что обязательно будут задания на колебания.

Необходимо отлично владеть темой «Производная», причем на ЕГЭ по физике есть задачи, где надо уметь брать производную от сложной функции, - те же задачи на колебания. Например, дан закон изменения координаты от времени, а надо найти максимальную скорость.

И третья проблема - геометрия. В задачах по механике, по оптике приходится строить чертежи, например, ход лучей в линзах, положение тела на наклонной плоскости, где надо расставить силы и спроектировать их на оси. И тут начинается – забыл что такое синус, перепутал с косинусом, и ошибка в итоге чисто алгебраическая. Поэтому подготовка к ЕГЭ по физике с нуля подразумевает, что вы еще и повторяете математику.

Если вы решили в 11 классе подготовиться к ЕГЭ по физике с нуля, что делать? Первое – ликвидировать провалы в теории. Пока у вас есть теоретические пробелы, задачами заниматься бессмысленно. Это характерно именно для физики.

И дальше – техника решения задач.

Итак, пошаговый план ваших действий:


1) Разделить всю программу подготовки на 5 основных тем (механика, молекулярная физика и термодинамика, электростатика и постоянный ток, магнетизм, оптика и квантовая физика) и прорабатывать их отдельно. Сразу приведу пример систематизации знаний из раздела Механики

2) В каждом разделе сначала выучить основные законы физики. Раз в неделю проводить диктант по этим формулам.

3) ПОНЯТЬ физический смысл всех основных величин каждого раздела физики.

4) Только после этого начинать решать простые задачи (в одно-два действия)

5) К решению тестов по физике приступать только после того, как вы освоили и выучили формулы пяти разделов физики

6) Параллельно с решением тестов решать качественные задачи по физике. Именно это поможет вам в решении С1 егэ по физике.

7) Понять и усвоить алгоритм решения базовых задач по физике. Этот алгоритм поможет вам в решении сложных задач С части.

8) Наконец, самый важный пункт – решать минимум по 10 задач в неделю из сборников по физике и минимум по 1 тренировочному тесту.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!