«Создание условий для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ и их полноценного развития»
Выступление заместителя директора
МБОУ «СШ № 9» г. Смоленска
Н. В. Львовой
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались для достаточно сложного, но нужного разговора об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России.
Реализация инклюзивного подхода в образовании предполагает особые требования к работе администрации и коллектива учебного заведения. Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что же необходимо для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы.
Заседание педагогического совета предлагаю начать с рассмотрения следующей задачи. Все цифры взяты из реальной жизни на примере нашей школы:
Дано: в школе обучается 790 учащихся, из них:
10 человек обучается в классе для детей с ОВЗ;
17 человек обучается на дому;
три ученика обучаются в соответствии с протоколами ПМПК по программам 7.2 (двое) и 8.2 (один);
школа закреплена за реабилитационным центром «Вишенки» для детей с ОВЗ, в котором в течении года находятся около 200 человек, которые учатся по программам всех типов.
Вопрос: возможно ли организовать в этой школе доступное и личностно-ориентированное образование и развитие всех детей с ОВЗ?
Предлагаю вам подумать над ответом на данный вопрос, а в конце заседания педагогического совета комиссия по выработке решений педагогического совета, надеюсь, даст нам ответ на него.
Обучающимися с ограниченными возможностями здоровья мы будем называть физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем
Статистические данные по данному вопросу на настоящее время таковы:
около 2 000 000 российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии;
каждый год в России число детей с ОВЗ растёт на 5 %;
на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000 на численность населения 146 800 000 человек (около 8%);
на 01.01.2018г. детей-инвалидов до 18 лет в РФ-655 000 (5,6 % от общего числа инвалидов);
процент детей инвалидов растет, несмотря на демографический спад.
Как правило, дети с ОВЗ и дети-инвалиды не могут безболезненно включиться в образовательный процесс уже на первых порах обучения, так как зачастую у таких детей:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
темп выполнения заданий очень низкий;
они нуждаются в постоянной помощи взрослого;
обладают низким уровнем развития речи и мышления;
инфантильны;
у них нарушена координация движений;
низка самооценка;
повышена тревожность;
плохо развита мелкая и крупная моторика;
быстро устают;
излишне возбудимы, беспокойны, раздражительны, упрямы.
Дети с ОВЗ и инвалиды – адресаты инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Категории детей с особыми образовательными потребностями могут быть разными, мы сегодня остановимся на обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное образование может быть:
Полным и постоянным -дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Временным – объединение воспитанников специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития со здоровыми сверстниками не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера.
Частичным – дети с ОВЗ и инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением школы и обучаются по индивидуальным учебным планам. Также они могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.
Эпизодическим – это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений. (Эпизодическая инклюзия может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные расстройства поведения).
Безусловно, для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы необходимы специальные условия – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
необходимую и достаточную нормативно-правовую базу;
необходимое и достаточное организационно-методическое обеспечение;
психолого-педагогическое сопровождение;
адаптивная образовательная среда школы.
В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 27 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.
Закон вводит понятие инклюзивного обучения и дает определение основным понятиям, таким как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный учебный план, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа и др.
Еще один документ, обязательный для исполнения – это Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ.
Основные цели введения ФГОС для детей с ОВЗ:
• полноценное включение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ
• социализация детей с ОВЗ, развитие жизненного опыта, академической и жизненной компетенций
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обучающиеся с
Нарушениями слуха;
Тяжелыми нарушениями речи;
Нарушениями зрения;
Нарушениями опорно – двигательного аппарата;
Задержкой психического развития;
Умственной отсталостью;
Расстройствами аутистического спектра;
Множественными нарушениями - сочетаниями двух или более психофизических нарушений.
В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены дифференцированный и деятельностный подходы.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Но самое важное, стандарт определяет обязательные требования к условиям получения образования определенного уровня.
Дополнительно об условиях обучения детей с ОВЗ нам говорит еще один важный документ - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приведу примеры этих требований:
Не более 2 обучающихся с Нарушениями Опорно Двигательного Аппарата в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся
Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса при 1 глухом - не более 20 обучающихся
Не более 4 обучающихся с Задержкой Психического Развития в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся
Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся
Также в образовательном учреждении должен быть разработан и принят ряд локальных актов:

Помимо нормативно-правовой базы для полноценного образования и развития детей и подростков с ОВЗ необходимо и соответствующее организационно-методическое обеспечение данного процесса. Оно включает в себя:
Разработку специальных адаптированных образовательных программ;
индивидуальные учебные планы. У нас в школе по таким обучаются учащиеся, находящиеся на надомном обучении;
планы воспитательной работы школы и классов, в которых прописаны основные направления работы с такими детьми;
обучение учителей по данному вопросу. У нас в городе организованы курсы на базе СОИРО, которые уже прошли ряд педагогов школы; часто проводятся семинары по данной тематике, активно посещаемые нашими учителями.
Психолого-педагогическое сопровождение как еще одно условие для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы представляет собой:
наличие специальной психолого-педагогической поддержки психолога, дефектолога, логопеда и др. специалистов;
тьюторское сопровождение; Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.
организация работы психолого-педагогического консилиума школы, работа которого регламентируется соответствующим локальным актом;
развитие толерантного отношения окружения «особенного» ребенка.
Адаптивная образовательная среда школы как необходимое условие полноценного включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство массовой школы - это:
доступность классов и всех помещений школы для таких детей (устранение барьеров);
наличие технических средств обеспечения комфортного доступа;
наличие коррекционно-развивающей предметной среды для обучения и социализации;
наличие помещений (зон) для отдыха, оздоровления, восстановления работоспособности.
Работа по включению обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство школы у нас ведется и ведется довольно успешно.
Итак, что же нужно делать школе, если пришел ребенок с ОВЗ, которому нужно создать специальные условия?
Выбор особых условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью начинается с прохождения обследования в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для этого необходимо получить направление от организации (к примеру, школы или больницы) или подать заявление от лица родителей (законных представителей ребенка).
Если у ребенка выявлены нарушения в физическом, психическом развитии или отклонения в поведении, ПМПК выдаст заключение, в котором будут указаны оптимальные условия обучения. Для семьи это заключение носит рекомендательный характер, но как только оно попадает в школу, становится обязательно для исполнения в сфере образования.
Необходимо помнить, что директор образовательной организации не может отказать в приеме ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ссылаясь на отсутствие в организации условий для обучения детей. После зачисления ребенка любая образовательная организация при осуществлении общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обязана создавать все вышеперечисленные специальные условия.
Обучение детей по адаптированной программе возможно только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Если родители (законные представители) обучающегося не дают такого согласия, то ОО не вправе обучать ребенка по адаптированной программе. В данном случае школа вынуждена обучать ребенка по той программе, по которой он был принят на обучение.
Если обучающийся, в силу особенностей его здоровья, будет испытывать затруднения в освоении программы, то ответственность в данном случае будут нести его родители.
Далее заключается договор с родителями, в котором прописываются все условия обучения, которые может создать школа.
Затем в школе создается рабочая группа по разработке адаптированной программы в течение 10 дней и издается приказ о создание школьного психолого- педагогического консилиума, который будет сопровождать ребенка весь период обучения.
После этого начинается ежедневная кропотливая и очень сложная работа всех специалистов – учителя, тьютора, психолога, логопеда по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет
личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. И наша общая задача - создать такую безбарьерную образовательную среду, в которой каждый ребенок, независимо от социального статуса, национальности, состояния здоровья, будет чувствовать себя уверенно, комфортно, будет расти и развиваться.
Подводя итог, хочется сказать, что несмотря на многочисленные сложности, в нашей школе сложился положительный опыт по инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша задача совершенствовать работу в этом направлении и делиться опытом работы друг с другом и другими школами.
Реалии таковы, что часть условий мы создать можем, но существуют барьеры, которые нам преодолеть пока сложно:
Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования.
Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов).
Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к детям с ОВЗ со стороны родителей обычных детей, общественности в широком смысле слова).
Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ и др.
Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений.
Закончу свое выступление я высказыванием американского философа и психолога Уильяма Джеймса: «Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».
7