СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление-презентация "Устное народное творчество. Пословицы и поговорки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступлениез-презентация предназначена для выс тупления по проекту "Устное народное творчество. Пословицы и поговорки"

Просмотр содержимого документа
«Выступление-презентация "Устное народное творчество. Пословицы и поговорки"»

(Слайд №1) Добрый день!

Меня зовут Вера Апян. А меня зовут Яна Матвиенко. Я – Поляниченко Юля. Я – Петин Станислав. Мы ученики 6 класса «А».

Целью нашего выступления является углубление знаний по малым фольклорным жанрам, в частности, по пословицам и поговоркам, их отличительным особенностям, причинам возникновения, а также умению раскрывать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, воспринимать их и использовать в устной и письменной речи

Наша тема: «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки».

Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, проект «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки» направлен на сохранение русского языка, на формирование духовно-нравственного отношения к устному народному творчеству.

во-вторых, в предлагаемом проекте все ученики нашего класса неравнодушны к использованию малых жанров устного народного творчества в речи и совместно с преподавателем осуществляют пропагандистскую работу в этом направлении.

(Слайд №2) Цель нашего исследования – углубить знания по малым фольклорным жанрам, в частности, по пословицам и поговоркам, их отличительным особенностям, причинам возникновения, а также научить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, научиться воспринимать их и использовать в устной и письменной речи.

(Слайд №3) Основные задачи исследования :

1. Важной задачей культуры речи является  научить носителей языка грамотно применять пословицы и поговорки в речи.

2.Нашими материалами мы хотим пробудить у окружающих интерес к устному народному творчеству, родной речи, родному языку как уникальному явлению.

В ходе исследования получены следующие практические результаты: учащиеся нашего класса стали бережнее относиться к русскому литературному языку, в своей речи больше использовать малые жанры устного народного творчества.

(Слайд №4) В качестве эпиграфа мы взяли слова Виссариона Григорьевича Белинского: «Поэзия народа есть зеркало, в котором отражается вся его жизнь».
Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (образовано от слова Уста . А что означает слово «уста»? – Правильно, губы, рот.)

Каковы же малые жанры этого творчества? (Пестушки, потешки, заклички, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, загадки, частушки, сказки)

(Слайд №5) Но мы сегодня остановимся на пословицах и поговорках. Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, пословицы, поговорки, загадки и другие малые жанры всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о семье, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, однако его всё больше вытесняют иноязычные слова и выражения, поэтому мы и хотим, чтобы наш язык не угасал.

В чём же отличие пословиц и поговорок? Попытаемся дать определение этим понятиям.

( Слайд №6) Пословицакраткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.


(Слайд № 7 ) Поскольку каждая пословица передавалась из уст в уста, то главной их особенностью стали точность и лаконичность информационного содержания.


(Слайд №8 ) Чаще всего пословица имеет двоякий смысл. Прямое значение связано с конкретным наблюдением и его оценкой. Скрытое значение, что содержит в себе пословица, отражает многовековой опыт народа, поэтому в ряде случаев как и всякая загадка, которую необходимо разгадать, пословица также нуждается в разгадке.


(Слайд №9) В настоящее время существует несколько типов классификации пословичных изречений. Одной из самых распространённых является классификация по содержанию. В.И. Даль выделил 179 тематических групп. Самые многочисленные: о семье, о труде, об отношениях, об образовании, о жизни, о счастье, о хлебе, о Боге и др. Пословицы часто называют «жемчужинами народной мудрости». Это определение правильно. «Много веков прожил наш народ на свете, много повидал, о многом передумал и свои глубокие, проверенные веками житейские мысли и взгляды выразил в пословицах» - так выразила свои мысли великая собирательница фольклора Н.Колпакова. Пословицы мы обычно используем, чтобы кратко и образно обозначить какую-то ситуацию и своё отношение к ней. Каждая пословица может быть развёрнута в маленькую историю с поучительным смыслом.

(идёт показ пословиц, их чтение и даётся понятие их прямого смысла) (Слайд № 10-15)


(Слайд №16) А вот что писал о поговорках наш великий русский поэт и писатель А.С.Пушкин: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» И действительно, поговорка красочна и выразительна, она украшает речь, делает её более образной и живой.


(Слайд №17) Поговоркаметкое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.


(Слайд №18) Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.


(Слайд №19) Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла. Нередко поговорка является частью пословицы.


 (Слайд №20) В ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом.

(Читаются поговорки и даётся понятие их прямого смысла - Слайд №21-24)


(Слайд №25) Первым человеком, который обобщил и классифицировал пословицы, был греческий философ Аристотель.


(Слайд26) Владимир Иванович Даль продолжил работать в этом направлении и записал среди крестьян, ремесленников и солдат около 25 тысяч пословиц и поговорок.


(Слайд №27) В.И.Даль издаёт сборник под названием «Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч.»


Что же общего в пословицах и поговорках? (Слайд №28)

- В них мудро и точно отразилась жизнь народа;

- создавались многими поколениями людей;

- появились ещё в то время, когда не было письменности;

- они, как правило, безымянны;

- в течение столетий совершенствовались;

- темы бесчисленны и безграничны.


Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок), а пословица – суждение полное, завершённое, зрелое (ягодка).

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.


На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

Дорогие ребята! Русская речь с её тягой к музыкальной гармонии почти напрочь сметена агрессивным и мусорным потоком заимствованных слов. Мы обречены на общение друг с другом, потому что живем не на необитаемом острове, а в обществе. А значит, просто обязаны знать язык, повышать культуру речи, обогащать свой словарный запас новыми словами и образными выражениями.

Бережное отношение к своему языку, сохранение его богатства, многообразия, культуры сегодня как никогда стоит перед образованными людьми. Русский язык засоряется, обезличивается и огрубляется. Поэтому в данной работе были рассмотрены вопросы использования устного народного творчества в нашей повседневной речи.

(Слайд №29) Из поколения в поколение передаётся народное поэтическое слово, в нём народная мудрость, то, что примечалось из года в год на протяжении веков. Каждому человеку необходимо ценить своё прошлое, оберегать его.

Считаем, что данная тема имеет перспективы развития не только на уроках русского языка и литературы, но и в других общеобразовательных предметах, в устной и письменной речи.

(Слайд №30) Спасибо за внимание!

Для вас мы приготовили ещё буклеты, которые помогут вам правильно организовать свою речь.



Уважаемые члены жюри! Если вы разрешите, то мы 3-4 минуты приобщим к УНТ и зрителей зала.

(Слайд №31) К устному народному творчеству относятся и загадки. Приобщитесь же и вы к устному народному творчеству! Итак,



1. Да что цветёт без цветка? (Угадывают) (Слайд 32 – правильно, ПАПОРОТНИК)

2. У тридцати двух воинов да один командир. (Угадывают) (Слайд 33-правильно, РОТ)

3. Сам худ – голова с пуд. На работу вышел – каждый слышал. (Угадывают) (Слайд 34-правильно, МОЛОТОК)

4. Стоит копна посреди двора – спереди вилы, сзади метла. (Угадывают) (Слайд 35-правильно, КОРОВА)

5. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Угадывают) (Слайд 36-правильно, СНЕГ)

6. Закину палку, убью не галку, ощиплю не перья, съем не мясо. (Угадывают) (Слайд 37-правильно, РЫБАК)