5
Выступление
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Дружинина Анна Михайловна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №7 «Чайка»
г. Мичуринск, Тамбовская область
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
1 слайд Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
Сегодня мы собрались для достаточно сложного, но нужного разговора об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
2 слайд В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России.
Реализация инклюзивного подхода в образовании предполагает особые требования к работе администрации и коллектива учебного заведения. Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что же необходимо для доступного и личностно-ориентированного образования детей и подростков с ОВЗ, их полноценного развития и включения в образовательное пространство массовой школы.
3 слайд Обучающимися с ограниченными возможностями здоровья мы будем называть физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
4 слайд Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем
Статистические данные по данному вопросу на настоящее время таковы:
около 2 000 000 российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии;
каждый год в России число детей с ОВЗ растёт на 5 %;
на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000 на численность населения 146 800 000 человек (около 8%);
на 01.01.2018г. детей-инвалидов до 18 лет в РФ-655 000 (5,6 % от общего числа инвалидов);
процент детей инвалидов растет, несмотря на демографический спад.
5 слайд
Как правило, дети с ОВЗ и дети-инвалиды не могут безболезненно включиться в образовательный процесс уже на первых порах обучения, так как зачастую у таких детей:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
темп выполнения заданий очень низкий;
они нуждаются в постоянной помощи взрослого;
обладают низким уровнем развития речи и мышления;
инфантильны;
у них нарушена координация движений;
низка самооценка;
повышена тревожность;
плохо развита мелкая и крупная моторика;
быстро устают;
излишне возбудимы, беспокойны, раздражительны, упрямы.
Дети с ОВЗ и инвалиды – адресаты инклюзивного образования.
6 слайд Главным является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
7 слайд Разрабатываются маршруты для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
8 слайд Индивидуальные маршруты развития детей разрабатываются совместно всеми педагогами дошкольной образовательной организации и преследует цели всестороннего развития, коррекции с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей каждого ребёнка в период дошкольного детства в условиях дошкольного учреждения, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
9 слайд Дошкольная организация осуществляет тесное сотрудничество с семьей ребенка при разработке индивидуального коррекционного плана развития и обучения.
10 слайд Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату.
11 слайд Индивидуальный маршрут сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ мониторинги и коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе.
12 слайд
В создании индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ участвует психолого-медико-педагогический консилиум и его участники.
13-14 слайды
ИОМ включает в себя следующие разделы: состояние здоровья, физическое развитие, психическое развитие, уровень усвоения программного материала, планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы всех специалистов, работающих с ребенком, а также формы работы с родителями. В нём отражена деятельность всех специалистов детского сада (воспитателей, учителя-логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, педагога-психолога) в ходе воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, которая направлена на развитие общей и мелкой моторики, на развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков, на формирование деятельности ребенка (сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной, на развитие речи, на формирование представлений об окружающем мире.
15 слайд
Реализация всеми специалистами дошкольной организации маршрутов индивидуального развития детей обеспечивает повышение уровня усвоения программного материала по следующим образовательным областям: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие».
16 слайд
Семья должна придерживаться той же позиции образования ребенка, что и в дошкольной организации. Для того, чтобы родители вникли в коррекционный процесс необходимо проводить с ними индивидуальные консультации, советы, рекомендации, беседы и т. п.
17 слайд
В начале учебного года, в ходе наблюдения за детьми в свободной и специально организованной деятельности, всеми специалистами выявляется уровень индивидуального развития ребенка.
18 слайд
На основе полученной информации планируется коррекционно-образовательная работа с ребенком по всем образовательным областям на первое полугодие.
19 слайд
Педагогами определяются задачи коррекционно-развивающей работы с детьми, формы работы, а также планируются различные мероприятия в работе с родителями.
20 слайд
На основе предварительных и промежуточных данных об уровне развития детей, происходит корректировка индивидуальной работы с детьми, намечаются дальнейшие пути развития.
21 слайд
Реализация поставленных задач производится в организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в свободной деятельности, на прогулке и в игровой деятельности.
22 слайд
В середине учебного года проводится мониторинг освоения ребенком образовательной программы.
В конце года подводится оценка индивидуального развития ребенка, которая подтверждает эффективность и качество деятельности всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.
23 слайд
В результате проведённой коррекционной работы повышается уровень познавательной активности, инициативности и самостоятельности, расширяется кругозор, увеличивается объем представлений об окружающем мире, расширяется пассивный и активный словарь, повышается уровень развития речи и мелкой моторики, следовательно, повышается и уровень развития детей с ОВЗ.
24 слайд
Коррекционно-развивающие мероприятия планируются с применением бесед, чтения художественной литературы, этюдов, направленных на знакомство с различными эмоциями и чувствами, тренингов, способствующих развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер, упражнений на развитие психических процессов. Эффективны приемы арт- терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия, релаксация, психогимнастика.
25 слайд
Закончу свое выступление высказыванием американского философа и психолога Уильяма Джеймса: «Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».