В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.
Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.
Просмотр содержимого документа
«Выступление психолога на педсовете "Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения" (презентация)»
«Типичные ошибки педагогов в общении с учащимися. Методы их преодоления».
Выполнила:
Мальцева Е.С.
Учитель
и
ученик
Типичные ошибки в общении преподавателей с учащимися:
- Обращение к учащимся не по имени, а по фамилии.
- Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
- Приказной административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».
- Невнимание к ответу ученика(прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
- Игнорирование психических особенностей опрашиваемых.
- Неумение выслушать, поддержать беседу.
- Отсутствие контакта глаз.
- Необъективность придирки.
- Невнимательность к достижениям учащихся.
- Игнорирование стремления учащегося занять достойное место среди сверстников.
- Угрозы, приказы.
- Критика.
- Оскорбительные прозвища.
- Общение-допрос.
- Похвала с подвохом.
- Отказ от обсуждения вопроса.
Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися:
- Вспыльчивость
- прямолинейность
- резкость
- торопливость
- обостренное самолюбие
- упрямство
- самоуверенность
- отсутствие чувства юмора
- обидчивость
- простодушие
- медлительность
- Сухость
- неорганизованность
Признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к учащемуся:
- Он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему подумать.
- Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.
- Он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ.
- В то же время он чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ.
- Соответственно реже хвалит за правильный.
- Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.
- Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».
- Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.
Трудности и барьеры общения, пути их преодоления.
- Барьер негативной установки.
- Барьер несовпадение установок.
- Барьер отсутствия внимания и интереса.
- Барьер подражания.
- Барьер возраста.
- Барьер интеллектуальный.
- Барьер моральный.
- Барьер смысловой.
- Барьер эмоциональный:
- а) отрицательных эмоций,
- б) барьер страдания,
- в) барьер гнева,
- г) барьер признания,
- д) барьер страха,
- е) барьер плохого настроения.
- Эстетический барьер.
Культура общения включает в себя:
образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально – эстетические модификации: прочную нравственную основу , взаимное доверие субъектов общения, его результаты в виде усвоения истины, стимулирование деятельности, её чёткой организации.
Полезные советы.
Невербальные средства
–
внешний вид человека
(прическа, одежда, украшения, косметика), жесты, мимика, пантомимика.
Пантомимика
—
это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.
Дистанцию принято считать:
- до 45 см - интимной,
- 45 см - 1 м 20 см - персональной,
- 1 м 20 см - 4 м - социальной,
- 4 - 7 м – публичной;
- более 7 м - приводит к появлению барьеров в общении.
Жесты:
- описательные;
- психологические.
Жесты:
Пальцы около рта – необходимы одобрение, защита, поддержка окружающих.
увлеченные люди
Мимика.