СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление психолога на педсовете "Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения" (презентация)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

  В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.  

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.

Просмотр содержимого документа
«Выступление психолога на педсовете "Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения" (презентация)»

«Типичные ошибки  педагогов в  общении с  учащимися.  Методы их преодоления». Выполнила: Мальцева Е.С.

«Типичные ошибки педагогов в общении с учащимися. Методы их преодоления».

Выполнила:

Мальцева Е.С.

Учитель  и ученик

Учитель

и

ученик

Типичные ошибки в общении  преподавателей с учащимися: Обращение к учащимся не по имени, а по фамилии. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности. Приказной административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».

Типичные ошибки в общении преподавателей с учащимися:

  • Обращение к учащимся не по имени, а по фамилии.
  • Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
  • Приказной административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».
Невнимание к ответу ученика(прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа). Игнорирование психических особенностей опрашиваемых. Неумение выслушать, поддержать беседу. Отсутствие контакта глаз. Необъективность придирки. Невнимательность к достижениям учащихся.
  • Невнимание к ответу ученика(прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
  • Игнорирование психических особенностей опрашиваемых.
  • Неумение выслушать, поддержать беседу.
  • Отсутствие контакта глаз.
  • Необъективность придирки.
  • Невнимательность к достижениям учащихся.
Игнорирование стремления учащегося занять достойное место среди сверстников. Угрозы, приказы. Критика. Оскорбительные прозвища. Общение-допрос. Похвала с подвохом. Отказ от обсуждения вопроса.
  • Игнорирование стремления учащегося занять достойное место среди сверстников.
  • Угрозы, приказы.
  • Критика.
  • Оскорбительные прозвища.
  • Общение-допрос.
  • Похвала с подвохом.
  • Отказ от обсуждения вопроса.
 Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися: Вспыльчивость  прямолинейность  резкость  торопливость  обостренное самолюбие  упрямство

Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися:

  • Вспыльчивость
  • прямолинейность
  • резкость
  • торопливость
  • обостренное самолюбие
  • упрямство
самоуверенность отсутствие чувства юмора  обидчивость  простодушие медлительность Сухость неорганизованность
  • самоуверенность
  • отсутствие чувства юмора
  • обидчивость
  • простодушие
  • медлительность
  • Сухость
  • неорганизованность
  Признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к учащемуся:   Он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему подумать.   Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.   Он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ.

Признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к учащемуся:

  •   Он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему подумать.
  •   Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.
  •   Он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ.
В то же время он чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ.   Соответственно реже хвалит за правильный.   Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки. Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему». Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.
  • В то же время он чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ.
  •   Соответственно реже хвалит за правильный.
  •   Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.
  • Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».
  • Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.
Трудности и барьеры общения, пути их преодоления. Барьер негативной установки. Барьер несовпадение установок. Барьер отсутствия внимания и интереса. Барьер подражания. Барьер возраста. Барьер интеллектуальный. Барьер моральный. Барьер смысловой.

Трудности и барьеры общения, пути их преодоления.

  • Барьер негативной установки.
  • Барьер несовпадение установок.
  • Барьер отсутствия внимания и интереса.
  • Барьер подражания.
  • Барьер возраста.
  • Барьер интеллектуальный.
  • Барьер моральный.
  • Барьер смысловой.
Барьер эмоциональный: а) отрицательных эмоций, б) барьер страдания, в) барьер гнева, г) барьер признания, д) барьер страха, е) барьер плохого настроения.  Эстетический барьер.
  • Барьер эмоциональный:
  • а) отрицательных эмоций,
  • б) барьер страдания,
  • в) барьер гнева,
  • г) барьер признания,
  • д) барьер страха,
  • е) барьер плохого настроения.
  • Эстетический барьер.
Культура общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально – эстетические модификации: прочную нравственную основу , взаимное доверие субъектов общения, его результаты в виде усвоения истины, стимулирование деятельности, её чёткой организации.

Культура общения включает в себя:

образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально – эстетические модификации: прочную нравственную основу , взаимное доверие субъектов общения, его результаты в виде усвоения истины, стимулирование деятельности, её чёткой организации.

Полезные советы.

Полезные советы.

Невербальные средства – внешний вид человека (прическа, одежда, украшения, косметика), жесты, мимика, пантомимика.

Невербальные средства

внешний вид человека

(прическа, одежда, украшения, косметика), жесты, мимика, пантомимика.

Пантомимика   — это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.

Пантомимика  

это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.

Дистанцию принято считать: до 45 см  - интимной, 45 см - 1 м 20 см - персональной, 1 м 20 см - 4 м - социальной, 4 - 7 м – публичной; более 7 м -  приводит к появлению барьеров в общении.

Дистанцию принято считать:

  • до 45 см  - интимной,
  • 45 см - 1 м 20 см - персональной,
  • 1 м 20 см - 4 м - социальной,
  • 4 - 7 м – публичной;
  • более 7 м -  приводит к появлению барьеров в общении.
 Жесты:  описательные; психологические.

Жесты:

  • описательные;
  • психологические.
Жесты:   открытые; закрытые.

Жесты:  

  • открытые;
  • закрытые.
 Пальцы около рта – необходимы одобрение, защита, поддержка окружающих.

Пальцы около рта – необходимы одобрение, защита, поддержка окружающих.

увлеченные люди

увлеченные люди

Мимика.

Мимика.