Об организации профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в системе образования Иркутской области.
Обеспечение комплексной безопасности
образовательных организаций.
Нормативное правовое обеспечение профилактической деятельности
Наличие в образовательной организации законодательных, нормативных правовых и локальных актов
- Федеральных
- Региональных
- Ведомственных
- Муниципальных
- Локальных актов образовательной организации
Контроль руководителем исполнения (соблюдения)
Региональные ведомственные целевые программы/подпрограммы
Наименование и реквизиты
Мероприятия программы, реализуемые образовательной организацией
Освоение средств, количественные и качественные показатели (критерии, индикаторы)
Ресурсное обеспечение (муниципалитета)
Статистические данные: всего образовательных организаций, обучающихся
- ППМС-центров,
- Психологических кабинетов,
- Обеспеченность педагогами-психологами, социальными педагогами, врачами-психиатрами, врачами-наркологами
- Доступность получения специализированной помощи.
- Количество обращений.
- Эффективность оказанной помощи.
- Проблемы
Прогнозы.
Перспективы развития.
Пути решения.
Психолого-педагогическая деятельность в образовательной организации
Количество ставок педагогов-психологов (в штатном расписании/факт), образование, квалификационная категория, повышение квалификации по указанной тематике, условия работы и т.д.
Мониторинг психологического климата, межличностных отношений
Индивидуальная работа:
-протоколы ПМПк и СП с выводами и рекомендациями;
-наличие коррекционно-развивающих программ;
Групповая работа:
-проведение индивидуальных коррекционных занятий;
-формы, методы работы;
-анализ мониторинга;
-применяемые диагностические методики и обоснованность их выбора;
-формирование детских коллективов;
-оптимизация (коррекция) межличностных отношений;
-ведение индивидуальных карт;
-проведение тренингов групповых занятий;
-индивидуальное консультирование;
-направления к специалистам;
-участие в родительских собраниях и педагогических совещаниях;
-анализ результатов (эффективность, динамика);
-взаимосвязь с педагогами, родителями, специалистами
Классный руководитель – главный субъект профилактики
Индивидуальный подход к ребенку
Взаимодействие с учителями-предметниками
Учет возрастно-психологических особенностей обучающихся
Образовательная позиция образовательной организации по отношению к семье
Классный руководитель
Родитель – равноценный партнер
Взаимодействие со специалистами социально-психологических служб
Успех и благополучие каждого ребенка
Учёт несовершеннолетних и их семей
Количество обучающихся, состоящих на:
Основания постановки:
Протоколы, акты сверок с ПДН, постановления КДНиЗП.
внутришкольном учете -
- Пропуск уроков без уважительных причин.
- Совершение противоправных деяний.
- Употребление ПАВ.
- Иные.
Период времени. Динамика («+»,«-»).
Важно знать информацию о каждом!
в КДНиЗП -
в ПДН –
Количество семей, состоящих на учете:
в СОП -
в ТЖС -
Исполнение ст.9 Закона Иркутской области от 5 марта 2010 года № 7-оз «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области»
Индивидуальная работа с несовершеннолетним, состоящим на учёте; индивидуальная работа с родителями несовершеннолетних, состоящих на учёте
-Наличие положительной динамики (снижение, отсутствие) пропусков уроков б/у; успеваемости.
Психолого-педагогическая работа:
Социальный паспорт ОО.
Банк данных.
-результаты диагностического обследования на входе и на выходе, выводы рекомендации;
-Снижение (отсутствие) кол-ва обучающихся, переведенных на домашнее обучение.
ИПС...
-анализ причин пропусков уроков (самовольных уходов)
-Наличие положительной динамики в детско-родительских отношениях (формальные и неформальные показатели)
-контроль исполнения рекомендаций всеми участниками образовательных отношений;
-коррекция поведения;
-коррекция детско-родительских отношений;
-проведение индивидуальных и групповых форм работы;
-социализация;
-профориентация;
-оценка эффективности проводимых мероприятий;
-при необходимости – коррекция ИПС;
-повышение учебной мотивации;
-помощь в усвоении учебного материала;
-профилактика конфликтов, буллинга и т.д.
Важно знать о конкретной помощи каждому!
Занятость несовершеннолетних «группы риска»
В системе дополнительного образования (внутри ОО, за пределами).
Летний отдых (отдых во время каникул)
Временное трудоустройство
Вовлеченность в мероприятия, проводимые ОО, систематичность.
Поощрения, достижения
Необходимо знать информацию о каждом ребенке «группы риска» и представить ее по запросу
Профилактическая работа с обучающимися
Профилактические мероприятия:
Анализ
Уровни профилактической работы:
-первичная профилактика;
-наименования, охват профилактическими мероприятиями, превентивным образованием;
-системность и комплексность;
-вторичная профилактика;
-формы;
-третичная профилактика.
-доля детей «группы риска»– участников профилактических мероприятий;
Изучение мнения:
-деятельность наркопостов (кабинетов профилактики);
-анкетирования, опросы;
-учет мнения обучающихся
-развитие добровольчества;
-наставничество;
-социальное проектирование;
-привлечение специалистов ведомств и министерств;
-взаимодействие онлайн
Профилактическая работа с родителями
Анализ
Профилактические мероприятия:
Изучение мнения:
-наименования, охват;
-анкетирования, опросы;
-системность и комплексность;
-учет мнения родителей
-формы (не только беседы и родительские собрания!);
-доля семей СОП и ТЖС – участников профилактических мероприятий;
-активность родительской общественности, родительские инициативы;
-привлечение специалистов ведомств и министерств;
-привлечение СОНКО к работе с родителями;
-взаимодействие онлайн
Профилактическая работа с педагогами
Анализ
Профилактические мероприятия:
Изучение мнения:
-наименования, охват;
-анкетирования, опросы;
-системность и комплексность;
-учет мнения
-формы;
-профилактика профессионального выгорания;
-знание медиативных технологий;
-привлечение специалистов ведомств и министерств;
-привлечение СОНКО к работе с педагогами;
-формы и основания для поощрения
Инструменты профилактической работы
- ГТО
- Президентские спортивные соревнования и состязания
- Всероссийские акции
- РДШ
- 8 единых профилактических недель,
- Областные флэшмобы, акции,
- Региональные слеты волонтеров, фестивали, форумы
- Областные родительские собрания, форумы
- Областные конкурсы профессионального мастерства
- Музеи
- Театры
- Библиотеки
- Секции
- Кружки
- Кванториумы
- Ветеранские организации
- Добровольческие активы и т.д.
Организационно-методическая работа
Проблемно-ориентированный анализ
Промежуточный анализ.
Планирование Мероприятия,
Проблемно-ориентированный анализ по итогам года
распределение ресурсов,
метод.обеспечение
Целеполагание
Задачи
Основные направления комплексной безопасности образовательных организаций
Комплексная безопасность образовательных организаций
Обеспечение физической безопасности
Психолого-педагогическая безопасность (профилактика социально-негативных проявлений)
Обеспечение физической безопасности
Профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (Приказ Минтруда России от 11.12.2015г № 1010н
Охранные предприятия должны быть обеспечены :
- Ручными металлодетекторами
- Центрами видеомониторинга, осуществляющими контроль за постами охраны в удаленном режиме
- Собственными мобильными группами, оборудованными системой ГЛОНАС
- Кнопками экстренного вызова полиции (образовательными организациями заключены договоры о техническом обеспечении КЭВП и о реагировании мобильных нарядов полиции)
- Кинологическими службами
Основные направления по профилактике социально-негативных проявлений
- Профилактика совершения противоправных деяний (в т.ч. АУЕ, буллинг, вооруженные нападения)
- Профилактика распространения идеологии терроризма и экстремизма
- Профилактика зависимостей
- Профилактика суицидов
- Профилактика жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних (в т.ч. АУЕ, буллинг, вооруженные нападения)
- Профилактика безнадзорности и беспризорности
Основные направления психолого-педагогической безопасности
- Поддержка деятельности классных руководителей
- Активное взаимодействие с родительской общественностью
- Психолого-педагогический анализ ситуации в образовательной организации
- «Неумелая профилактика = пропаганде» . Освоение средств работы в информационном пространстве
- Оценка результативности профилактической работы
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Обеспечение безопасности образовательных организаций в случаях возникновения кризисных ситуаций, связанных с вооруженными нападениями»
Оценка эффективности профилактики социально-негативных проявлений (на примере г. Москва)
Учитывает результаты профилактической работы в отношении:
- Каждого обучающегося 7-11 классов, не совершавшего правонарушений в течении учебного года.
- Каждого обучающегося 7-11 классов, состоящего на внутришкольном учете в образовательной организации, не совершавшего правонарушений в течении учебного года.
- Каждого обучающегося 7-11 классов, состоящего на профилактическом учете в органах внутренних дел, не совершавшего правонарушений в течении учебного года.
Наличие рецидивов – показатель отсутствия эффективности, либо отсутствия профилактического воздействия!
И еще…
- Санитарное состояние здания, помещений, территории
- Ограждение периметра
- Сайты образовательных организаций
- Оформление образовательной организации
- Культура приветствия
- Общежития (для учреждений профобразования)
Благодарю за внимание!